sandra_rimskaya (sandra_rimskaya) wrote,
sandra_rimskaya
sandra_rimskaya

Categories:

Россия наводнена поддельными ценностями и охотно делится ими с миром

Оригинал взят у sandra_rimskaya в Россия наводнена поддельными ценностями и охотно делится ими с миром

Владелица латвийской галереи, возможно, продала россиянам фальшивку

01 октября 2010 года По материалам Интернета

Ивонна Вейхерте
Ивонна Вейхерте.
Фото:
F64




Российские правоохранительные органы подозревают в мошенничестве председателя правления Латвийской Ассоциации экспертов по искусству и антиквариату Ивонну Вейхерте, пишет


Latvijas Avīze.

Дело связано с картиной Карла Гуна "Цыганка с ребенком", которую одной из московских галерей продал гражданин Германии Александр Беликовский. Картина была общим имуществом Беликовского и Вейхерте.

Сумма сделки составила 520 000 долларов США. Позже выяснилось, что такая же картина в 2006 году продавалась на выставке Massol в Париже. Однако там в качестве автора малоизвестного произведения был указан Карл Адольф Гугель. Причем, цена картины составляла всего лишь 5 000 евро. Картина называлась "Итальянка с ребенком". В правом нижнем углу была оставлена также подпись автора.

Между тем, Беликовский известен в Европе как торговец подделками дорогих произведений искусства. Его деятельностью заинтересовался даже Интерпол, пишет издание.

Как заявила владелица московской галереи, картину она увидела в галерее Вейхерте. Позже она запросила заключение Ассоциации экспертов по искусству и антиквариату. В документе было сказано, что экспертиза подтвердила аутентичность работы. Правда, покупателю показалось странным, что в число экспертов входила сама Вейхерте. Тем не менее, сделка состоялась.

Позже новые владельцы провели повторную экспертизу в Третьяковской галерее, где хранится целый ряд работ Гуна. Эксперты признали, что картина была нарисована во второй половине XIX века, но подпись автора подделана. Работа принадлежит кисти другого автора, возможно, из окружения Гуна.

Вейхерте отказывается комментировать ситуацию. В свою очередь ее адвокат Алоиз Вазнис заявил, что рано делать выводы, так как надо провести повторную сравнительную экспертизу.




Русь изначальная

Объём антикварного рынка в России оценивается в $200 млн. в год. Половина из них приходится на подделки

Интерес к российскому антиквариату растёт как на дрожжах. Большинство ведущих аукционных домов мира уже стали проводить специальные «русские торги», на которых регулярно устанавливаются всё новые и новые рекорды. Так, обороты русского искусства на аукционе «Кристи» в 2005 году увеличились на 77% по сравнению с предыдущим годом и составили свыше $40 миллионов. По отчётам финансовых аналитиков «Кристи», русское направление сегодня одно из самых прибыльных, тенденция стремительного роста цен началась здесь в 2003 году и продолжится в дальнейшем. Проблема у обеспеченных поклонников отечественного искусства только одна: в этой области особенно велик процент контрафактной продукции, или, проще говоря, подделок. Причём не банальной мазни «под Репина или Перова», а таких шедевров новодела, в подлинности которых не сомневаются даже видавшие виды эксперты знаменитых аукционных домов. Мы постарались разобраться, кто и каким образом подделывает русский антиквариат, а также имеются ли способы сдержать волну фальшивок, захлестнувшую в последнее время мировые рынки.

По оценкам экспертов, в среднем на подделки в нашей стране приходится от 20 до 40% годового оборота антиквариата, что в несколько раз меньше, чем в экономически развитых странах. Впрочем, мнения разнятся, и на это тоже есть свои причины. Русские фальсификаторы — профессионалы высокого полёта, и качество исполнения подделок зачастую превосходит уровень экспертизы. Уберечься коллекционерам практически невозможно. В этих условиях торговцы антиквариатом заинтересованы в занижении оценки объёма сделок с подделками, чтобы не «уронить» рынок. Потенциальные покупатели, напротив, склонны завышать количество подделок, чтобы сбить спрос и снизить цены.

Сейчас в России большую часть продаваемого антиквариата составляют дореволюционные вещи, картины, посуда и мебель, как правило, отечественного происхождения. 100—200-летних товаров родом из Западной Европы мало. Уникальными являются подлинники древности из стран Азии или того же Китая. Затем идёт антиквариат советского периода, разнообразный по качеству и ценности. Недавно резко подскочили в цене картины и статуи эпохи соцреализма, которыми раньше украшали районные клубы, а во времена распада СССР выбрасывали на свалки. Их стоимость растёт из месяца в месяц, и даже появились подделки под соцреализм. Отдельный пласт антиквариата связан со Второй мировой войной. Определённую долю здесь занимают изделия происхождением из Европы, которые были вывезены в качестве трофеев. В общем, большинство предметов относятся к ХIX—XX векам, вещи XVIII столетия появляются на российском рынке очень редко, ибо, как говаривал Вицин в незабываемой «Операции «Ы»: «Всё уже украдено до нас». Что характерно, большинство россиян, особенно пенсионного возраста, и не подозревают о реальной стоимости того, что хранится у них на чердаках. Многие бабушки и дедушки понятия не имеют, что их старый надоевший комод не что иное, как антиквариат. А в результате многие ценные вещи коллекционеры скупают за гроши или вообще находят на свалках.

Монеты и кресты штамповали в Киево-Печерской лавре

Как и в любом бизнесе, цена на антиквариат определяется спросом и предложением. Наиболее востребованными, а значит, и уязвимыми в плане подделок оказались монеты и изделия глухой княжеской старины, русские художники XIX века, русский авангард, раритеты Второй мировой войны.

Западные интернет-форумы полны недоумённых вопросов: откуда на рынке появилось такое количество редких монет в идеальном состоянии и недорого? Западные торговцы поясняют покупателям: «Это из России, из незаконных раскопок». Подлинную ценность подобных «находок» можно проиллюстрировать: один французский собиратель недавно купил огромную коллекцию старорусских княжеских монет. Потом для подстраховки прислал по Интернету отсканированные изображения российским специалистам на атрибуцию. Все до единой монеты оказались подделками, изготовленными в наше время где-то на просторах СНГ на подпольном заводике. О чём говорить, если в самой Киево-Печерской лавре три года назад была обнаружена подпольная лаборатория по изготовлению фальшивых предметов древности! В лаборатории находились плавильная печь, десятки форм и матриц для изготовления древних монет — золотых червонцев, ювелирных украшений, крестов и орденов, включая ордена Ленина и Красной Звезды. Среди заготовок были обнаружены подделки под знаменитые скифские находки. (Подробнее см. здесь в новом окне)

Крупные аукционы боятся русского авангарда

С русской живописью ситуация ещё более сложная. Спрос на произведения известных мастеров постоянно растёт, шедевров на всех не хватает. Появление целой армии новорусских собирателей, плохо разбирающихся в искусстве и старине, но стремящихся получить что-нибудь непреходящее, спровоцировало массовое производство криминальных копий. Из коллекций отечественных богатеев картины попадают на международный рынок. Русский авангард, так ценимый ныне на арт-рынке, пострадал от фальсификаций больше всего.

Статистика снятия русских лотов с аукционов «Сотбис», «Кристи», «Филлипс» драматична.

В 1988 году в Швейцарии судебному преследованию подвергся организатор выставки работ Михаила Ларионова: все 197 работ были признаны подделками. В 1990-м похожая история случилась с коллекцией Корецких, выставленной на аукционе «Кристи». В 1989 году с аукциона «Кристи» из 32 образцов русского авангарда 5 были сняты по причине серьёзных сомнений в их подлинности. С 1992 года аукционный дом «Филлипс» вообще отказался от проведения специализированных аукционов по русскому искусству, спрос на которое после череды скандалов резко упал. В декабре 1995 года с аукциона «Сотбис» в последнюю минуту в связи с сомнениями в подлинности были сняты две картины Любови Пановой, в том числе самый дорогой лот аукциона «Супрематическая композиция», три картины Эля Лисицкого и одна акварель Густава Клуциса. На аукционе «Сотбис» в 2000 году «блокировка» русских лотов достигла невиданных масштабов. Сняли даже те картины, что были помещены в каталог: полотно Айвазовского, театральный блок Головина, работы из мастерской Куинджи, произведения Лебедева, Петрова-Водкина.

Эксперты дают разные заключения на одну и ту же картину

В вышеназванных провалах, кстати, виноваты не только нечистоплотные дельцы от искусства, но и российские эксперты, которые так или иначе атрибутировали подделку, прежде чем она появилась на мировом рынке. Российскую школу экспертизы традиционно считают одной из самых сильных в мире, однако именно в России экспертов часто упрекают в ангажированности. И основная причина в том, что нередко разные эксперты дают на одну и ту же картину и положительные и отрицательные заключения. Никто из участников рынка сейчас не скрывает, что проблема с выдачей положительных заключений на картины, подлинность которых вызывает сомнения, существует и ангажированность экспертов не вызывает сомнения. Даже приводятся конкретные расценки на услуги — от 1 до 10% цены, за которую картина может быть продана. Причём если изготовитель-фальсификатор теоретически может понести уголовную ответственность, то продажный эксперт для закона недосягаем.

Как объяснил «Версии» Андрей Князев, председатель Московской коллегии адвокатов «Князев и партнёры»: «Подделка изделий искусства наказуема по 159-й статье Уголовного кодекса РФ (мошенничество). Это же фактически обман с корыстной целью, и нет разницы, подделана картина или накладная на товар. Конечно, есть особенности: этот вид мошенничества — подделка антиквариата — требует большой изощрённости от преступников и соответственно встречной квалификации следователей при раскрытии преступления. Потому-то подделок много ходит, но мало всплывает. Ситуация такая же, как с карманными кражами: воруют часто, раскрывают редко. В случае раскрытия преступления ответственность для фальсификатора наступает в зависимости от причинённого ущерба. Обычно это «особо крупный размер», так как подделывать дешёвые антикварные вещи нет смысла.

Теперь об экспертах-искусствоведах. Есть поддельные заключения экспертов относительно предметов старины, но они не являются государственным документом, поэтому ненаказуемы. Более того, практически недоказуем преступный умысел, ведь суждения экспертов могут быть спорными, могут быть непреднамеренные ошибки. Доказать, что эксперт дал заведомо ложное заключение, практически невозможно. За что, получается, привлекать? За халатность, плохое исполнение обязанностей, за собственное мнение об искусстве? Потребуется либо чистосердечное признание, либо запись телефонных переговоров, либо съёмка скрытой камерой. Попасться эксперт может только на явном абсурде: например, голландского художника признать китайским».

Старо как мир

Талантливые подделки имеют немалую художественную и историческую ценность

Гениальнейшим фальсификатором всех времён и народов считается Ханс ван Меегерен, художник начала XX века и владелец доходных домов в Амстердаме. Свои подделки под голландских мастеров он создавал с нуля, используя старые краски, холсты и тонко копируя технику.

Меегерен стал фальсификатором поневоле: сказалась душевная травма после провала его персональной выставки. Тогда особенно поиздевался над молодым художником искусствовед Абрахам Бредиус страстный поклонник голландского художника XVII века Яна Вермеера. Бредиус был уверен, что вскоре найдутся неизвестные шедевры мастера. Зная об этом, Меегерен решил изощрённо отомстить. Ищете шедевры? Будут!

На подделках Меегрен заработал 20 млн. фунтов стерлингов

Первая же картина фальсификатора «под Вермеера» вызвала восторг у Бредиуса. Эксперт с мировым именем был польщён, что его предсказания сбылись. Картину, изображавшую Христа, за 50 тыс. фунтов стерлингов купил роттердамский Музей Боймана. Всего же Меегерен написал семь картин «раннего Вермеера», то есть того периода, который всегда наименее известен в творчестве художника и труднее всего поддаётся проверке. В общей сложности подделки принесли ему 2 млн. фунтов стерлингов — это около 20 млн. в современных ценах.

Разоблачение Меегерена произошло одновременно с падением Третьего рейха. В личном музее шефа люфтваффе Германа Геринга была обнаружена картина Вермеера «Соблазнение замужней женщины». Полиция установила, что эту картину Герингу за 160 тыс. фунтов стерлингов продал не кто иной, как Меегерен. Художника немедленно арестовали и стали «намыливать верёвку» — в Голландии за сотрудничество с нацистами полагалась смертная казнь через повешение. Зажатый в угол Меегерен раскололся. Он объявил, что честно подрывал экономическую мощь Германии, всучивая нацистам фальшивки. Чтобы убедительно разоблачить себя и избежать смерти, Меегерен под охраной полиции написал картину под Вермеера — «Молодой Христос, проповедующий в храме». Европа испытала что-то вроде искусствоведческого шока. В итоге великому фальсификатору дали год тюрьмы за мошенничество.

Современные эксперты отмечают, что в работах ван Меегерена продумано всё: технология написания картины, от основы до покровного лака, стиль. В плане подделки это действительно шедевры. Более того, сейчас картины фальсификатора сами по себе имеют немалую художественную и историческую ценность.

В апреле 1996 года в Голландии прошла персональная выставка работ Ханса ван Меегерена, где экспонировались и поддельные «Вермееры». (Подробнее о ван Меегерене)

Фальшивые яйца Фаберже попали в крупнейшие музеи мира

Ещё один случай масштабной фальсификации — история с пасхальными яйцами Карла Фаберже. Они сегодня одни из самых дорогих произведений ювелирного искусства — цена на них доходит до $6 миллионов. Известно, что Фаберже создал всего 50 императорских пасхальных яиц. Большинство из них находится в музеях. О судьбе восьми яиц ничего не известно. Ещё в советские годы нашлись талантливые пройдохи, которые сумели воспользоваться этим пробелом. Сюжет, кстати, потом лёг в основу фильма из сериала «Следствие ведут знатоки».

Наум Николаевский, Эдуард Зингер, ювелир Василий Коноваленко подошли к вопросу массового производства яиц «под Фаберже» основательно. По дореволюционному справочнику «Весь Петербург» они нашли фамилии мастеров, отыскали их родственников и потомков, выкупили документы, эскизы. В Риге обнаружили настоящие клейма. Для штамповки подделок фальсификаторы использовали базу Кировского и Балтийского заводов. На заводских станках и прессах они столько яиц «снесли», что сейчас эксперты с сомнением косятся даже на настоящие. Впрочем, это не мешает разоблачённым фальшивкам работы Николаевского и Коноваленко находиться в крупнейших собраниях мира. Музеям Кремля также досталось их пасхальное яйцо, конфискованное таможней у двух африканских дипломатов. В музее сразу определили, что это подделка, но оставили в коллекции. Яйцо, состоящее из двух половинок и украшенное царским вензелем, помещено на подставку из трёх золочёных орлов. Такое же яичко было продано на аукционе «Сотбис» как произведение Юлиуса Раппопорта, ведущего мастера Фаберже, за 60 тыс. швейцарских франков. Судьба самих мошенников после отсидки сложилась вполне благополучно: они эмигрировали в Америку. Николаевский имеет ювелирную фирму и процветает. (Подробнее...)



Статую этрусского воина делали по фотографии



Ещё один скандал разразился, когда музей «Метрополитен» решил проверить подлинность превосходных античных статуй этрусских воинов высотой в человеческий рост. Не дожидаясь разоблачения, итальянский фальсификатор Альфредо Фиоровати сам признался экспертам, что это его подделки. Ему не поверили, тогда Альфредо предъявил указательный палец «этрусского воина» который считался навеки утраченным. Оказалось, что образцом для фигур воинов синьору Фиоровати послужила фотография маленькой статуэтки из берлинского Альт-музеума. А для модели голов он использовал рисунок на одной из этрусских ваз, хранящихся в том же музее «Метрополитен», как раз по соседству с фальшивыми скульптурами «мейд Фиоровани».

Источник


Tags: Фальсификация Истории
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments