sandra_rimskaya (sandra_rimskaya) wrote,
sandra_rimskaya
sandra_rimskaya

Category:

Положение об управлении крепостями. (от 15 сентября 1901 года) 01

Высочайше утверждённое Положение об управлении крепостями

(от 15 сентября 1901 года)




[895]

20642. — Сентября 15. Высочайше утверждённое Положение об управлении крепостями.

Положение Военного Совета, Высочайше утверждённое 15 Сентября 1901 года (Собр. Узак. 1902 г. Января 29, отд. I, ст. 113). — Высочайше утверждённым, в 15-й день Сентября 1901 года, положением Военного Совета постановлено:

1. Принять к руководству взамен статей 303—438 кн. III Свода Военн. Пост. 1869 года (изд. 2) прилагаемый при сём проект Положения об управлении крепостями, оставив в своей силе приложения к статье 403 той же книги (Пол. о крепостн. пожарн. командах).

2. Означенный проект Положения применить в крепостях немедленно по его утверждении, поскольку это окажется возможным без введения новых штатов Крепостных Управлений.

Положение.

ГЛАВА ПЕРВАЯ.

Положения общие.

1. Управление каждой крепостью вверяется Коменданту крепости, соединяющему в своём лице общее начальствование над всеми частями войск, Управлениями, учреждениями, заведениями и лицами, в состав крепостного гарнизона входящими, всеми инженерными сооружениями, артиллерийским вооружением, различного рода вспомогательными средствами обороны, равно как складами и запасами, как для мирных, так и для боевых потребностей крепости предназначенными.

2. Крепости, согласно Высочайше утверждённого расписания, в зависимости от их стратегического значения, их вооружения и гарнизона, — разделяются на три класса.

Примечание. Крепости, утратившие боевое своё значение, но сохраняемые как пункты складов и в иных видах, — не входят в означенное расписание, и управление ими ведётся на особых основаниях.

3. В крепости I и II классов Коменданты назначаются по непосредственному усмотрению Государя Императора, а III-го класса — по представлению Военного Министра, с объявлением о тех и других в Высочайшем приказе, а первых двух, [896] сверх сего, и в указе Правительствующему Сенату.

Примечание. В военное время в крепости, находящиеся в пределах действующей армии, Коменданты могут быть назначаемы Главнокомандующим или Командующим армией, с представлением сих назначений на Высочайшее утверждение.

4. Коменданты крепостей состоят в ведении Военного Министерства и подчиняются Главным Начальникам военных округов.

Примечание 1. С объявлением военного положения Коменданты крепостей, находящихся в пределах местностей, подведомых Главнокомандующему или Командующему армиею, подчиняются сим последним.

Примечание 2. В местностях, подчинённых Военным Губернаторам, взаимные отношения их и Комендантов крепостей определяются особым Положением.

5. На обязанности и ответственности Окружных и Главных Управлений лежат все распоряжения: а) по снабжению крепостей предметами боевого и хозяйственного назначения и установлению правил: их хранения, расходования и отчётности по оным, как материальной, так и денежной; б) по установлению программ и порядков обучения различных частей крепостных войск; в) по техническому выполнению различного рода специальных работ и установлению контроля и отчётности в оных; г) по укомплектованию личного состава частей и Управлений крепостных гарнизонов. Независимо сего на Начальников Отделов Окружных Управлений возлагается инспектирование соответственных Крепостных Управлений и учреждений и специальных частей крепостных войск во всех отношениях — в сроки, Главным Начальником округа назначаемые, причём о результатах инспекции они доносят Главному Начальнику военного округа, сообщая о них в то же время и Коменданту крепости; порядки же инспекций особо командируемыми лицами Главных Управлений Военного Министерства определяются особо установленными на сие правилами.

6. Для управления крепостью при Коменданте находятся: а) Крепостной Штаб и Крепостные Управления: б) Инженерное, в) Артиллерийское, г) Интендантское и д) Медицинское.

Примечание. Сверх сих общих органов крепостного управления в распоряжение Коменданта крепости назначаются, где окажется нужным: офицер морского ведомства — для заведывания морскими или речными средствами обороны, а с объявлением крепости на военном положени — чины военно-судебного ведомства для производства следствия и суда, и, по предварительному соглашению Министров Военного и Финансов, — чины последнего для образования Крепостного Казначейства.

7. Состав Крепостных Управлений определяется штатами, а порядок делопроизводства — общими правилами письмоводства в войсках и военных Управлениях.

8. В крепостях, имеющих кроме главного укрепления отдельные самостоятельные форты или укрепления, в военное время назначаются во все форты Временные Командиры, а для объединения обороны передовых фортов с соответствующими укреплениями второй линии и верками главной крепости — назначаются особые Начальники отделов обороны с необходимым числом чинов при них. Все эти лица назначаются из общего состава чинов Крепостных Управлений и войск гарнизона.

Примечание 1. Буде и в мирное время признается необходимым назначить особого Временного Командира в какой-либо отдельный форт или укрепление крепости или же организовать заведывание тем или другим из отделов обороны, то, по представлениям Командующих войсками, меры сии приводятся в исполнение с разрешения Военного Министра.

Примечание 2. В тех отдельных фортах и укреплениях, где не представляется в мирное время иметь особых Командиров, наблюдение за сохранением общего порядка возлагается распоряжением Коменданта крепости на подлежащих лиц согласно Уставу о гарнизонной службе.

9. Каждой крепости назначается особый территориальный район — крепостной район, определяемый особо утверждённым для оной планом, причём в пределы его, смотря по положению крепости, включается не только пространство, занятое укреплениями но и окрестная местность в расстоянии примерно одного перехода.

Примечание 1. Порядок определения и утверждения границ как общего крепостного (ст. 9), так и семивёрстного районов (ст. 72) для каждой крепости устанавливается особыми Высочайше утверждёнными для сего Правилами.

Примечание 2. Отношения Коменданта и Крепостных Управлений к крепостному району и его населению определяются дальнейшими статьями настоящего [897] Положения, а также Высочайше утверждёнными планами и Правилами для крепостных эспланад и подробною инструкциею по составлению плана приведения крепости в готовность к обороне.

Примечание 3. О включении населённых мест в крепостной район жители их извещаются местным начальством.



ГЛАВА ВТОРАЯ.

Обязанности и права Коменданта крепости.

Отделение первое.

Обязанности и права Коменданта по общему управлению крепостью.

10. Комендант крепости должен почитать главнейшею обязанностью своею непрестанную заботливость о благоустройстве вверенной ему крепости во всех отношениях и полной готовности оной к обороне.

11. Коменданту, как прямому старшему начальнику в крепости, подчиняются все без исключения части крепостного управления, войска, учреждения, заведения и лица, крепостной гарнизон составляющие или для потребностей крепости мирного или военного времени предназначенные, на основаниях, в сём разделе изложенных.

12. Общие права и обязанности Коменданта по отношению к войскам, Управлениям и лицам вверенной ему крепости, определяются в крепостях I класса правами и обязанностями Командира неотдельного корпуса, II и III классов — Начальника дивизии.

13. По отношению к квартирующим в пределах крепости войскам, не принадлежащим к составу крепостного гарнизона, а равно военным чинам, учреждениям и заведениям, не предназначенным для потребностей крепости мирного или военного времени, — Комендант исполняет обязанности и пользуется правами Начальника гарнизона, если не последует иного указания Командующего войсками округа.

Примечание. В случаях, когда, по ближайшим соображениям Главного Начальника военного округа и Военного Министерства, признаётся соответственным в мирное время передать в ближайшее ведение Коменданта какие-либо из упомянутых в сей статье учреждений и заведений, а равно складов и запасов разного рода, — Военному Министру предоставляется утверждать на сей предмет особые, временные для каждого случая, правила и инструкции.

14. На обязанности и ответственности Коменданта лежит общее руководство деятельностью всех отделов крепостного управления, всею внутреннею жизнью частей гарнизона и их боевою подготовкою на точном основании правил и установлений, как общих, так и специальных, до сих отделов и частей войск касающихся.

15. Комендант обязывается иметь постоянный надзор как за обучением общим и специальным, так и за практическими занятиями всех частей и команд, гарнизон крепости составляющих, наблюдая, чтобы таковые производились согласно положений, инструкций, курсов обучения, программ и расписаний, на сей предмет установленных.

Примечание. В видах наибольшего согласования обучения мирного времени с местными условиями и потребностями обороны вверенной ему крепости, Коменданту поставляется в обязанность входить в надлежащих случаях с представлениями о соответственных изменениях или дополнениях в нормальных программах и порядках обучения.

16. Все совокупные занятия различных частей гарнизона крепости с целями надлежащего согласования и связи в их боевой подготовке, равно как общие крепостные маневры, ведутся под непосредственным личным руководством Коменданта, согласно программам, составленным последним, одобренным Главным Начальником военного округа, или же указаниям, сим последним преподанным.

17. Комендант обязан наблюдать за постоянною исправностью всех крепостных сооружений, всего вооружения, всех боевых и материальных средств крепости и её гарнизона, к какой бы специальности они ни принадлежали, и за соблюдением установленных для содержани, хранения и употребления их порядков и способов.

18. По отношению к техническому выполнению в крепости различного рода работ, а равно и хозяйственных операций инженерного, артиллерийского и интендантского ведомств, связанных с определённой технической, материальной и денежной в них отчётностью, — обязанности и ответственность в них Коменданта заключаются в наблюдении за установлением должного технического надзора при [898] их выполнении и знании сущности хода и успеха их.

Если же откроются какие-либо упущения или отступления в выполнении работ или операций, то Комендант, не приостанавливая всего производства работы или операции, сообщает о том Начальнику соответствующего Отдела Военно-Окружного Управления или доносит Главному Начальнику военного округа.

Примечание 1. Утверждённые в надлежащем порядке годовые хозяйственные планы и соображения означенных ведомств по отношению к данной крепости сообщаются соответственными Окружными Управлениями Коменданту оной для сведения.

Примечание 2. Порядки и направление технического выполнения работ и хозяйственных операций, Крепостными Управлениями производимых, преподаются последним непосредственно Хозяйственными Управлениями высших инстанций — Окружными и Главными Управлениями. Точное выполнение оных, а равно отчётность техническая, материальная и денежная, согласно правилам, в каждом из означенных в настоящей статье ведомств установленным, лежит на ответственности Начальников подлежащих Крепостных Управлений.

19. Все распоряжения Главных и Окружных Военных Управлений, касающиеся крепости, частей войск, Управлений и лиц, в состав крепостного гарнизона входящих, сообщаются Коменданту Главным Начальником военного округа или от его имени Начальником подлежащего Окружного Управления, или же непосредственно Главным Управлением. Лишь по вопросам технического выполнения работ и хозяйственных операций и надлежащей в них отчётности Начальники Крепостных Управлений получают указания и распоряжения непосредственно от Окружных и Главных Управлений, причём до выполнения оных докладывают их Коменданту.

20. Никакие сооружения инженерного и других ведомств в крепости, как боевого характера, так и для потребностей военного или мирного времени предназначаемые, не должны производиться, равно как и никакие проекты и предположения о постройках, от Крепостных Управлений исходящие, не должны восходить в высшие инстанции и учреждения без официального одобрения или заключения по оным Коменданта.

Примечание. Правило это распространяется и на всякие изменения и перестройки в существующих зданиях и верках крепости.

21. Комендант обязан наблюдать за своевременным представлением Начальниками Крепостных Управлений в подлежащие учреждения установленных смет и отчётностей, как технических, так и материальных, и денежных.

22. Комендант наблюдает за правильным употреблением войск на работы по крепости.

23. Комендант обязан заботиться о правильном и удобном распределении всех помещений крепости, предназначенных как для войск и учреждений, так и для боевых и продовольственных складов и запасов, сообразуя, по возможности, таковое распределение и в мирное время с потребностями и условиями обороны крепости.

24. Комендант крепости наблюдает за установленным законом свидетельствованием в Отделах Крепостного Управления сумм, ассигновок и имущества, и, независимо сего, когда празнает нужным, провзводит таковые свидетельствования лично или чрез особые, образуемые его приказом, Комиссии.

25. Руководствуясь, в отношении производства инспекторских смотров войскам гарнизона и Крепостным Управлениям и заведениям, общими правилами, на сей предмет в военном ведомстве установленными, Комендант имеет право во всякое время производить лично частные осмотры во всех отношениях как в войсках гарнизона крепости, так равно в Управлениях, учреждениях, заведениях и складах оной.

26. По отношению к войскам, квартирующим в крепости, но в состав гарнизона оной не входящим, Коменданту предоставляется производить лично или через Начальника Крепостного Штаба осмотры оных, но не более раза в году, причём он поверяет численность войск и состояние их по тем предметам, кои имеют связь со службою в крепости. О результатах осмотра он доносит Главному Начальнику военного округа и сообщает подлежащим начальникам войсковых частей.

27. Общие строевые и специальные смотры Комендант производит: а) строевой смотр всем частям гарнизона — перед началом практических занятий; б) смотр стрельбы артиллерии крепости — по окончании оною курса практической стрельбы, и [899] в) смотр инженерным войскам и вспомогательным частям и командам сего ведомства по их специальностям — по окончании их практических занятий. Последние два смотра (б и в) производятся по особым программам, составляемым Комендантом и утверждаемым Главным Начальником военного округа.

Примечание. В крепостях, артиллерийские гарнизоны коих проходят курс практической стрельбы на особых полигонах, вне крепостей находящихся, смотр стрельбы производится Комендантом также на полигоне.

28. Комендант обязан ежегодно, по прекращении инженерных и артиллерийских работ на верках крепости, произвести подробный личный осмотр всех укреплений и сооружений с их вооружением — для определения успешности работ и внесения в годовой отчёт точных данных о действительном их состоянии.

29. Комендант представляет ежегодно, к 1 Февраля, Главному Начальнику округа отчёт по всем частям устройства крепости, её Управлениям и заведениям, а равно по службе, практическим и совокупным занятиям и манёврам частей войск гарнизона, согласно особо устанавливаемых для этой отчётности программы и формы. При зтом данные, подлежащие сохранению в тайне, излагаются в особом секретном приложении.

30. Комендант хранит у себя лично, под особым ключом, крепостной штандарт.

Примечание. Крепостной флаг хранится в особом помещении и под особым ключом, у флагштока; ключ от сего помещения хранится на гауптвахте, по указанию Коменданта.

31. Комендант не может без разрешения Главного Начальника военного округа ночевать вне крепости.

32. В случае болезни или отсутствия Коменданта, должность его исполняет старший из чинов Крепостных Управлений и постоянного гарнизона крепости, если для сего не будет назначено особое лицо.



Отделение второе.

Обязанности и права Коменданта по охране и обороне крепости.

33. Обязанности и права Коменданта по охране и обороне крепости определяются сообразно тому, находится ли крепость на мирном, на военном или в осадном положениях.



1. При состоянии крепости на мирном положении.

34. Комендант крепости должен почитать оную всегда могущею подвергнуться нечаянному нападению и быть вынужденною внезапно перейти из мирного положения на военное и даже в осадное. Посему ему поставляется в обязанность постоянно наблюдать за исправным состоянием всех частей устройства гарнизона, вооружения и снабжения крепости.

35. Дабы быть в состоянии при наступившей надобности защищать вверенную ему крепость с должным упорством, Комендант должен быть лично в постоянной готовности к выполнению этой главнейшей из его обязанностей и обращать особое внимание и заботливость свою на достижение такой же готовности всеми чинами и лицами гарнизона. Для сего он обязан заблаговременно, в мирное время, привести в совершенную ясность все меры и действия для надлежащей обороны крепости, во всех вероятнейших предположениях атаки оной потребные, и, изучив свойства, цели и значение сооружений крепости и их вооружения, — составить: а) план (проект) обороны крепости и б) план приведения крепости в готовность к обороне (мобилизация крепости).

36. Для выработки плана обороны крепости Главный Начальник военного округа снабжает Коменданта: а) Высочайше утверждённою для данной крепости Инструкциею, определяющей ближайшее назначение оной и значение её в общей системе обороны, и б) особыми от себя указаниями, кои признает нужным сделать в развитие основ означенной Инструкции, с изложением своих соображений о времени и средствах, могущих быть продоставленными крепости для выполнения её назначения, выгоднейших способах их употребления и т. п.

Получив эти руководящие основания, Комендант при участии Начальника Крепостного Штаба, Начальников Крепостных Управлений и тех из высших чинов гарнизона, коих признает полезным привлечь к сему делу, вырабатывает подробный план (проект) обороны при всех предвидимых, вероятных и возможных положених и случайностях, в кои крепость может быть [900] поставлена действиями противника и ходом операций наших полевых войск на том же театре войны. План обороны должен исходить из существующего, современного его составлению положения крепости, и все предполагаемые им дополнительные меры должны быть соображены с возможностью своевременного приведения их в исполнение; в нём должны быть выражены, с возможною подробностью, не только общие соображения о характере и способах обороны, но и все предполагаемые распределения войск гарнизона, артиллерийского вооружения и боевых запасов, инженерные работы и соответственный каждому предположению порядок употребления сил и средств крепости, для военного времени предназначенных. План этот по его изготовлении и за подписью Коменданта и лиц, участвовавших в его составлении, с приложением к нему в подлиннике тех отдельных мнений, кои при обсуждении плана были заявлены, рассматриваетея и утверждается или изменяется Главным Начальником военного округа лично, на месте, в самой крепости, и никуда высылаем быть не может.

37. План приведения крепости в готовность к обороне (мобилизационный план) составляется неотлагательно по утверждении Главным Начальником военного округа плана обороны, в полном соответствии с целями и предположениями последнего и на основании правил и указаний, изложенных в особом на сей предмет наставлении, Главным Штабом преподанном. К разработке этого плана как в общих его чертах, так и в подробностях, привлекаются все Начальники Крепостных Управлений, коим и преподаются Комендантом руководящие данные и указания для составления в каждом Управлении подлежащих оному частей общего плана. По обсуждении засим, в особых под своим продседательством Совещаниях, всех по сему делу соображений и работ сказанных Управлений и надлежащем согласовании оных — Комендант утверждает окончательно выработанный план своею подписью, после чего таковой и служит руководством для всех подготовительных к своевременному выполнению его мер и распоряжений по каждому из Крепостных Управлений, по принадлежности. Об окончательном составлении и утверждении им плана Комендант доносит Главному Начальнику военного округа, от усмотрения которого зависит удостовериться на месте в верности и целесообразности оного или лично, или через подлежащих Начальников Окружных Управлений, по принадлежности, и указать затем те изменения, кои признает соответственными.

38. В плане приведения крепости в готовность к обороне должны быть предусмотрены не только потребности боевого, но и хозянственного характера, принимая во внимание как крепостные продовольственные и материальные запасы, так и данные о средствах всего крепостного района и способах и мерах к их приобретению и перевозке. Наблюдение за собранием сих данных, точностью их и за своевременным их освежением должно составлять предмет особой заботливости Коменданта.

39. Как план (проект) обороны крепости, так и план приведения крепости в готовность к обороне, должны быть освежаемы, дополняемы или изменяемы по мере изменения обстоятельств и данных, обусловливавших первоначальное их составление. В сих видах Комендант неослабно наблюдает, чтобы в каждой части крепостного управления все соображения, сказанными изменениями вызываемые, содержались постоянно в полной готовности.

40. В конце каждого года Комендант обязан совместно с Начальником Штаба и Начальниками Крепостных Управлений подвергнуть план приведения крепости в готовность к обороне пересмотру, принимая в соображение все последовавшие в течение года улучшения и изменения как в крепостных сооружениях и их вооружении, так и в личных и материальных средствах крепости. В начале каждого года, и не позже 1 Февраля, план этот должен быть вновь приведен в совершенно законченный вид и утверждён Комендантом, с донесением о сём Главному Начальнику военного округа, во власти которого произвести поверку плана порядком, указанным в статье 37 сего Положения.

Примечание. В чрезвычайных случаях, могущих потребовать неотлагательные изменения в этом плане, Комендант обязан внести таковые в план, не ожидая конца года, донеся о сём Главному Начальнику военного округа.

41. Общий план (проект) обороны крепости со всеми к нему данными и соображениями хранится в Штабе крепости под личною ответственностью Начальника Штаба в числе безусловно секретных документов и не может быть сообщаем ни в подлиннике, ни в выписках или отдельных частях никаким лицам или Управлениям. [901]

42. Общий план приведения крепости в готовность к обороне хранится также в Штабе крепости, причём в надлежащие части Крепостных Управлений сообщаются касающиеся до них соответственные отделы оного. Хранение как общего плана в Штабе крепости, так и данных по оному в подлежащих Отделах Крепостного Управления, лежит на личной ответственности Начальника Штаба и Начальников сказанных Управлений, причём план этот ни в подлиннике, ни в выписках не может быть сообщаем никаким лицам или Управлениям без письменного приказания Главного Начальника военного округа.

43. В видах непрестанной готовности к военным обстоятельствам, Комендант обязан тщательно изучать качества, свойства и способности всех начальствующих чинов Управлений и войск крепости и вести особый кандидатский список тем из них, которым, с переходом крепости на военное положение, может быть дано в ней самостоятельное назначеше по военному штату. Принимая со своей стороны все меры к надлежащему ознакомлению сих лиц с могущими предстоять им обязанностями, он представляет список о них при годовом отчёте Главному Начальнику военного округа и если в составе крепостных чинов не находит достаточного числа удовлетворяющих замещению всех требующихся должностей, то ходатайствует о пополнении списка распоряжением Главного Начальника округа из общего состава войск округа.

44. Изучая лично во всей подробности как ближайшие окрестности крепости, так и весь крепостной район и подступы к крепости в пределах одного перехода, Комендант обязан заботиться, чтобы и подчинённые ему войска и чины гарнизона были вполне знакомы как с общим расположением крепостных верков и сооружений и их названиями, так и их окрестностью.

45. Комендант крепости обязан заботиться не только о возможном уменьшении караулов и постов, содержимых в мирное время на основаниях Устава о службе в гарнизоне, но и в особенности тех, потребность в которых определяется условиями перехода крепости на военное положение и которые могут наиболее изнурительно влиять на силы гарнизона. Правило это не должно быть упускаемо из виду как при оценке крепостных сооружений и распределении складов и запасов, так и при заблаговременном выборе линии передовой охраны крепости и определении порядка занятия оной.

46. Коменданту крепости предоставляется разрешать, в какие здания и части крепости может быть дозволяем вход посторонним лицам, а также по каким крепостным веркам кто и когда может ходить.

47. Во всех случаях, особо в настоящем Положении не упомянутых, Комендант руководствуется Положениями об управлении корпусом и дивизиею.



2. При состоянии крепости на военном положении.

48. Крепость поступает из мирного положения на военное по особому Высочайшему повелению, сообщаемому Коменданту Главным Начальником военного округа или Главнокомандующим и Командующим армиею.

49. О введении военного положения Комендант объявляет: а) приказом по крепости и б) особым оповещением по крепостному району с указанием порядков и правил зависимости жителей от военного начальства, для военного времени установленных.

50. С объявлением военного положения Комендант тотчас же замещает, руководствуясь кандидатским списком, должности, положенные по штатам военного времени, и немедленно делает все распоряжения к приведению крепости в готовность к обороне, согласно утверждённого на этот предмет план. Обо всех могущих оказаться недостатках противу предположений сего плана как в личном составе, так и в материальных потребностях крепости, он неотлагательно доносит Главному Начальнику военного округа.

51. Для необходимых издержек при введении в крепости и её районе военного положения в распоряжение Коменданта назначается экстраординарная сумма, размер которой исчисляется в плане приведения крепости в готовность к обороне. До доставления экстраординарной суммы, а равно при оказавшейся недостаточности оной Коменданту предоставляется право в случаях крайней необходимости заимствовать деньги от всех казённых мест. О таком заимствовании, причинах оного и расходовании занятых сумм Комендант неотлагательно доносить по начальству. [902]

52. С объявлением военного положения Комендант принимает меры к немедленному удалению из крепости семейств служащих в крепости лиц, снабжая их свидетельствами на право жительства в избранных ими пунктах, а семейства военнослужащих — и на право пользования пособиями, им предоставленными. Все соображения о порядке приведения этой меры в исполнение должны быть предусмотрены в плане приведения крепости в готовность к обороне.



3. При состоянии крепости в осадном положении.

53. Из военного положения в осадное крепость переходит: а) по Высочайшему повелению или по приказанию Главнокомандующего или Командующего армиею и б) по собственному распоряжению Коменданта в случае внезапного появления неприятеля или возмущения жителей.

54. О введнии осадного положения Комендант объявляет приказом по крепости и крепостному району и вступает в права Командира отдельного корпуса.

55. Во время осадного положения Комендант имеет право уменьшать или увеличивать установленный законом размер довольствия гарнизону, а равно и устанавливать порядки замены одного продукта другими.

56. С объявлением осадного положения в крепости учреждается Совет обороны под председательством Коменданта из Начальников Крепостного Штаба и Управлений Артиллерийского и Инженерного, старшего Начальника войск пехотного гарнизона и Начальников Отделов обороны.

Примечание. По усмотрению Коменданта, в заседаниях Совета принимают участие Крепостной Интендант и Крепостной Врач.

57. Совет собирается по распоряжению Коменданта. Рассуждения и заключения Совета сохраняются в тайне и записываются Начальником Крепостного Штаба в особый секретный журнал, в который вносятся, в случае разногласия, и отдельные высказанные мнения. Вся ответственность по надлежащей обороне крепости возлагается лично на Коменданта. В силу сего для него необязательны мнения и заключения Совета, и ему предоставляется полная свобода действий и право отступать от полученных инструкций.

58. В помещении Совета должны находиться: 1) общий план крепости, 2) подробный план атакованной части оной, 3) подробная карта окрестностей крепости, 4) журнал хода обороны крепости по дням и 5) общий журнал военных действий, в который вносятся также отличные подвиги чинов гарнизона. На упомянутых выше планах обозначаются ежедневно Начальником Инженерного Управления: а) осадные работы неприятеля, б) инженерные работы, предпринятые обороною, и совместно с Начальником Артиллерийского Управления — в) размещение артиллерии крепости, а Начальником Крепостного Штаба — г) расположение неприятельских и своих войск. На карте же окрестностей крепости Начальник Штаба ежедневно отмечает пункты, в которых замечено или предполагается по собранным сведениям, присутствие неприятельских войск. Оба вышеуказанные журнала ведутся под наблюдением Начальника Крепостного Штаба.

59. Комендант должен принять меры к тому, чтобы в крепость не проникали иностранные журналы и газеты и неприятельские прокламации и вообще известия и слухи, могущие поколебать дух гарнизона и жителей.

60. Принимая самые строгие меры, чтобы неприятель не мог иметь сношения с кем-либо из жителей крепости или гарнизона, Комендант и сам, без особой крайности, не должен иметь таких сношений. В случае неизбежности переговоров Комендант никогда не выходит лично из крепости и ведёт их через офицеров испытанной твёрдости, смелости и преданности Престолу и Отечеству.

61. Комендант, имея постоянно в виду, что падение крепости днём ранее или позже может повлечь за собою весьма важные последствия не только для армии, но и для Государства, не должен внимать никаким доходящим до него слухам, как бы они ни казались правдоподобны, о неудачах, понесённых нашими войсками; он должен отвергать с твёрдостью всякие предложения неприятеля и всеми способами поддерживать мужество гарнизона, руководясь в решениях своих исключительно соображениями, основанными на местных данных и средствах к возможному продлению обороны.

62. Когда, по мнению Коменданта, наступит время последних усилий обороны, он обязан собрать Военный Совет из Членов Совета обороны (ст. 56) [903] и других лиц, по своему усмотрению, для обсуждения способов дальнейшего продолжения оной. Мнение каждого из Членов этого Совета вносится в протокол его заседания. Засим Комендант решает дело единолично, избирая из поданных мнений самое мужественное и наиболее соответственное обеспечению продления обороны.

63. В случае падения крепости Комендант ни в каком случае не разлучается с гарнизоном оной и обязан нести одинаковую с ним участь. Он должен стараться о достижении при этом наиболее выгодных условий для гарнизона и жителей крепости.

64. Если крепость будет взята неприятелем, то Комендант её предаётся суду, состав коего определяется каждый раз по особому Высочайшему повелению. От этого суда зависит оценка мер, принятых Комендантом крепости для обороны, и затем признание, исполнил ли он свой долг или же падение крепости должно быть вменено ему в вину; тот же суд рассматривает также и действия и ответственность прочих Членов Крепостного Военного Совета (ст. 62).

65. Если суд признает, что Комендант употребил все возможные средства для продолжительнейшей защиты крепости, то решение суда объявляется в войсках и крепостях Империи.

66. В случае тяжкой болезни или смерти Коменданта все его обязанности и права переходят до назначения и прибытия нового, на заранее определённое Главным Начальником округа лицо из состава старших начальников в крепости.

Примечание. С этою целью Комендантом крепости при составлении плана приведения крепости в готовность к обороне составляется и представляется Главному Начальнику военного округа особый список последовательного временного замещения Коменданта в военное время.

http://ava.telenet.dn.ua/history/law_russian/20642.html


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments