sandra_rimskaya (sandra_rimskaya) wrote,
sandra_rimskaya
sandra_rimskaya

Троица. Народный календарь.



Николай Ткаченко Накануне Троицы. 1903 г.

По объяснениям кубанских казаков, Троица (Родительская суббота), Питров день – это дата Основания Москвы: Мефкаруса на реке Чарторус.

[Spoiler (click to open)]

У казаков отмечался, как Возрождение рода человеческого. Тогда произошла полная гибель цивилизации. И Мефкарус на реке Чарторус был первым городом, который начала строить Армия после многих лет Ада пост-цивилизации. С этого дня и началось Возрождение рода человеческого, начало строительства новой цивилизации. Та, что была до средних веков (1352-1871 гг. ) погибла полностью: «Погиб Мир и погибло всё!».

Это был день поминовения всех Предков (Питров): отцов и отцов и отцов их отцов, матерей и матерей их матерей. Это был день Памяти всего народа, всех Предков.

Второй, по значению, государственный праздник в захваченной славянами, России. Первым по значению, государственным праздником в захваченной славянами, России, был День Рождения России: индикта 8, сейчас: «Михаил Осенний». Старый Новый Год, который отмечали 21 ноября по новому стилю.

Это был День Спасения народа.



Москва. (Мефкарус на реке Чарторус). Первый город, построенный Армией Карусов после полной гибели цивилизации до средних веков. Троица (Родительская суббота, Питров День) – это День Рождения Москвы (Мефкарус на реке Чарторус): Возрождение рода человеческого.

Дальше: Википедия, с моими комментариями.

Тро́ицкая суббо́та (Родительская суббота) — день общерусского поминовения усопших, приходящийся на субботу перед Троицей (на Зелёных Святках). В России и на юго-востоке Белоруссии считался самым большим и почитаемым поминальным днём.

В церковном календаре именуется Вселенской родительской субботой. Во время вселенской панихиды в этот день Церковь поминает всех когда-либо умерших православных христиан

Другие названия дня:

Семицкая суббота, Клечальная суббота, Задушные поминки, Духов день (курск.), «Стаўроўскія дзяды» (белорус.), Летние деды, Троицкие или Сёмушные деды (белорус.), «Микольские деды» (полес.), Родительская суббота, Пасха усопших, «Кляновая субота» (белорус.), «Клён» (полесье), «Зялёная субота» (белорус.), «Зелена субота» (укр.), «Маевáя субота» (полес.), Духова суббота, Духовская суббота, Духовная суббота (полес.), Троицкие родители, «Русална задушница» (болг.), «Мртва субота» (серб.).

Славянские обряды

В эту субботу справляют летние поминки-тризны по усопшим предкам. Это главный весенне-летний поминальный день в России и на юго-востоке Белоруссии. На остальной территории Белоруссии больше поминали на Радуницу.

В этот день посещали кладбища, поминали своих усопших родственников, украшали зеленью их могилы, устраивали ритуальные трапезы и общались с душами покойных. Церковь считала некоторые обряды Троицкой субботы «языческими» и боролась с ними. К примеру, Стоглавый собор 1551 года так говорит о «суевериях» Троицкой родительской субботы:

В троицкую субботу по селам и по погостам сходятся мужи и жены на жальниках (кладбищах) и плачутся по гробам умерших с великим воплем. И егда скоморохи учнут играти во всякие бесовские игры, и они, от плача преставше, начнут скакати и плясати, и в долони бити, и песни сотонинские пети, на тех же жальниках обманьщики и мошенники.

Считалось, что всю Троицкую субботу русалки выходят из реки, леса и раскачиваются на ветвях берёз, прячутся и катаются в цветущей ржи. А в полночь встревоженный водяной поднимал воду из реки так высоко, будто бы гора вырастала из воды, но, услышав народные песни, успокаивался, и вода опять входила в берега. Для защиты от него всю ночь вдоль берегов молодёжь жжёт костры. Всю троицкую ночь с берёзками в руках молодые парни и девушки резво и весело, с громким смехом, с радостными кликами бегают по полям, гоняя русалок.

В Белоруссии освящали травы, обкуривали хаты и домашнюю скотину, чтобы не боялась грозы. На Украине существовал интересный обычай. Срубленную осинку вносили в Клечальную субботу на ночь в дом, а утром смотрели: если листья оставались зелёными, даже если завяли за ночь, — все в семье доживут до следующей Клечальной субботы. Если же листья почернеют, то будет в доме покойник.

В Карпатах с «клечаною суботою» связан обычай «просить прощения» у старших и самых младших членов семьи.

Гадание на Троицу. Малороссия. 1881 год.

Поговорки и приметы

В семицкий четверг или в троицкую субботу сей ячмень. На седьмую субботу по Пасхе (клечальную) сеют коноплю (южн.). В Белоруссии «у гэты дзень садзілі капусту, каноплі». С этого дня «три дня не метуть, на четвéртый — метуть» (полесье).

Троица, Троица-Богородица, Венки (воронеж.), Веношник (воронеж.), Семик (белгород., воронеж.), Гулино (костром.), День берёзки] (сиб.), «Зелена неділя»] (укр.), «Клечальна недiля» (укр.), «Клечанье» (полесье), «Зелянец» (белорус.), «Духаў дзень» (белорус.), Турица (галиц.), «Turice» (словац.) — Турица, «Letnice» (чеш.) — Летница, Духов день (серб.), «Palinocki» (подляш.), «Sobótki» (ю.-польск.), «Богородица Русалија» (серб.), «Rusalii» (рум.), Пятидесятница.

По русской традиции, пол храма и домов селян в этот день устилается свежескошенной травой, иконы украшаются берёзовыми или кленовыми ветвями, а цвет облачений — зелёный, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа. На следующий день, в понедельник отмечается Духов день.

В народе Троица почиталась за большой праздник, к нему тщательно готовились: мыли и убирали дом и двор, ставили тесто для приготовления блюд для праздничного стола, заготавливали зелень. В этот день пекли пироги и караваи, завивали венки из берёзы (на юге из клёна) и цветов, приглашали гостей, молодёжь устраивала гулянье в лесах и на лугах.

Девушки надевали самые лучшие свои наряды, нередко сшитые специально к этим праздникам. В Белгородской области на каждый день троицкого цикла полагалось особое платье: в троицкую субботу надевали красные рубахи, в воскресенье — старинные белые, в понедельник — сшитые из фабричной ткани. Повсеместно головы украшали венками из трав и цветов; на Севере их заменяли головные уборы, вышитые золотыми нитями и металлическими пластинами, которые не носили в иные праздники. Нарядные девушки обычно прогуливались при всеобщем собрании народа вдоль главной деревенской улицы, или присаживались, старались показать себя со всех сторон — так называемые «невестины смотрины».

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D1%8B%D0%BD_%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C

Елисеев Е.А. «Невесты. Троицын день» 1907

Троицкие короли у словаков

В Словакии выбирались троицкие короли (в западной части Словакии и в Чехии это происходило 1 мая) и троицкие королевы (словацк. Turíčna kráľovná, Kvetná kráľovná), первое свидетельство о которых относится к XVI столетию. В XVII в. игра была запрещена повсюду. За нарушение запрета взимались большие денежные штрафы, и в XVIII столетии она исчезла совсем. Сохранившиеся краткие свидетельства говорят о том, что в первый день Троицы парни выбирали себе так называемого короля. На голову ему надевалась корона, а в руку давалась украшенная палка, изображавшая скипетр. На протяжении трёх дней праздника сельское начальство лишилось своих полномочий и судебная исполнительная власть переходила в руки короля. Последний назначал себе «адъютанта» из своих товарищей, в обязанности которого входило передавать его повеления. Ликующая толпа вела избранника по улицам села. Устраивались танцы. Короля сажали на возвышение и подавали ему лучшие блюда. Когда он танцевал, его сопровождал адъютант, который держал королевский жезл. Время от времени король брал жезл и кидал одному из ребят. Если тот не успевал его поймать, его награждали тумаками. После Троицы власти короля приходил конец, но весь год затем он пользовался большим уважением со стороны односельчан.

Вождение быка у поляков

В некоторых польских зонах центральный персонаж троицких обрядов — бык. В Мазовии его покрывали старой сетью и обряжали цветами и ветками, вешали на рога берёзовый венок и гнали впереди стада, либо сажали на быка чучело «рыцаря» из ольховой коры и затем сбрасывали его наземь, называя этот обряд wolowe wesele — воловьей свадьбой. В Куявии бык, покрытый попоной, с цветами на рогах участвовал в торжественном шествии в сопровождении дюжины пастухов, дюжины девушек с цветами и музыкантов, которых встречала вся деревня.

Поговорки и приметы

Троица с кормом. Троица тремя праздниками богата: цветами, травами и румяным летом. Бог Троицу любит (сиб.). Троица — три дня строится (сиб.). В этот день завершались весенние девичьи и женские праздники, начинавшиеся со дня весеннего равноденствия. От Троицы до Успения хороводов не водят. Хороводы прекращаются с Троицы до Успенья. «Плыви мой венок на тот бережок, кто поймая мой венок — то будя женишок» (воронеж.). На Троицу девушки спрашивали у кукующей кукушки, долго ли ещё им быть в доме отца — сколько раз прокукует птица, столько лет и ждать ещё замужества. На первую майскую росу бросай горсть яровины на полосу. На Троице дождь — много грибов. Если на Троицын день идёт дождь, то в продолжение лета будет много мышей. Молодой месяц пологий — весь лунный месяц (до следующего новолуния) — дождь. «На Зелянец вясны канец» (белорус.). «На Зелянец — хлебу канец» (белорус.). «Иди, зима, до Кучева, ужэ ты нам докучила. Иди, зима, до Кракова, придёш до нас однакова» (белорус.). «Трийца жывэ так: сим ныдиль посту, высим ныдиль высны» (полесье). Семик и Троица одно и тоже (воронеж.). Семицкая неделя после Троицы, Семик на третий день бывает (воронеж.). Троица троицей, а трёх свечей на стол не ставят.


Ру́сский наро́дный календа́рь (народный календарь восточных славян, народные святцы, численник, месяцеслов) — исторически сложившаяся система членения, счёта и регламентации годового времени у восточных славян, организующая обрядовый цикл (календарные обряды), хозяйственную и бытовую практику, в значительной мере также и верования, и бытование фольклора.

«Круглый год». Лубок. Конец XVII —начало XVIII века

Специфика календаря.

Народный календарь лежит в основе церковного календаря — месяцеслова, определяя порядок и иерархию праздников, постов и мясоедов, в значительной степени и их терминологию. Содержание народного календаря, интерпретация праздников, периодов и сезонов, а также их ритуалы являются частью народной традиции. Основу содержания народного календаря составляет мифологическая трактовка времени, различение времени сакрального, чистого, светлого и — нечистого, тёмного, опасного, что находит отражение в названиях праздников, почитаемых и опасных дней и периодов.

Анализ примет и названий дней позволяет прийти к заключению, что если бы народный календарь основывался на церковном, то в первую очередь были бы упомянуты наиболее значимые фигуры церковного пантеона.

Однако в месяцеслове отмечен целый ряд «второстепенных» мучеников, а большая часть учеников Христа (апостолов) не указана, как и половина ветхозаветных пророков.

Создавая месяцеслов, народ исходил не из христианских святцев, а из имевшихся сельскохозяйственных примет и обрядов,

часто принимая святых по созвучию, чьи имена перекликаются со старорусскими названиями («мокрый день», то есть день дождя и града, стал Днём Мокия или Днём Царя-града; День первой встречи весны стал Сретеньем или Встретеньем) или просто к именам святых добавил прежнее название («Купала» стал «Иваном-Купалой», «Скотий бог — сшиби с зимы рог» назвали «Власий — сшиби рог с зимы»). А одна из сотен святых, особо не отмеченных церковью — Параскева, стала на Руси одной из самых почитаемых под именем Парескева-Пятница, в честь которой даже имелся особый «Пятничный календарь».

Народный календарь бытует преимущественно в устной форме, отчасти также в форме рукописных списков праздников. У всех славян существовали в быту ещё и примитивные деревянные календари (бирки, резы, рабоши), на которых даты праздников и важнейших событий обозначались зарубками. Отдельные славянские традиции были довольно различны в составе, соотношении, толковании и названии единиц времени, составляющих нардный календарь.

[Продолжение статьи. Часть 2.]

http://sandra-rimskaya.livejournal.com/141020.html

http://armycarus.do.am/index/spisok_statej/0-13

Александра Римская. 08.06.2014 г. 662 , Anno Domini. Xikrik to river Novogor.

http://armycarus.do.am/   http://vk.com/id185744828#/club56005022    http://ja-rus.ru/stati/


Tags: 1913
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments