sandra_rimskaya (sandra_rimskaya) wrote,
sandra_rimskaya
sandra_rimskaya

Categories:

Королевская фарфоровая мануфактура в Севре, Франция.

Оригинал взят у cat_779 в Королевская фарфоровая мануфактура в Севре, Франция.
Мы выросли в матрице, которая вдолбила в наши головы, что нам посчастливилось жить в век технического прогресса и небывалых научных достижений. Наше сознание затуманено и критическое мышление практически отключено, мы принимаем на веру все те постулаты, которые нам преподали с детства. Поэтому мы не считаем величайшим абсурдом то навязанное нам представление о галантном веке , когда роскошно одетые дамы и кавалеры живут в прекрасных замках с фантастической красоты мебелью, гобеленами, коврами, фарфором, и при этом ездят на лошадях как единственном виде транспорта. Именно в тот не такой уже далёкий галантный век существовали сложнейшие технологии и развитая химическая промышленность, позволяющая создавать потрясающий по красоте и совершенству фарфор, изделия из которого являются самими желанными и дорогими лотами на самых престижных мировых аукционах . Потому что этот фарфор создан с применением таких суперсложных технологий, которые мы до сих пор не можем разгадать.


Севрский фарфор.




Севрская национальная мануфактура в пригороде Парижа.


Национальный музей керамики в Севре, пригороде Парижа.

Севрская фарфоровая мануфактура (фр. Manufacture nationale de Sevres) — мануфактура по производству фриттового фарфора в Севре, Франция.
Изначально королевская, потом императорская, мануфактура сейчас находится под управлением Министерства культуры Франции.


Музей керамики в Севре 1740г

В 1740 году было начато производство фарфора в Венсене при поддержке Людовика XV и Мадам де Помпадур. В 1756 году фабрику переводят в Севр, неподалёку от дворца Бельвю, где жила Мадам де Помпадур. Это новое здание 130 метров в длину, было построено между 1753 и 1756 годами архитектором Ленде. Она стала королевской мануфактурой с 1759 года.
Долгое время во Францию из Китая завозились изделия китайского фарфора, которые были весьма дорогостоящими и считались предметами роскоши. Китайский фарфор во Франции коллекционировался и бережно хранился начиная со времён короля Франциска I (начало XVI века), и иногда оснащался тщательно разработанными оправами из благородных металлов, с целью защиты от повреждений и еще большего повышения своей художественной ценности.
Колоссальное количество серебра было отправлено из Европы в Китай в качестве оплаты за китайские фарфоровые изделия, и предпринималось множество попыток самостоятельно изготовлять такие предметы керамики.


В 1686 году король Франции Людовик XIV получил в дар от прибывшего во Францию Сиамского посольства 1500 предметов фарфора, однако секрет его производства так и оставался загадкой.
Франция смогла раскрыть секрет китайской техники изготовления твёрдого фарфора благодаря усилиям находившегося в Китае иезуита Франсуа Ксавье д'Антреколя (фр. François Xavier d'Entrecolles) в период с 1712 по 1722 год.[10] Письма миссионера, отправленные из Китая священнику Орри в Париж, были впервые опубликованы в 1735 году Жан-Батистом Дюальдом, наиболее авторитетным китаеведом той эпохи. Английский перевод этих писем был опубликован в 1736 или 1738 году. Впоследствии, эти письма были повторно опубликованы аббатом Жан-Батистом Гросье в его работе Всеобщее описание Китая. Д'Антреколь также сумел отправить в Европу образцы природных материалов, которые были исследованы французским естествоиспытателем Рене Антуаном Реомюром. После обнаружения месторождений подобных минералов в Европе была основана Севрская фарфоровая мануфактура.

Видео, которые показывают производство севрского фарфора, конечно, в музеях нам не покажут оригинальные технологии. В частности, говорится об использовании для обжига фарфора печей, отапливаемых дровами.


Севрский фарфор в Париже - Sevres in Paris


Porcelain Making at Sèvres (1912)

Несколько видео, на которых показано производство самых простых образцов фарфора-посуды для ежедневного использования. Сейчас эти производства автоматизированы.

Но давайте мыслить логически. В галантный век глава государства устраивал приёмы, приглашал сотни гостей. С учётом того, что фарфоровая посуда-очень хрупкий предмет, её надо было много, и всегда иметь в запасе на случай, если побьётся. Приближенные к главе государства люди тоже имели много разной посуды, вот и получается, что в те времена её производство фарфора было массовым и серийным- в зависимости от сложности и красоты.
Так почему не предположить, что уже в галантном веке существовало такое же автоматизированное производство, сложнейшее оборудование и развитая химическая промышленность для производства сырья и красок, какую мы имеем сейчас? Сырьё и краски для производства фарфора должны были отвечать определённым критериям, проходить необходимую технологическую обработку. Этого невозможно было сделать без самых совершенных технологий.


Технология производства фарфора


Производство фарфоровой посуды Lubiana (Польша)


В Таджикистане заработал завод по изготовлению фарфоровых изделий.


Lenox, процесс производства фарфора


Dunoon - как производят знаменитый английский тонкий фарфор

Технология производства фарфора очень сложна:
"Жидкая сметанообразная масса (фарфоровый шликер) заливается на определённое время в гипсовую форму. Гипс впитывает влагу, образуя черепок изделия. Как только толщина черепка становится достаточной, оставшийся в форме шликер выливается через сливное отверстие. Толщина стенок изделия, в зависимости от его объёма, может быть от 3 мм. до 8 мм.

Фарфор, в процессе изготовления, имеет воздушную и огневую усадку, т.е. пропорционально уменьшается в размере на 14-16% от исходной модели.
Температура политого обжига фарфора 1350-1410 градусов. Процент усадки зависит от конечной температуры. В камерных печах температура может быть разной в зависимости от места в печи. Соответственно, разной будет и усадка. Усадка зависит и от толщины стенок (черепка) изделия. Чем толще стенки, тем больше усадка. Если изделие отлито со слишком толстыми стенками и стенки имеют неравномерную толщину, то при политом обжиге у него может проявиться на поверхности деформация. Слишком тонкое изделие ещё в большей степени деформируется при политом обжиге. Большая часть брака фарфоровых изделий проявляется после политого обжига: мушки, наколы глазури, плешины (проступление матового черепка, в следствие неравномерной толщины глазури), пузыри, сборка глазури и т.д. Следует сказать, что процент брака после политого обжига может доходить до 50% при норме в 15%.

На крупных производствах приготовление шликера контролируется технологами из ЦЗЛ (Центральной заводской лаборатории). Плотность шликера составляет 1,72 гр на 1 кубический см. Плотность замеряется ареометром. Плотность глазури 1,28 гр.
(Надо иметь приборы для измерения плотности)
Глазурь разводится в большой ёмкости для того, что бы можно было свободно окунуть изделие полностью. При высыхании могут образоваться капли и подтёки, которые аккуратно убираются с изделия с помощью войлока. Для того, что бы приготовить изделие к ставке в обжиг, донышко полностью зачищается от глазури и замывается влажной губкой. В печь изделие ставится на карборундовые плиты, покрытые каолином. Каолин предохраняет изделие от прилипания к плите в процессе обжига."

Если производство обыкновенной домашней посуды очень сложное, то можете себе представить невероятную сложность технологии производства фарфоровых изделий причудливых форм, как нужно было расчитать толщины стенок сырого изделия, температуру печи, плотность шликера, чтобы на выходе получить не бесформенную массу, а изделие с ожидаемыми параметрами длины, ширины и высоты, в том числе получить ожидаемые размеры всех малых деталей этого изделия!

Производство фарфора требует высочайшего уровня знаний химических технологий, которые позволили бы контролировать весь процесс его производства , а также для производства сложнейшей палитры красок тоже требуется высокий уровень химической промышленности. Вот тебе и галантный век !

Два видео, в которых показаны образцы севрского фарфора. Обратите внимание, что при нанесении рисунков на поверхность фарфора использовались компьютерные технологии, чёткость и богатство цветовой палитры изумительные! Даже с помощью увеличительного стекла видны мельчайшие детали.


Севрский фарфор Часть 1


Севрский фарфор Часть 2

Севрская мануфактура на аукционах


"Фарфор Севрской мануфактуры занимает в истории мирового керамического производства особое место. Известное высказывание гласит, что «хорошего севрского фарфора не существует – есть только великий». Все фарфоровые изделия мастеров Севра несут узнаваемый собственный стиль. Подчеркнутая декоративность, богатая цветовая гамма, особая прозрачность и живая яркость росписи, оригинальные техники, уподобляющие керамику драгоценным камням – севрский фарфор не зря называют «королевским».
Сейчас редкие представители этого старинного фарфора пользуются огромным спросом на рынке антиквариата и на аукционах."
Сегодня антикварный фарфор Севрской мануфактуры является гордостью многих музейных и частных коллекций. Наиболее полными из них являются Собрание Уоллес в Лондоне, коллекция королевы Великобритании в Букингемском и Виндзорском дворцах и коллекция семьи Ротшильдов в поместье Уоддесон Мэнор."



Источники:
Севрская фарфоровая мануфактура https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%84%D0%B0%D1%80%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%83%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0

Фарфор во Франции https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D1%80%D1%84%D0%BE%D1%80_%D0%B2%D0%BE_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8#cite_note-McCabe_220-10
Технология изготовления фарфора
http://www.dikarka.ru/farfor/11.shtml
Севрская мануфактура на аукционах
http://antikvariatspb.ru/korolevskij-farfor-istoriya-sevrskoj-manufaktury-1-chast.html
Tags: Технологии 19 века
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments