sandra_rimskaya (sandra_rimskaya) wrote,
sandra_rimskaya
sandra_rimskaya

Categories:

Россия наводнена поддельными ценностями и охотно делится ими с миром. 02



Золотые ручки

Аукционные гарантии подлинности картин составляют всего два года

Реставрация картины


В некоторых сегментах антикварного рынка на одну действительно антикварную вещь приходится как минимум пять-шесть подделок. Причём подделывается абсолютно всё: картины известных и не очень художников, мебель, украшения и раритетные книжные издания. Рынок фальшивых древностей процветает, особенно в годы перемен, как это произошло с Россией в новейшей истории. Такое, кстати, уже случалось у нас и в XIX веке, когда круг российских ценителей искусства, прежде состоявший из аристократии, расширился за счёт разбогатевших промышленников и купцов. Бывало это и раньше — сразу после войны с Наполеоном.

Заведующий секцией реставрации дерева Государственного исторического музея Дмитрий Сорокин рассказал, что московские реставраторы при восстановлении старинной мебели столкнулись с неожиданным казусом. Оказалось, многие предметы дворянского быта начала XIX века можно смело записывать в подделки. Наплыв таких исторических фальшивок пришёлся на конец войны 1812 года, когда в Россию в качестве «сувениров» офицеры везли дорогую французскую мебель. Тут-то французские мастера развернулись — «впаривали» нашим армейским простакам откровенный новодел под видом разнообразных «людовиков». Разумеется, сегодня эти подделки под антиквариат сами успели стать раритетом.

Особым талантом подделывать древности отличались (и отличаются!) китайские мастера. В конфуцианском Китае издавна культивируется благоговейное преклонение перед стариной, поэтому поддельный антиквариат там изготавливают уже полторы тысячи лет. Естественно, многие из таких подделок давно успели превратиться в высоко ценимые раритетные предметы. Например, ваза XV века, имитирующая вазу VIII века. А в последние годы экономический рост Поднебесной и мода на восточное на Западе стимулировали быстрое развитие китайского антикварного рынка. И теперь кое-где в Китае «писанина» под Ван Гога, Ренуара или Моне вполне официально поставлена на поток.

В запасниках провинциальных музеев пылятся сотни сенсаций

Итак, что же представляет собой фальшивка, как изготавливается и как может быть изобличена? Все антикварные подделки имеют целый ряд характеристик. «Временная» определяет дату их создания: прошлые века или наши дни? «Качественная» — за что выдаётся подделка: за безымянную старую картину той или иной школы живописи или работу знаменитого или малоизвестного мастера? «Эстетическая» определяется уровнем профессионального мастерства фальсификатора. Кроме собственно подделок на антикварном рынке много картин, в своё время не подписанных автором и затем получивших чужое имя и подпись. Эти работы нельзя назвать подделками в строгом смысле слова. Разоблачённые как творение неизвестного художника, такие картины по-прежнему представляют коллекционный интерес, хотя стоимость их существенно падает.

Существует масса кустарных мастерских, которые производят ордена, монеты, льют бронзу и малюют. Способов подделки антиквариата много — от незамысловатых до изощрённых. Самый простой: в букинистическом магазине или с рук покупается оптом куча старых рисунков. На обороте пишется: «Репин», «Васнецов», «Маковский» или «Шишкин». Автограф немного затирается, иногда добавляется дарственная надпись. Произведение сдаётся в другой магазин с прибылью, которая может составлять сотни процентов.

Реставраторы и опытные художники промышляют «оживлением» картин. К примеру, берётся ширпотребовский, но старый пейзаж типа «дубки-берёзки» и на фоне берёзок рисуется вельможа со свитой. Именно на такой афере попались в прошлом году владельцы галереи «Русская коллекция» супруги Татьяна и Игорь Преображенские (Подробнее...). Зная интерес к русскому искусству XIX века, изготовители фальшивок покупали картины малоизвестных европейских художников того же периода, близких по манере к русским авторам. Подписи авторов замазывались, поверх них наносились автографы наших художников. При необходимости в пейзаж вносились изменения, корректировались детали быта и костюмы персонажей. Так как возраст холстов и манера изображения совпадали, коллекционеры не сомневались в подлинности работ. Благодаря неустанным трудам супругов Преображенских на рынок были выброшены поддельные Айвазовский, Шишкин, Киселёв, Орловский, Сверчков.

Самый продвинутый, трудоёмкий, но и самый «неуличимый» способ фальсификации антиквариата — создание подделки с нуля. В процессе обычно принимают участие несколько специалистов. Мастер-художник по заданию заказчика, который и отвечает за сбыт фальшивок, пишет картину. При этом используются старый холст и краски, соскобленные со старых холстов. Реставратор придаёт вещи товарный вид — искусственно старит в специальной печи, делает трещинки в лаковом покрытии, забивая их старой пылью. Эксперт-искусствовед создаёт легенду: когда написана картина, где найдена. После этого новодел получает путёвку в большую жизнь, попадает на престижные аукционы, а оттуда — в уважаемые коллекции. Поэтому важным сегментом рынка подделок является изготовление фальшивых экспертных заключений.

«Обнаружить» якобы неизвестное произведение маститого автора в такой благодатной стране, как Россия, архипросто. В хранилищах сотен областных и районных музейчиков пылится барахло, собранное в разорённых барских усадьбах, до сих пор не учтённое, не внесённое в каталоги. Случаются подлинные сенсации, а уж организовать фальшивую находку для специалистов вообще труда не представляет. Бывает, покупается подлинная картина с настоящими бумагами, с неё делается копия. Копию и продают в комплекте с подлинными бумагами.

Китайская танцовщица помолодела на 1630 лет

Теперь о методах выявления антикварных фальшивок. Существует два вида анализа — искусствоведческий и технический. Искусствоведы занимаются изучением истории произведения, биографии и творчества его автора, исследуют индивидуальную манеру письма, содержание и стиль произведения. Искусствоведческий анализ помог, в частности, проверить подлинность знаменитой картины «Гадалка» из музея «Метрополитен», которая приписывалась Жоржу де Ла Туру. Сомнения были вызваны странным рисунком персидского ковра, не существовавшим во времена художника, а также необычным видом камзола персонажа: камзол застёгивался на молнию. Изучение картины установило подделку.

Технический анализ подтверждает или опровергает выводы эксперта-искусствоведа. Так, исследование состава красок помогает определить дату написания полотна, указать на картине места, подвергавшиеся реставрации. Нейтронно-активационный анализ даёт возможность определить весь набор примесей в краске. Макрофотография позволяет изучить характер трещин (кракелюров) на картине и лучше исследовать манеру письма художника, стиль эпохи. Использование ультрафиолетовых и инфракрасных лучей позволяет различать переписанные места и отдельные добавления в картинах. Применяется и рентгенография. Благодаря ей стало возможным «читать» раздельно последовательные слои картины. Например, исследуя под электронным микроскопом вертикальный срез живописи Дега, учёные установили, что для достижения эффекта «прозрачности» художник накладывал один поверх другого семь-восемь слоёв очень разбавленных красок, причём пользовался различными кистями. Его имитаторы в такие тонкости не вникали. А метод термолюминесценции позволяет определить, сколько времени прошло с тех пор, как керамический предмет нагревался в последний раз. Когда его изобрели, музеи мира были в смятении: многие произведения искусства оказались подделками. Один из самых скандальных случаев — разоблачение «Китайской танцовщицы» из Музея Райса в Мангейме. В Институте ядерной физики имени Макса Планка возраст «Китайской танцовщицы» определили в 70 лет, а прежде считалось, что она создана 1700 лет назад.

Черепа посмеялись над британцами

Гарантировать 100-процентную подлинность тех или иных предметов искусства сегодня не может никто. Как в анекдоте: «А вы даёте гарантию, что эта картина подлинная? — Конечно. Гарантия два года». Это, кстати, не анекдот: известнейший мировой аукцион произведений искусства «Сотбис» даёт гарантию атрибуции именно на два года. А появление новых методик определения подлинности ведёт к открытию всё новых и новых фальшивок. Так, в 1965 году выяснилось, что портрет графа Веллингтона в Лондонской национальной галерее, приписываемый Гойе, — подделка. Потом оказалось, что в Музее Корнеля хранятся подделки Коро. За всю свою жизнь Коро написал примерно 600 картин, но только на американском рынке их гуляет 3 тысячи. В музее «Метрополитен» из 66 предметов утвари 8-тысячелетней давности, привезённых с раскопок в Турции, только 18 действительно древние. В каталоге Национального музея в Стокгольме указано около 300 произведений, данные которых изменились в период между 1972 и 1989 годами. Хорошо известен и портрет Антонио Брокардо работы Джорджоне из Будапештского музея. Но мало кто знает, что его авторство менялось семь раз.

Или взять курьёз с ацтекскими черепами из горного хрусталя — Crystal Skull (Подробнее о хрустальных черепах смотри здесь в новом окне). Прежде были известны два черепа, подлинность которых считалась неоспоримой: один находится в Музее человека в Париже, другой — в Британском музее в Лондоне. Они способны испускать свет благодаря преломляющим свойствам горного хрусталя. В середине 60-х годов в Швейцарии появился третий череп. Специалисты высказали мнение, что это современная подделка. Микрофотографический и микроскопический анализы должны были обнаружить следы механической обработки, поскольку исключалось, что фальсификатор использовал способ ацтеков — полировку вручную. Эта работа заняла бы 30—40 лет. Результаты исследования поставили экспертов в тупик. Череп не носил никаких следов механической обработки. Он был отшлифован в манере ацтеков. А вот ацтекский символ смерти, хранящийся в Британском музее с 1897 года, оказался вырезан и обработан инструментами, которые использовались в Европе XIX века.


Похищение Европы

Большая часть западных древностей либо краденая, либо поддельная

В мире именно антиквариат играет роль универсального средства сбережения. Деньги, вложенные в действительно стоящие вещи, не может уничтожить ни одна инфляция. Нередки случаи, когда за два-три года ценность купленной вещи, будь то скульптура, картина или драгоценность, удваивается. Но обычно вложения в антиквариат приносят 15—20% годовых в валюте. Поэтому годовой объём мирового рынка антиквариата составляет около $27 миллиардов. Только в Европе ежегодно проводится более сотни аукционов, выручка которых превышает $5 миллиардов. Активность на рынке антиквариата влияет на все сегменты финансового рынка: во время фондовых спадов значительные капиталы перемещаются на рынок антиквариата. Не случайно в одной из ведущих антикварных столиц мира — Лондоне — объёмы торговли антикварными изделиями сопоставимы с оборотами в банковском и страховом бизнесе.

В странах Запада торговля антиквариатом имеет давнюю историю и традиции. Там существует множество различных антикварных союзов и ассоциаций: не только объединения арт-дилеров, но и близкие к этому бизнесу сообщества реставраторов, экспертов, коллекционеров, страховщиков, оценщиков. Наиболее известными событиями мирового антикварного рынка считаются регулярно проходящие торги аукционных домов «Сотбис» и «Кристи». Продажа вещи с аукциона и включение её в каталог имеют большое значение для подтверждения её подлинности, значимости и известности. Аукционные торги напрямую влияют на моду на антикварном рынке.

Однако не всё ладно в «датском королевстве». Рынок подделок на Западе имеет гораздо большие обороты, чем рынок подлинного антиквариата. Продажа вещи через уважаемый аукцион не является панацеей от покупки фальшивки. Действительно, экспертные комиссии перед проведением аукционных торгов ещё на стадии подготовки к продаже во многих случаях разоблачают подделки. Но не всегда. Как прямо заявил в Лондоне на конференции по проблемам преступности в сфере искусства ведущий научный сотрудник Британского музея Пол Крэддок, «количество настоящего материала на рынке очень невелико. Сегодня большая часть древностей либо краденая, либо поддельная». По словам мистера Крэддока, масштаб проблемы таков, что сам он, прежде чем купить что-либо, потрудился бы восстановить полную и чёткую историю этого предмета искусства.

Не отваживаясь брать на себя роль эксперта, тем не менее можно навскидку перечислить десяток произведений искусства, проданных на престижных аукционах за последние полгода, легенды и авторство которых вызывают большие сомнения. И это ещё мягко сказано. Станиславский сказал бы откровеннее: «Не верю!»

Как из безделиц делают шедевры

В январе этого года одним из самых ценных лотов на аукционе «Сотбис» в Нью-Йорке был терракотовый рельеф работы Донателло. До 1990 года считалось, что работа сделана мастером его круга, а не самим прославленным скульптором. С таким провенансом (легендой) рельеф был выставлен на аукцион 16 лет назад, но не был куплен. И что же? Проведённые реставрационные работы, в ходе которых с рельефа сняли слои краски и штукатурки, показали, что он сделан самим Донателло в 1450 году для церкви в Лиссаро ди Местрино. Какая удача! Безделица превратилась в шедевр. После этого на аукционе «Сотбис» рельеф был продан за $4 440 000. Произведение приобрёл Художественный музей Кимбелла в Техасе.

Сенсацией на том же аукционе стала «работа Рембрандта». Да-да, именно его, которого в Штатах и без того пруд пруди. Дело в том, что в Америку на рубеже XIX—XX веков ввезли аж 2 тыс. «работ Рембрандта» — очень многим нуворишам хотелось его иметь. А вообще за океаном скопилось уже 9428 (!) якобы картин великого голландца. Так вот: это был этюд «Пожилая женщина в белом чепце». Исследователи отнесли его к 1640 году. Всё это время произведение якобы было в забвении, и только в 2003 году его вновь обнаружили. Авторство произведения установили, мол, только в прошлом году. Полотно продали за $4 272 000. Покупателем стал частный коллекционер из Нью-Йорка. Так в Штатах появился 9429-й «Рембрандт».

Возьмём другой аукцион — «Доротеум», который недавно закончил торги, посвящённые юбилею Вольфганга Амадея Моцарта. Надо заметить, в Австрии 2006 год целиком посвящён 250-летию со дня рождения великого композитора. Международный аукцион прошёл в родном городе Моцарта Зальцбурге. Из 222 лотов — вещей композитора — были проданы все. Однако атрибутировали их очень скользко и осторожно. Например: «Два портрета, отнесённые специалистами ко времени юности Моцарта. На первом портрете, возможно (!), изображён сам Моцарт, на втором, предположительно (!), сестра композитора Мария Анна». Оба лота были проданы, хотя явных доказательств этим фактам представлено не было. На ура купили «рукописную копию (!) «Немецкой оперетты», датированную 1779 годом. Рукопись, по мнению исследователей, является частью либретто Бользано, Карла Жозефа Вайса, которая долго считалась утерянной (!). Моцарт вместе с Андреасом Шахтнером использовали рукопись произведения как основу для оперы Zaide — фрагмента музыкальной драмы, история создания которой до сих пор неизвестна» (!). За круглую сумму ушёл «комод середины XVIII века, возможно (!), сделанный в Зальцбурге. Предмет сохранён в оригинальном состоянии с незначительными повреждениями и царапинами. Скорее всего (!) это часть обстановки дома, в котором родился Моцарт». Купили и «английское передвижное пианино, датируемое 1780 годом. Предположительно (!), оно принадлежало Моцарту».

Так и осталось непонятным, что же покупали европейские коллекционеры? Вещи Моцарта или вольные фантазии на тему его вещей? А ведь, как уже говорилось, весь этот антиквариат благодаря продаже с аукциона приобретает вес и значимость. Потом эти вещи априори будут восприниматься как подлинники, что бы они из себя ни представляли на самом деле.

Гитлер рисовал на чердаке?

Ещё пример: в марте этого года британский аукционный дом Jefferys провёл торги, где была выставлена коллекция акварелей и набросков кисти Адольфа Гитлера. В собрании 21 произведение. Все они, по легенде, были обнаружены на чердаке одного из домов в Бельгии, там работы пролежали более 70 лет. Предполагается, что акварели были написаны в 1916—1918 годах во время службы Гитлера в немецкой армии в чине капрала в ходе Первой мировой войны. Картины были найдены неподалёку от места его службы. Основной темой работ Гитлера были не военные мотивы, а мирные пейзажи, уютные деревеньки.

Отдельные работы Гитлера время от времени выставлялись на продажу, хотя крупные аукционы чаще всего отказывались их принимать. В прошлом году несколько набросков были проданы на аукционе в Канаде. Столь крупная коллекция работ фюрера пошла с молотка впервые. Но, полно, фюрера ли? Очень уж неубедителен образ капрала, в свободное от муштры солдат время рисующего мирные деревеньки, а потом стыдливо прячущего рисунки на чердаке. Да и находка рисунков неподалёку от места службы Гитлера столь откровенная привязка, что поневоле вызывает приступ скепсиса.




Гай Юлий Цезарь???


Без лица

Мы никогда не узнаем, как выглядел Юлий Цезарь

Бюст Юлия Цезаря, приобретённый Британским музеем в 1818 году и считавшийся античным оригиналом, сделанным при жизни Цезаря, современными методами искусствоведческого и технического анализа был разоблачён как подделка.

Скандал вспыхнул просто чудовищный. Дело в том, что бюст выполнен неизвестным подражателем с таким вдохновенным учётом стилистики и эстетических нормативов древнеримского скульптурного портрета и так часто и повсеместно копировался, что теперь уже невозможно отделить образ римского диктатора от его поддельного изображения. В сознании миллиардов людей фальшивая внешность Цезаря отпечаталась как эталон. Как на самом деле выглядел великий полководец, мы, возможно, не узнаем никогда.

Другой экспонат, Портлендская ваза, до недавнего времени считалась одной из ценнейших древнеримских находок, хранящихся в Британском музее. Сейчас её античное происхождение поставлено под сомнение. Доктор Джером Айзенберг, один из крупнейших знатоков античного искусства, заявил: «Я убеждён, что Портлендская ваза была создана в эпоху Возрождения».

Один из главных экспонатов Музея истории Израиля — плод гранатового дерева из слоновой кости, датированный VIII веком до нашей эры, два года назад также признан подделкой. Прежде считалось, что уникальное изделие древних мастеров служило атрибутом религиозных ритуалов в иерусалимском храме царя Соломона, разрушенном ассирийскими войсками в 586 году до нашей эры. Учёные думали, что костяной гранат был набалдашником на жезле одного из первосвященников. Об этом свидетельствовала вырезанная на изделии надпись на древнееврейском языке: «Святой дар священникам Дома Господня».

Сам гранат из слоновой кости обнаружил французский археолог Андре Лемэр в антикварном магазине Иерусалима ещё в конце 70-х годов прошлого века. Он изучил гранат и даже написал о нём научный труд. После краткого путешествия по рукам частных коллекционеров в 1988 году этот «единственный предмет, оставшийся от Первого храма», за $600 тыс. купил Музей истории Израиля. Увы, группа экспертов, в течение нескольких месяцев обследовавших экспонат с помощью современных технологий, пришла к выводу, что гранат действительно древний, однако надпись сделана на нём всего несколько десятков лет назад.

Современным хендмейком также оказался и саркофаг брата Иисуса. Когда слегка повреждённый оссуарий (урна для захоронения костей умерших) с высеченным на нём именем Иакова, сына Иосифа, брата Иисуса, появился в Израиле, его владелец, израильский коллекционер, заявил, что купил его 15 лет назад у случайного торговца. Значимость находки переоценить было невозможно — ведь она оказывалась едва ли не единственным материальным свидетельством существования Иисуса Христа. Однако археологи из израильского Комитета по памятникам древности установили, что имена, высеченные на саркофаге, всего лишь современная резьба по камню.

Печальной известностью пользуется и храм Изобилия инков в перуанской деревне Чукито. Храм представляет собой каменный блок с многочисленными каменными скульптурами в виде фаллосов. Древние руины инков ежегодно привлекают миллионы туристов. К руинам храма Изобилия, который, как считалось, существовал уже сотни лет, съезжались, в частности, бесплодные женщины, чтобы вымолить себе потомство. Недавно специалисты установили, что этому «памятнику» от силы 12 лет. Жители Чукито собственноручно построили развалины храма и выточили каменные фаллосы в надежде привлечь в деревню как можно больше туристов. Как сказал Роландо Паредес, директор Института культуры города Пуно: «Просто люди грамотно создали миф».


Источник

01 октября 2010 года По материалам Интернета

</div>

Tags: Фальсификация Истории
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments