sandra_rimskaya (sandra_rimskaya) wrote,
sandra_rimskaya
sandra_rimskaya

Когда Петербург был Ксикриком... 4



Гера

[Spoiler (click to open)]

[Начало. Часть 3.]

http://sandra-rimskaya.livejournal.com/117195.html




Брак Геры с Зевсом, имевший первоначально значение — связи между небом и землей, получает затем отношение к гражданскому учреждению брака. Как единственная законная жена на Олимпе, Гера — покровительница браков и родов. Ей посвящены гранат — символ брачной любви и кукушка — вестница весны, поры любви[82]. Кроме того, ее птицами считались павлин и ворона. Главным местом ее культа был Аргос, где стояла ее колоссальная статуя, сделанная Поликлетом из золота и слоновой кости, и где каждые 5 лет в ее честь праздновались так называемые Гереи. Кроме Аргоса, она чествовалась также в Микенах, Коринфе, Спарте, Самосе, Платеях, Сикионе и др. городах. Искусство представляет Геру в виде высокой, стройной женщины, с величественной осанкой, зрелой красотой, округленным лицом, носящим важное выражение, красивым лбом, густыми волосами, большими, сильно раскрытыми „воловьими“ глазами.


Итальянская ул., 37

Маскароны Геры легко отличить от изображений других олимпийских богов и героев. У нее на голове либо корона, либо своеобразный кокошник — диадема, который в античной Греции носили замужние женщины и мода на который возникла в Европе во времена классицизма. Замечательное изображение Геры в короне и Зевса с орлом на барельефе Летнего дворца, а первый в России маскарон Геры — на пандусе Чарльза Камерона в Царском Селе.



Невский пр., 54

Мойры

Мойры (римск. парки, Μοϊραι) — греческие богини судьбы, стоящие особняком от других божеств. По Гесиоду, их было три — Клото, Лахезис, Атропос; все они — дочери Ночи. Первая, в образе прядущей женщины, олицетворяет собой неуклонное и спокойное действие судьбы, вторая — ее случайности, третья — неотвратимость ее решений. Платон изображает мойр сидящими на высоких стульях, в белых одеждах, с венками на головах; все они прядут нити человеческих судеб, сопровождая небесную музыку сфер своим пением; Клото поет о настоящем, Лахезис — о прошедшем, Атропос — о будущем. Они управляют рождением и смертью. Иногда считали, что мойр не три, а две (например в Дельфах было изображение только двух мойр).

Мойрам возносили моленья в дни свадеб. Они определяют момент смерти человека и заботятся, чтобы последний не прожил дольше положенного ему срока. Как дочери Ночи, мойры — сестры и союзницы эриний, которые считались не только силами мрака, но и неумолимыми духами мести и кары. Мойры — богини закономерности и порядка в мире внешних и душевных явлений. В силу такого символического значения они считаются уже дочерями не Ночи, а Фемиды, сестрами Гора. Зевс, отец их, верховный устроитель порядка, покоящегося на его θέμιστες, то есть законах, называется поэтому Μοιραγέτης — эпитет, который носил и Аполлон, как провозвестник распоряжений Зевса. В искусстве мойры изображались по-разному — обычно молодыми, но иногда и старухами. Буквально, слово «мойра» означает доля, у римлян мойрам соответствовали парки, у древних германцев норны (см. главу «Северный модерн»). Атрибуты мойр — прялка, свиток, весы.


Венера и Актеон. Летний дворец в Летнем саду

Артемида (Диана) и Актеон

Артемида (Artemis, рим. Диана) — древнеиталийская богиня света и луны (первоначально — женская половина бога света и солнца, Януса). Как и другие италийские боги, Диана отождествлялась с греческим божеством — Артемидой, культ которой вместе с культом ее брата Аполлона рано нашел доступ в Рим. Артемида, по преданию, дочь Зевса и Леты, как и всем богам света, ей давали в атрибуты лук и стрелы, а как богине ночи — факел. Как олицетворение бесплодности луны, Артемиду считали девственницей. В некоторых частях Греции — в Аркадии и Этолии — она считалась богиней лесов, рек и ручьев, покровительницей охотников, вместе с тем и покровительницей дичи. Она вполне может быть на эмблеме экологов и зоологов. Нам же для понимания ее появления в качестве апотропея важно, что Диана — спутница нимф, строго наказывающая всякое оскорбление скромности.

Актеон — внук Аполлона, страстный охотник, обученный этому искусству кентавром Хироном, однажды увидел купающуюся (в других мифах спящую) Артемиду-Диану. Эта история лежит в основе русской охотничьей песни XVIII века.

«В островах охотник целый день гуляет,

Ему счастья нету — сам себя ругает.

Как ему быть!

Счастливо служить да служить.

Нельзя быть ему веселому — что зверь не бежит!

Поехал охотник на теплые воды,

Где гуляла рыбка при ясной погоде!

Вздумал он отдохнуть —

Слез с коня вздремнуть — (ды) уснуть,

Охота сорвалась — гончих слышно чуть.

Охотник не медлил, на коня садился,

Зверя с любопытством он поймать ловчился,

Бросился в лес,

Да в лес! В чащу на коне напролом!

Где спала красавица на мягкой траве.

Груди у ней нежными цветами укрыты,

Щечки у ней алы — слезами улиты,

Ах! Увидал — задрожал,

Да с коня упал, как устал!

„Венера красавица“, — тихонько сказал».

В охотничьей песне Диана превратилась в Венеру, но история, помещенная, скорее всего, в Псковскую губернию, где маленькие рощицы называются островами, копирует миф.

Венера проснулась. Охотничка видит

…Молодой охотник, чем хотишь обидеть?!

Ах, ты злодей! Злодей!

Ты сюды пришел пошто?

Я не зверь, не лисица! Сам видишь я кто!..

Ну, и так далее, по мифу. Правда, распевавший эту песню барский егерь или доезжачий не подозревал, что «охотничка» звали Актеон. Хотя, может, и знал! А уж барин-то, например, псковский помещик А. С. Пушкин, знал наверняка!

Разгневанная богиня охоты превратила Актеона в оленя, и его растерзали собственные собаки. Эта сцена изображена на одном из рельефов, со стены Летнего дворца в Летнем Саду.

Афина. Соляной пер., 15

Афина (рим. Минерва) — богиня мудрости древних италиков]. Сравнительно недавно в Петербурге ее статую вернули на крышу Академии художеств — тут ей самое место. И теперь Минерва снова взирает на широкую Неву, на Исаакий на противоположном берегу, на Адмиралтейство, Медного всадника и двух сфинксов — настоящих, подлинных — древнеегипетских, поставленных у спуска к Неве у ее ног. Не случайно голова Минервы венчает центральный вход в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию им. А. Л. Штиглица (знаменитое Художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной).

Особенно почитали Минерву этруски как «молниеносную» богиню гор, полезных открытий и изобретений.

Миневра. Невский пр., 2

Римская Минерва унаследовала биографию Афины-Паллады — девы, дочери Зевса. Афина же — божество древнейшего происхождения. Ее воинственный характер и снаряжение — шлем, копье, щит и эгида — заимствованы у какой-то догреческой богини войны и города эпохи бронзы.


Минерва (Афина). Литейный пр., 42

Минерву (Афину) изображали в виде суровой и величественной девы в шлеме, копьем и щитом с эгидой. Ее культовыми животными считались сова (отсюда прозвище «совоокая») и змея, а священным деревом — маслина.

Маскаронов, посвященных защитнице Минерве (Афине), в Питере очень много! Но, пожалуй, первое место по числу маскаронов занимает горгона Медуза.

Как же так? Вроде бы заступница — богиня Минерва (Афина), а на фасадах горгона Медуза? Никакого противоречия! Если маскарон Афины-Минервы и других богинь как бы их портреты, то многочисленные, отпугивающие зло апотропеи горгоны Медузы — горгонионы — деталь щита Минервы (Афины).

П. С., Большой пр., 77

Ну а Геракл или многочисленные куросы (карусы?) в роли атлантов? Все то же самое — охранители, стражи-обереги! «Часто встречающиеся фигуры атлантов, помимо функциональной роли, содержат в себе и смысловое начало, олицетворяя силы, удерживающие мироздание от хаоса». Вот о горгоне Медузе и ее превращениях — метаморфозах следует поговорить подробнее. Главный миф, где она действующее лицо, — миф о Персее и Андромеде.

Наб. кан. Грибоедова, 13

Английский пр., 26

Караванная ул., 2


Английский пр., 26


Дворцовая пл., 2


Ул. Глинки, 15

Ул. Глинки. 15

Большая Морская ул., 37

И далее следующий эпизод — «кульминационный момент в жизни Персея — встреча с Медузой. Один из них — дом № 7 на Малой Морской улице (арх. Н. И. Иванов), построенный в классическом стиле. Его серый фасад непримечателен и прост, кроме масок, находящихся на нем. Женские маски принадлежат трем сестрам горгонам, как две капли воды похожим друг на друга. На них изображена молодая женщина со спокойным, открытым и волевым лицом. Короткие завитки волос, обрамляющие его, заканчиваются змеиными головами. Под подбородком переплелись тела двух змей. О том, что горгоны летают, свидетельствуют крылья, находящиеся на голове. Маски ничем не напоминают ужасное чудовище, представленное в мифологии.

Другая маска — с изображением мифического героя Персея. На его молодом мужественном лице отражение внутренней напряженности и сосредоточенности, губы сжаты, он внимательно и пристально смотрит перед собой. Волосы Персея развеваются ветром. На его голове отсутствует шлем, подаренный ему властелином подземного царства теней Аидом, делающим его невидимым. Действие мифического сюжета развертывается на уровне второго этажа фасада здания. На нем семь окон из девяти, находящиеся в неглубоких аркообразных нишах и декорированные масками горгон, разделены на три группы двумя окнами без наличников, украшенными масками с изображением Персея (левая утрачена).






Наб. кан. Грибоедова, 69


Солдатский пер., 3

С годами происходит странное слияние образов Горгоны и Персея. Они начинают походить друг на друга. Ремни под подбородком героя, держащие шлем, делаются похожими на змей, а голову Горгоны увенчивает крылатая шапка, «арендованная» Персеем. Со временем разница настолько стирается, что о маскароне на доме № 2 по Караванной улице нельзя сказать с уверенностью, кто это — Персей или утратившая все непривлекательные свойства Горгона? Равно как и в маскароне женщины, увенчанной средневековой европейской короной, можно с большими оговорками признать Андромеду. Образ Персея все более сливается и с образом безбородого Гермеса. Только кадуцей позволяет определить точно, что перед нами вездесущий Меркурий.


Фурштатская ул., 58

Афродита

Афродита (лат. Venus) — одно из 12 божеств Олимпа. У эллинов — богиня любви и красоты, мать Амура (Эроса), царица нимф и граций. Дочь Зевса и Дионы, обладает поясом, который способен сделать всякую женщину или богиню «прекраснее, чем сама красота».

По первоначальному представлению Афродита является олицетворением красоты, высшей чарующей женской силы. Такова златокудрая с блестящим и влажным взглядом и сладкой улыбкой на устах Афродита в «Илиаде», сопровождаемая харитами и вызывающая восторг всего Олимпа. «Илиада» знает еще Афродиту-победительницу (νικηφόρος), воинственную (Αρεια) и царственную (Βασίλεια), которая является покровительницею троянцев. Лишь позже к этим образам начинают примешиваться другие черты: Афродита становится богиней любви, покровительницею браков и в ней олицетворяется женская производительная сила.

Казалось бы, маскаронов Афродиты в нашем городе должно быть много. Как же без такой популярной и всесильной богини! Но Афродита, она же Венера, при всем ее могуществе, как-то не годится для роли пугала, отгоняющего зло. Поэтому в период классицизма маскаронов Венеры, пожалуй, нет. А вот в пору эклектики и модерна — всенепременно, но в это время изображения теряют свою, как бы сказать, «обязательность», их образы размываются. Поэтому сказать, кто изображен, про очень многие маскароны можно только гадательно. Тем более, как мне кажется, популярность Афродиты (Венеры) и затрудняет ее поиски. Маскарон на фоне раковины? Но ведь это может быть и Нереида. Сходство с античными изваяниями — оно конечно, но таких маскаронов много и они разные.

В. О., 3-я линия, 18

Мучной пер., 4

По Гесиоду, их было три: Аглая (блеск), Талия (цветущее счастье) и Эвфрозина (радостное настроение, веселье). Как богини прелести и красоты, грации принадлежат к свите Афродиты; они сопровождают и Пейфо, богиню убеждения, и Гермеса, ибо без них последние не могли бы ни действовать, ни пленять. Распространяемое грациями веселье относится к области духовной; наслаждения музыкой, танцами, поэзией, красноречием приобретают благодаря грациям особую прелесть и красоту, так поэты говорили, что не желали бы видеть Афродиту или муз без граций.


Наб. кан. Грибоедова, 83

Эрот (’Ερως лат. Amor — Амур), у римлян Амур (Купидон) — бог любви, понимавшийся как особое мировое божество и как безотлучный спутник и помощник Афродиты. Мировое божество, соединяющее богов в брачные пары. В позднейшем предании Эрот считается сыном Афродиты и Арея (Венеры и Марса у римлян). Он господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром людей и богов, управляя их сердцем и волей. По отношению к явлениям природы он является благодетельным богом весны, оплодотворяющим землю и вызывающим к бытию новую жизнь. Его представляли красивым мальчиком, с крыльями, в более древнее время — с цветком и лирой, позднее — со стрелами любви или пылающим факелом.


Фурштатская ул., 52

Большинство изображений представляют Эрота пухлым младенцем с крыльями, вроде ангелочка с рождественской открытки. Но дренегреческий Эрос, бог любви — один из сильнейших божеств, которому ничто не в силах противостоять. Эрос, шутя, разбивает своими стрелами сердца бессмертных всевластных олимпийцев. Его боится даже Аид. Так что пухленький и вроде бы безобидный купидончик с крылышками — классический апотропей.

[Продолжение. Часть 5.]

http://sandra-rimskaya.livejournal.com/117195.html


http://www.e-reading.ws/bookreader.php/1028375/Almazov_-_Povesti_kamennyh_gorozhan._Ocherki_o_dekorativnoy_skulpture_Sankt-Peterburga.html

http://armycarus.do.am/index/spisok_statej/0-13

Александра Римская. 25.05.2014 г. 662 , Anno Domini. Xikrik to river Novogor.

http://armycarus.do.am/   http://vk.com/id185744828#/club56005022    http://ja-rus.ru/stati/

Tags: Ксикрик
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments