sandra_rimskaya (sandra_rimskaya) wrote,
sandra_rimskaya
sandra_rimskaya

Categories:

Через цветные окна на темные плиты собора падал таинственно переливающийся свет

Оригинал взят у olgina67 в Через цветные окна на темные плиты собора падал таинственно переливающийся свет

Ну наконец-то! Оказывается, я всю дорогу в паровозике нетерпеливо ерзала, предвкушая, как буду бродитъ по домскому собору. И вот двери открываются, спасибо за внимание, будете у нас на колыме - приходите еще.
 
Регенсбургский собор (нем. Regensburger Dom, Dom St. Peter) — готический собор в Регенсбурге , главная церковь Регенсбургской епархии. Собор является очень интересным примером немецкого направления в готике и является главным памятником готической архитектуры в Баварии. Он был начат в 1275 г. и закончен в 1634 г., за исключением башен, которые были закончены в 1869 г. При храме существует хоровая капелла «Regensburger Domspatzen», получившая широкую известность с нач. XX века (под руководством Ф. К. Энгельгарта).

Когда с 1200 новые формы французской готики пришли в Германию, это означало архитектурную революцию. Раньше никогда не строилисъ церкви, достигающие таких размеров в высоту (башни домского собора в Регенсбурге: 105 м, высота среднего нефа: 31,85 м), внутренние пространства которых наверху закрывались бы так далеко раскинутыми сводами и окна которых светились бы не только очень впечатляюще, но и в незнакомом цветном великолепии. Не удивляет, что средневековые люди в этих церквях видели отображение рая, небесного Иерусалима на Земле.

К этому времени город Регенсбург политически и экономически находился в своем зените. Двигающаяся сила новостройки регенбургского собора в готических формах - это состоятельные семьи патрициев города и епископы, которые часто происходили из этих семей. В их глазах старый собор должен был выглядеть безнадежно устаревшим. Таким образом в 1270 начинается строительство.

Сегодняшний внешний вид собора создают трехэтажное, полностью усеяный окнами внутреннее пространствоо и могущественный западный фасад с 2 башнями. Вместе с тем регенсбургский собор соответствует как единственное здание к востоку от Рейна классической схеме французских соборов. Это был вероятно в 1283 впервые упомянутый "мастер Людвиг Штайнмец", прошедший обучение во Франции, который разработал план собора. После 250-летнего строительства собор был по большому счету в конце средневековья закончен. В начале 16-ого века он стоял с еще незаконченными башнями, но, кроме всего прочего, первоначальное благосостояние города за время строительства изменилось и стрительство все больше угрожало городу разорением. <.....>
 
Строительство Dom St. Peter началось в 1250 году на месте древней церкви эпохи Каролингов. Баварские строители не имели в то время опыта возведения подобных грандиозных сооружений и регенсбургский епископ Лео (Leo) вызвал для начала стройки французских специалистов. С тех пор строительные и рестоврационные работы на здании Собора Св. Петра не прекращаются почти восемь столетий.

К 1325 году строительство алтарной части Собора было закончено, но затем работы замедлились из-за эпидемии чумы в Европе, а в 1525 приостановились, хотя башни Собора не были закончены. Только почти 300 лет спустя по приказу баварского короля Людвига I башни были достроены и здание приобрело свой нынешний вид.

Вооружившись биноклем можно долго рассматривать бесчисленные готические фигуры, баллюстрады и причудливые орнаменты, которыми особенно богато украшена западная часть Собора.

Готический Со6ор Святого Петра (Dom St. Peter) , епископская церковь города, выглядит после недавно проведённой очистки довольно «забрызганным». Причина этого в различных камнях, из которых он был сооружён: сперва известняк, затем зелёный песчаник для добавлений XIX века и снова известняк для частей, отреставрированных в последние десятилетия.

Они до сих пор выделяются более светлым колоритом. Все эти камни являются «мягкими», их хорошо обтёсывать, но зато они чувствительнее к загрязнению воздуха. Особенно часто повреждения Собора — документированы ранними фотографиями — возникали приблизительно с 1900 г.

Виновными в этом были не промышленность или движение транспорта, на рубеже столетия они еще не существовали в Регенсбурге в достойном упоминания объёме, а топливо для отопления домов. Если до того времени даже самые большие дома имели только один или два очага, то теперь в каждой комнате была поставлена печь. До сих пор не найден способ эффективного и долговременного консервирования этих камней.

Фасад Собора выглядит разобщённо не только в том, что касается строительного материала, но и окна обоих нижних этажей башен сильно отличаются друг от друга. За срок основного строительства, длящийся в целом около 250 лет (приблизительно с 1274 по 1520 года), здесь трудились очень многие архитекторы. Каждый из них возводил свою часть в новейшем на тот момент стиле. До середины XIX века башни имели только три этажа и односкатную крышу. Король Людвиг I, строитель Валгаллы и Зала Освобождения (Befreiungshalle), повелел надстроить обе башни, каждую на один этаж и башенные крыши в форме шлема. С тех пор они являются самыми высокими башнями Старого города <......>

У третьей колонны южного нефа находится часто обсуждаемый рельеф, а именно «Еврейская свинья (“Юдензау» - Judensau). Средневековому мышлению доставляло радость отражение всех аспектов жизни вселенной в виде образов. Конфликт между христианством и иудаизмом сформировал часть широкой панорамы жизни, черты которой появляются, в частности, и на стенах соборов. Скульпторы, однако, отображали его сугубо богословские аспекты. Любимая пара таких образов, зачастую поданная весьма изящно, – это победоносная церковь и опечаленная синагога. Средневековый скульптор никогда не развивал антисемитскую тему, никогда не изображал еврея как ростовщика либо дьявольское создание, которое отравляет колодцы, убивает христианских детей или терзает гостию.
В графическом искусстве для евреев находились и другие образы: золотой телец, сова, скорпион. А в Германии в конце Средневековья стал формироваться еще один – свинья. Первоначально сей мотив не нес полемической нагрузки, но постепенно стал символизировать всех грязных людей, грешников, еретиков, и в первую очередь евреев. Он получил распространение почти исключительно в областях влияния германской культуры; но уж зато здесь он стал самым распространенным символом евреев и одним из самых стойких и сильных оскорбительных стереотипов. Он приобретал бесконечное число отталкивающих форм.
Евреев изображали поклоняющимися свинье, сосущими ее сосцы, обнимающими ее окорока, поедающими ее экскременты. Открывались широчайшие возможности для грубейшего вида народного творчества, поскольку была найдена мишень, к которой неприменимы обычные правила вкуса и хорошего тона, а самая похабная непристойность не только допустима, но и похвальна. И ясно, что именно непристойность образа является основной причиной его популярности уже свыше 600 лет. С появлением печатного станка он быстро распространился и стал вездесущ в Германии. Он появлялся не только в книгах, но и в бесчисленных лубках, на гравюрах, рисунках маслом и акварелью, на ручках тростей, на фаянсе и фарфоре. Его бесконечное повторение способствовало процессу, который в Германии приобрел огромное и трагическое значение – процессу дегуманизации евреев. Идея, согласно которой евреи знали истину, но отвергли ее, предпочитая иметь дело с силами тьмы, а потому не могли быть носителями гуманного начала в том смысле, какими были христиане, была уже достаточно устойчива. А противоестественные и негуманные взаимоотношения с юдензау загнали ее еще глубже в немецкое народное сознание. Если же некая категория личностей не является гуманной – значит, вполне можно исключить ее из общества. Именно такой процесс и начался. Ибо стены ненависти, далеко не исчезнув, стали заменяться стенами настоящими, и на европейской сцене стало появляться гетто. <......>


Средневековая церковь активно и различными средствами боролась против еврейства, в данном случае - оскорбительной карикатурой.
Исторический документ, который как таковой должен быть сохранён, или антисемитское ругательство, которое нужно удалить, — этот вопрос снова и снова волнует умы.
  
Внутреннее оформление собора отмечено характерной для 17-18 веков «реготизацией», перестройкой в стиле барокко без особого трепета перед работами предыдущих эпох.

К сохранившимся со времен строительства элементам оформления следует отнести роскошные витражи оконных проемов, большинство из них изготовлены в середине 13 века.

В здании Собора нашли свой последний приют многие епископы Регенсбургской епархии.
 
В регенсбургском Соборе Святого Петра выступает хор мальчиков «Die Regensburger Domspatzen» («Регенсбургские церковные воробьи»), имеющий тысячелетнюю историю, один из самых старых церковных хоров в мире.

Скульптурное оформление наружи на Соборе рассказывает многое, и в различных формах. Статуи, сточные желоба, оформленные в виде фигур, рельефы и стеклянные окна сообщают не только об истории мира и религии, но и о мире средневековых представлений. Приведём здесь несколько примеров. На фасаде, на центральном месте, непосредственно под распятием (“Круцификс» - Kruzifix), изображён покровитель церкви, святой Пётр, в лодке, с символизирующими его ключами в руке (сложенные крест-накрест, они стали потом гербом Регенсбурга). В тимпане маленького бокового портала он появляется снова: скульптор представляет его освобождение из тюрьмы в наивной манере, позволяя ангелу просто раскрыть здание.

Совсем другую тему затрагивают четыре фигуры всадников перед колоннами. Здесь изображены языческие властители четырёх мировых империй: Навуходоносор (Nebukadnezar) на медведе. Александр Великий на пантере. Август на единороге и Кир на льве.  Таким образом церковь обосновывает своё притязание на вступление в права наследства над всеми этими мировыми империями. <........>
 
Его строительство началось в 1273 году, он заменил романскую церковь, сгоревшую в середине 12 века, но впоследствии частично восстановленную. Уже в 1320 году были снесены остатки старой церкви, были построены и использовались три хора нового собора, однако полностью строительство было завершено лишь в 1520 году. Все, что осталось к этому времени от романской церкви – северная башня Эзельстурм, которую не стали сносить, так как использовали для подъема строительных материалов при возведении нового собора. Высокие башни (высота – 105 м) в западной части собора были построены в стиле неоготики существенно позднее – в 1859 - 1869 годах. Главный, западный, портал собора (1410) богато украшен барельефами с изображениями библейских сцен, святых, царей. На тимпане правого портала располагается динамичная композиция, изображающая сцену освобождения святого Петра из темницы – ангел протягивает святому Петру руку и помогает ему покинуть сооружение, напоминающее замок. <.....>

Собор трехнефный, без истинного трансепта. Длина собора составляет 86 м, высота нефа – 32 м, ширина – 35 м.

В интерьере, среди многочисленных скульптурных групп, выделяется знаменитая композиция сцены Благовещения (около 1280), располагающаяся на колоннах средокрестия. С колонны улыбающийся архангел Гавриил сообщает благую весть Марии, статуя которой установлена на противоположной колонне. Правая рука Марии немного поднята в приветствии ангелу. В левой руке Богоматерь держит книгу, на которую указывает пальцем. Автором этой трогательной композиции является неизвестный мастер, в историографии обозначаемый «мастером Эрминольда», так как среди его работ – погребальная скульптура настоятеля Эрминольда в монастыре Прюфенинг в предместье Регенсбурга. В средокрестии следует также отметить еще два скульптурных произведения - святых Петра и Павла (14 век). Любопытно, что всего в интерьере и внешней части собора можно найти более 100 изображений и скульптур святого Петра, покровителя собора. <......>

Современный вид внутренней части Собора в значительной степени является результатом «очищения" в XIX веке («Purifizierung») и восстановления в 80-е годы ХХ века. Чтобы готический Собор стал вновь «чисто готическим», примерно 150 лет назад из него удалили почти всё, что было не готическим.

Только немногие произведения искусства, как, например, величественный надгробный памятник кардинала Филиппа Вильгельма Баварского братa герцога Максимилиана I Баварского в середине нефа (изготовлен Гансом Крумпером в 1611 г.) и серебряный главный алтарь смогли выжить в этой волне очищения.
 
Филипп Вильгельм Баварский - сын Вильгельма V Благочестивого (нем. Wilhelm V der Fromme; 29 сентября 1548; Ландсхут — 7 февраля 1626; Шлайсхайм) — герцог Баварии с 1579 по 1597 из рода Виттельсбахов, чья мать была дочерью и племянницей габсбургов. Но что нового в том, что Виттельсбахи - это практически побочная родовая ветвь Габсбургов? Во время правления Вильгельма всё некатолическое население вынуждено было покинуть Баварию. Герцог сформировал Духовный совет, следящий за положением религиозных дел страны. Духовный совет строил новые католические монастыри, храмы и школы. В это время произошло большое количество случаев религиозного сожжения ведьм. Кардинал yмер в возрасте 22 лет. Похоронен в Мюнхене
 
Когда глаза привыкнут к вначале кажущемуся тёмным внутреннему пространству, начинает сиять цветной мир стекла. Здесь можно проследить всё развитие живописи по стеклу. Средневековые окна составлены как драгоценные мозаики из мелких, пёстрых кусочков стекла, связанных свинцовыми прутьями. Они украшают клирос, поперечную часть и боковые продольные нефы.

Самые древние окна в южной поперечной части были заимствованы даже из романского собора (около 1230 г.). Над оснащением стеклянными окнами работали приблизительно до 1470 г., затем почти 400 лет была пауза, пока король Людвиг I не спонсировал окна на западной фасадной стене. Эти окна ХIХ в. выглядят совсем по-другому. Они не составлены из мелких кусочков, а «расписаны» крупными полями стекольной краской. Новейшее окно (с 1988 г.) в северной поперечной части Собора, Троицыно окно (“Пфингстфенстер» - Pfingstfenster), вновь прибегает к старой технике. Большинство витражей собора было выполнено между 1220 и 1370 годами. Окна западного фасада были закончены лишь в 19 столетии.

В восточном клуатре при соборе сохранилась маленькая романская капелла Всех Святых (1164), построенная мастерами из Комо (Северная Италия). В капелле сохранились фрески периода строительства.

Ценные христианские реликвии хранятся в музее-сокровищнице (Domschatzmuseum) Домского собора (Regensburger Dom, Kathedrale st. Peter), который является одним из лучших образцов немецкой готики в Германии и главным памятником готической архитектуры в Баварии. Собор занимает территорию Porta Praetoria (Северные ворота старого римского форта), выбранную под строительство резиденции епископов святым Бонифацием в 739 году. Старый собор, построенный в VIII–IX веках, дважды горел дотла и дважды вновь восстанавливался в 1156 и 1172 годах.
 
Наряду с роскошным оснащением стеклянными окнами Собор располагает выдающимися произведениями искусства, вырезанными из камня. Самым известным, несомненно, является Улыбающийся ангел из группы Благовещения (lächelnder Engel der Verkiündigungs-gruppe) «мастера Эрминольда» (около 1280 г.), которая сегодня установлена у обеих колонн справа и слева в начале средокрестья.
 
В конце 600-х годов, как проповедник христианской веры, в Регенсбург прибыл преподобный Эрхард Регенсбургский (память 8 января).
В 739 году святой Бонифаций (память 5 июня) создает в Регенсбурге епархию, продвигая свою миссионерскую деятельность на территорию Баварии, основав здесь несколько монастырей и учредив шесть новых епископских кафедр.

Первым официальным епископом Регенсбурга становится св. Губальд. Для размещения резиденции епископа была выбрана область Северных Ворот старого римского форта (Porta Praetoria). С того времени на этом месте и располагается Кафедральный собор святого Петра.

В 845 году в Регенсбурге приняли крещение четырнадцать чешских принцев, что стало началом  обращения в христианство чехов.
Среди епископов раннего Средневековья, внесших неоценимый вклад в миссионерскую деятельность, был св. Вольфганг, назначенный епископом Регенсбурга в 994 году.


Кафедральный собор Святого Петра является местом успокоения многих епископов, среди которых Иоганн Михаэля Зайлер  Джордж Михаэль Виттман, архиепископ Майкл Бухбергер и другие. <.....>
 
В целом внутренняя часть Собора выглядела многоцветнее, чем сегодня, как показали исследования во время последнего ремонта. Не только статуи, но и архитектурные элементы, как например крестовые нервюры (Kreuzrippen), были выполнены в красках. В качестве других известных работ каменотёсов следует упомянуть хранилище святынь (Sakramentshaus) и колодец с журавлём (Ziehbrunnen) (оба - Вольфганга Рорицера (Roritzer), конец XV века).

В Кафедральном соборе святого Петра в Регенсбурге находится сокровищница, где хранится много ценных христианских реликвий, среди которых:  украшенный горным хрусталем переносной бронзовый крест, изготовленный в XII столетии в Швабии, деревянный греческий крест XVIII века со святой горы Афон, золотой крест кайзера Оттокара II, украшенный драгоценными камнями и выполненный в 1260-х годах в Праге.

Одним из сокровищ Кафедрального собора Регенсбурга являются мощи (часть правой кисти без перста) святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, хранящиеся здесь в золотом реликварии с середины XVII века. Они были подарены в 1652 году архиепископу-курфюрсту Фридриху Вильгельму главой аббатства Ибург. Только в 2002 году, впервые, мощи Иоанна Златоуста были представлены верующим для поклонения. <.....>

Главный алтарь, которым заканчивается центральный неф, является произведением мастеров серебряных дел из Аугсбурга (1695 - 1785). Благодаря частным фондам епископов и каноников алтарь получил свою нынешнюю форму лишь в течение неполного столетия (1695 — 1785 гг.).

Колокольни собора венчают восемь колоколов. Самый старый колокол диаметром 1800 мм и весом 3260 кг был отлит в 1616 году. Самый тяжелый колокол диаметром 2030 мм и весом 4800 кг, был отлит в 1696 году. Одновременно все восемь колоколов звонят в дни великих праздников и по воскресеньям.
 
Регенсбург издавна славился живописью на стекле, книгопечатанием и переплетным делом, производством фарфоровой посуды и литьем колоколов. Многие из регенсбургских колоколов можно видеть на всех 14 крупных церквах города, как католических, так и протестантских.

остается сказать, что такие древние соборы редко открывают все свои таины за один раза, и даже не за два и не за три. На плане собора цифрами обозначены места, где некогда находились солнечные часы, наиденные историками на старинных изображениях собора. Сейчас их усиленно ощут. реставрация здания в данном случае принесла болъше вреда, чем пользы - множество деталей просто исчезли. <......>
 
В 80-е годы XX века был построен епископский склеп, доступный через спуск по лестнице напротив юго-западной входной двери.

13 марта 2006 года Регенсбургский собор посетил Папа Римский Бенедикт XVI.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment