sandra_rimskaya (sandra_rimskaya) wrote,
sandra_rimskaya
sandra_rimskaya

Конституция Германской империи (Веймарская) 11 августа 1919 г.



Германский народ, единый... и одушевленный намерением обновить и упрочить свою империю в свободе и справедливости, служить делу внутреннего и внешнего мира и способствовать общественному прогрессу, - дал себе эту конституцию.


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

УСТРОЙСТВО И ЗАДАЧИ ИМПЕРИИ

Отдел первый
Империя и области[1]


Статья 1. Германская империя - республика. Государственная власть исходит от народа.


Статья 2. Территория державы состоит из территорий германских областей. Другие территории могут быть принимаемы имперским законом в ее состав, если того пожелает их население в силу права на самоопределение.


Статья 4. Общепризнанные положения международного права имеют значение обязательных составных частей имперского германского права.


Статья 5. Государственная власть осуществляется по имперским делам органами империи на основании имперской конституции, по делам областей [земель] - органами областей [земель] на основании конституции областей [земель].

Статья 6. Исключительно законодательству империи подлежат: 1) внешние сношения; 2) колониальное дело; 3) гражданство, свобода передвижения, иммиграция и эмиграция и выдача преступников; 4) устройство обороны; 5) монетное дело; 6) таможенное дело, а также единство таможенной и торговой территории и свобода товарного обращения: 7) почтовое и телеграфное дело, включая телефонное дело.


Статья 7. Законодательству империи подлежат: 1) гражданское право; 2) уголовное право; 3) судопроизводство, включая исполнение приговора и взаимную ведомственную помощь властей; 4) паспортное дело и полиция иностранцев; 5) благотворительность и попечение о странствующих; 6) печать, союзы и собрания; 7) политика народонаселения, попечение о материнстве, младенчестве, детстве и юности; 8) здравоохранение, ветеринарное дело и защита растений от болезней и вредителей; 9) рабочее право, страхование, охрана рабочих и служащих, а также приискание труда; 10) учреждение профессиональных представительств для имперской территории; 11) попечение об участниках войны и их сиротах; 12) право отчуждения; 13) обобществление естественных богатств и хозяйственных предприятий, а также добыча, производство, распределение и расценка экономических благ для общественного хозяйства; 14) торговля, система мер и весов, выпуск бумажных денег, банковое дело, а также биржевое дело; 15) обращение продуктов питания и потребления, а также предметов повседневного обихода; 16) промышленность и горное дело; 17) страховое дело; 18) мореплавание; рыбная ловля в открытом море и береговых водах; 19) железные дороги, внутреннее судоходство, передвижение при помощи силовых двигателей по суше, воде и воздуху, а также постройка дорог, поскольку это касается общих путей сообщения и обороны страны; 20) театральное и кинематографическое дело.


Статья 8. Империя располагает, далее, законодательной властью в области налогов и прочих доходов, поскольку они целиком или частью взимаются для ее целей. Если империя отнесет к себе какие-нибудь налоги или прочие доходы, которыми раньше распоряжались области, то ей надлежит озаботиться о сохранении жизнеспособности областей.


Статья 9. Поскольку встречается надобность в издании однородных предписаний, империя пользуется законодательной властью по вопросам: ...2) охраны публичного порядка и безопасности.


Статья 10. Империя может в законодательном порядке устанавливать основные положения относительно: 1)прав и обязанностей религиозных обществ; 2) школьного дела, включая высшие учебные заведения и научные библиотеки; 3) прав чиновников всех союзов публичного характера; 4) земельного права, распределения земельной площади, образования населенных пунктов и прав на земельный надел, ограничений землевладения, жилищного дела и распределения населения; 5) погребального дела.


Статья 11. Империя может в законодательном порядке устанавливать основные положения относительно допустимости и способа взимания в областях налогов, поскольку это необходимо для охраны важных общественных интересов или устранения: 1) ущерба для доходов или торговых отношений империи; 2) двойного обложения; 3) чрезмерных или затрудняющих оборот сборов за пользование общественными путями сообщения и сооружениями; 4) невыгодного обложения ввозимых товаров, по сравнению с продуктами внутреннего производства, в торговом обороте между областями и частями областей, или 5) вывозных премий.


Статья 12. До тех пор и в той мере, поскольку империя не пользуется своими законодательными правами, области сохраняют законодательную власть. Это не распространяется на круг исключительной законодательной
компетенции империи.


Статья 13. Имперское право имеет перевес над областным правом...


Статья 14. Имперские законы приводятся в исполнение областными властями, поскольку в этих законах не постановлено иначе.


Статья 17. Каждая область должна иметь республиканскую конституцию. Народное представительство должно избираться на основе всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права... гражданами Германской империи, мужчинами и женщинами, на началах пропорционального представительства. Областное правительство должно пользоваться доверием народного представительства.
Основные положения для выборов в народное представительство действительны и для общинных выборов. Но областной закон может поставить право участия в выборах в зависимость от проживания в общине сроком не более одного года.

Отдел второй
Рейхстаг

Статья 20. Рейхстаг состоит из депутатов германского народа.


Статья 21. Депутаты являются представителями всего народа. Они подчиняются только своей совести и не связаны мандатами.


Статья 22. Депутаты избираются всеобщей, равной, прямой и тайной подачей голосов на началах пропорционального представительства, мужчинами и женщинами, достигшими 20-летнего возраста. Выборы должны производиться в воскресенье или в дни общественного отдыха.
Подробности устанавливает имперский избирательный закон.


Статья 23. Рейхстаг избирается на 4 года. Новые выборы должны быть произведены не позже как на 60-й день со времени истечения этого срока.
Рейхстаг собирается в первый раз не позже чем на 30-й день после выборов.


Статья 24. Рейхстаг собирается ежегодно в первую среду ноября в месте пребывания имперского правительства. Председатель рейхстага обязан созвать его раньше, если того потребует президент империи или по крайней мере 1/3 членов рейхстага. Рейхстаг устанавливает время окончания сессии в день нового собрания.


Статья 25. Президент империи может распускать рейхстаг, но не более одного раза по данному поводу.
Новые выборы должны быть произведены не позже чем на 60-й день после роспуска.


Статья 29. Заседания рейхстага публичны. По предложению 50 членов и большинством в 2/3 голосов заседание
может быть объявлено закрытым.


Статья 30. Соответствующие истине добросовестные отчеты о прениях на публичных заседаниях рейхстага, ландтага[2] или комиссий свободны от всякой ответственности.


Статья 32. Для постановления рейхстага требуется простое большинство голосов, поскольку конституция не предписывает другого соотношения их...


Статья 33. Рейхстаг и его комиссии могут потребовать присутствия рейхсканцлера и каждого из имперских министров.
Рейхсканцлер, имперские министры и их уполномоченные имеют доступ на заседания рейхстага и его комиссий. Области имеют право посылать на эти заседания уполномоченных, которые излагают точку зрения своего правительства по обсуждаемому предмету.
По их требованию должны выслушиваться представители правительств во время прений, а представители имперского правительства - даже вне порядка дня...

Статья 34. Рейхстаг имеет право, а по предложению 1/5 своих членов обязан, назначать следственные комиссии.
Эти комиссии собирают в публичных заседаниях доказательства, которые они или инициаторы предложения считают нужными. Заседания следственной комиссии могут бытьобъявлены закрытыми большинством 2/3 ее членов. Наказ определяет порядок производства дел в комиссии и устанавливает число ее членов...


Статья 35. Рейхстаг назначает постоянную комиссию по иностранным делам, которая может действовать и во время перерыва сессии рейхстага, а также по окончании его легислатуры или после его роспуска до собрания нового рейхстага. Заседания этой комиссии непубличны, если сама комиссия большинством 2/3 голосов не постановит заседать при открытых дверях. Рейхстаг назначает далее постоянную комиссию для охраны прав народного представительства по отношению к имперскому правительству на время перерыва сессии и по окончании срока легислатуры.
Эти комиссии имеют права следственных комиссий.


Статья 36. Никто из членов рейхстага или какого-либо из ландтагов не может когда-либо быть подвергнут преследованию в судебном или должностном порядке или вообще быть привлечен к ответственности, иначе как в самом законодательном собрании, за свое голосование или за мнение, выраженное при осуществлении его депутатской деятельности.


Статья 39. Чиновники и лица, принадлежащие к составу вооруженных сил, не нуждаются в отпуске для отправления должности члена рейхстага или ландтага.
Если они добиваются получения депутатских полномочий в этих органах, то для подготовки их выборов им должен быть предоставлен необходимый отпуск.


Статья 40. Члены рейхстага пользуются правом на бесплатный проезд по всем германским железным дорогам и на вознаграждение в размере, определяемом имперским законом.


Отдел третий
Президент империи и имперское правительство

Статья 41. Президент империи избирается всем германским народом.
Избран может быть каждый немец, которому исполнилось 35 лет...


Статья 43. Президент империи избирается на 7 лет. Переизбрание допускается. До истечения срока президент: империи может быть смещен народным голосованием по предложению рейхстага. Для постановления рейхстага об этом требуется большинство - 2/3 - голосов. Постановлением этим президент империи отстраняется от дальнейшего исполнения должности. Отклонение народным голосованием предложения о смещении считается переизбранием и влечет за собою роспуск рейхстага.
Президент империи не может быть подвергнут уголовному преследованию без согласия рейхстага.


Статья 45. Президент империи представляет империю в международно-правовых отношениях. Он заключает от имени империи союзы и иные договоры с иностранными государствами. Он аккредитует и принимает посланников.
Объявление войны и заключение мира совершаются посредством имперского закона.
Союзы и договоры с иностранными государствами, относящиеся к предметам имперского законодательства, нуждаются в согласии рейхстага.


Статья 46. Президент империи назначает и увольняет имперских чиновников и офицеров, поскольку в законе не
постановлено иначе. Он может предоставить осуществление права назначения и увольнения другим властям.


Статья 47. Президенту империи принадлежит верховное командование всеми вооруженными силами империи.


Статья 48. Если какая-нибудь область не выполняет обязанностей, возложенных на нее конституцией или имперскими законами, то президент империи может понудить ее к этому с помощью вооруженной силы,
Если в пределах Германской империи серьезно нарушены общественная безопасность и порядок или если грозит
серьезная опасность такого нарушения, то президент империи может принимать меры, необходимые для восстановления общественной безопасности и порядка, в случае надобности с помощью вооруженной силы. С этой целью он может временно приостанавливать полностью или частично гарантии основных прав, данные ст.ст. 114, 115, 117, 118 123, 124 и 153.
О всех мерах, принятых на основании разделов 1 и 2 этой статьи, президент империи должен немедленно доводить до сведения рейхстага. Эти меры подлежат отмене потребованию рейхстага.
В случае опасности промедления правительство одной из областей может принять на своей территории временные меры, соответствующие указанным в разделе 2. Эти мерыподлежат отмене по требованию президента империи или рейхстага...


Статья 50. Все приказания и распоряжения президента империи, в том числе в отношении вооруженных сил, действительны лишь после скрепы их рейхсканцлером или соответствующим имперским министром. Скрепа означает принятие ответственности.


Статья 52. Имперское правительство состоит из рейхсканцлера и имперских министров.


Статья 53. Рейхсканцлер и по его предложению имперские министры назначаются и увольняются президентом империи.


Статья 54. Рейхсканцлер и имперские министры нуждаются для отправления своих должностей в доверии рейхстага. Каждый из них должен подать в отставку, если рейхстаг определенным постановлением лишает его доверия.


Статья 55. Рейхсканцлер председательствует в имперском правительстве и руководит его делами по наказу, принятому правительством и одобренному президентом империи.


Статья 56. Рейхсканцлер устанавливает руководящие линии политики и несет за это ответственность перед рейхстагом. В пределах этих положений каждый имперский министр самостоятельно ведает вверенной ему отраслью под своей ответственностью перед рейхстагом.


Статья 58. Имперское правительство принимает свои решения большинством голосов. При равенстве голосов решает голос председательствующего.



Статья 59. Рейхстаг имеет право возбуждать перед государственным судом Германской империи обвинения против президента империи, рейхсканцлера и имперских министров в том, что они преступно нарушили конституцию или имперский закон. Предложение о возбуждении обвинения должно быть подписано не менее чем 100 членами рейхстага и нуждается в согласии большинства, потребного для изменений конституции. Подробности определяются имперским законом о государственном суде.

Отдел четвертый
Рейхсрат

Статья 60. Для представительства германских областей в законодательстве и управлении империи образуется рейхсрат.


Статья 61. В рейхсрате каждая область имеет по крайней мере один голос. Более крупные области получают по одному голосу на 700 тыс. жителей. Излишек, равный по крайней мере 350000 жителей, считается за 700000. Ни
одна область не может быть представлена более чем 2/5 всех голосов.
(Немецкая Австрия по присоединении своем к Германской империи получает право участия в рейхсрате с числом голосов, соответствующим численности ее населения. До тех пор представители Немецкой Австрии пользуются совещательным голосом)[3].
Число голосов устанавливается рейхсратом заново всякий раз после производства всеобщей переписи.
Статья 63. Области будут представлены в рейхсрате членами своих правительств. Однако половина прусских голосов предоставляется представителям провинциальных управлений Пруссии, согласно ее закону.
Области имеют право посылать в рейхсрат столько представителей, сколько имеют голосов.


Статья 65. В рейхсрате и его комиссиях председательствует член имперского правительства. Члены имперского правительства имеют право - а в случае требования обязаны - участвовать в заседаниях рейхсрата и его комиссий. Во время прений их должно выслушивать всякий раз, как они потребуют этого.


Статья 66. Имперское правительство, равно как и каждый член рейхсрата, управомочено вносить предложения в
рейхсрат...
При голосовании решает простое большинство голосующих.


Статья 67. Рейхсрат должен постоянно держаться имперскими министерствами в курсе имперских дел. К обсуждению важных вопросов имперские министерства должны привлекать соответствующие комиссии рейхсрата.



Отдел пятый
Имперское законодательство

Статья 68. Законопроекты вносятся либо имперским правительством, либо по инициативе членов рейхстага.
Имперские законы издаются рейхстагом.


Статья 69. Внесение законопроектов имперским правительством требует согласия рейхсрата. Если между имперским правительством и рейхсратом не состоялось соглашение, то имперское правительство все-таки может внести законопроект, но обязано при этом представить отдельное мнение рейхсрата.
Если рейхсрат принимает законопроект, который не одобрен имперским правительством, то последнее обязано
внести его в рейхстаг с изложением своей точки зрения.


Статья 70. Президент империи обязан облекать в должную форму законы, принятые сообразно конституции, и обнародовать их в "Reichsgesetzblatt"[4] в месячный срок.

Статья 73. Закон, принятый рейхстагом, должен быть до опубликования поставлен на народное голосование, если о том постановит президент империи в течение месяца.
Закон, опубликование которого было отсрочено по предложению по крайней мере 1/3 членов рейхстага, должен быть поставлен на народное голосование, если этого потребует 1/12 имеющих право голоса граждан. Народное голосование, далее, должно иметь место, если 1/10 имеющих право голоса граждан берет почин внесения какого-нибудь законопроекта. В основу народной инициативы должен быть положен разработанный законопроект. Правительство должно представить его рейхстагу с изложением своего мнения. Народное голосование не производится, если требуемый законопроект принят рейхстагом без изменения. По поводу бюджета, налоговых законов и оплаты служащих народное голосование может быть произведено только по почину президента империи.
Порядок производства народного голосования и народной инициативы устанавливается имперским законом.


Статья 74. Рейхсрат имеет право опротестования законов, принятых рейхстагом.
Протест должен быть заявлен имперскому правительству в течение 2 недель после заключительного голосования в рейхстаге и снабжен мотивировкой не позднее как в течение 2 следующих недель.
В случае опротестования закон представляется в рейхстаг для вторичного вынесения постановления. Если при этом рейхстаг и рейхсрат не придут к соглашению, то президент империи может в течение 3 месяцев распорядиться произвести народное голосование по предмету расхождения во мнениях. Если президент не воспользуется этим правом, то закон считается неполучившим законной силы. Если рейхстаг большинством 2/3 голосов примет постановление вопреки протесту рейхсрата, то президент обязан в трехмесячный срок или опубликовать закон в одобренной рейхстагом редакции, или распорядиться о производстве народного голосования.


Статья 75. Постановление рейхстага может быть лишено силы народным голосованием

http://pnu.edu.ru/ru/faculties/full_time/uf/iogip/study/studentsbooks/histsources2/igpzio64/

Tags: Германия, СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments