sandra_rimskaya (sandra_rimskaya) wrote,
sandra_rimskaya
sandra_rimskaya

Categories:

Эмалевая миниатюра галантного века.

Оригинал взят у cat_779 в Эмалевая миниатюра галантного века.
Некоторые технологии галантного века (1715-1789 гг) дошли до нас в своём неизменённом виде, как , например, ростовская финифть. Шедевры "огненного" искусства-финифти делают в наши дни также, как и несколько веков назад. Ростовская финифть — русский народный художественный промысел; существует с XVIII века в городе Ростов (Ярославская область). Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками, изобретенными в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном.


Эмалевая табакерка , сделанная в Бирмингеме в середине 18-го века.

До наших дней дошло множество шедевров искусства росписи по эмали 18-го века, сделанные по сложнейшей технологии.
Вот несколько фото:


Кольцо Марии Антуанетты с бриллиантами и эмалью. 18-ый век


Классическая тиара 18-го века, красное золото и серебро. Оранжевая эмаль. Примерно 1770 год


Французское жёлтое золото, эмаль, жемчуг. Часы 1790 год.


Обрамленные эмалью часы, Париж 1760 год


Кулон золото с эмалью с греческого острова Сифноса 17-18 вв. Афины, музей Бенаки


Драгоценность с украшениями из эмали 1550-1700 гг


Настольные часы, 1680 г. Серебро, золото, грагоценные и полудрагоценные камни, эмаль. Муних, Германия. Сделано в Аусбурге.

Изделия мастеров ростовской финифти по качеству и сложности напоминают изделия мастеров 150-200 летней давности. У нас нет возможности увидеть в деталях технологический процесс, по которому производились шедевры старинной эмалевой миниатюры, но у нас есть возможность ознакомиться с технологиями современных мастеров. Похожие результаты получаются при использовании похожих технологий и материалов.
На видео показан процесс изготовления изделий из финифти на Ростовском заводе.
Обратите внимание на то, что технология финифти не меняется уже 250 лет!
Интересен рассказ о том, как в 1760 г найден сундук с красками и документами, по которым возродили производство финифти. Якобы, обжигали эмалевые пластины в домашних дровяных печах с применением самодельных красок. Мы понимаем, что это неправда. Для изготовления финифти используются специальные
"огнеупорные краски — стойкие декоративные надглазурные краски для эмали, не требующие специального покрытия. Обжиг при температуре +700-750 °C. Краски, имеющие нижний температурный порог при обжиге 700 °C и ниже, могут при обычном обжиге терять свой цвет (особенно мак, каштан). Использовать такие краски можно в последних и предпоследних обжигах."
Т.е очень важно в правильной последовательности наносить каждую краску, и после каждой краски делать обжиг.

К материалам для изготовления финифти тоже предъявляются самые строгие требования:

Слева показаны этапы производства финифти, справа — изменение цвета краски до и после обжига.



Медь (Cu) — основа эмалевой пластины. Особое внимание уделяется состоянию поверхности. Она должна быть без грубых рисок и вмятин. Также не должно быть фольгированных отслоений. Оптимальная толщина 0,35 мм. Медь — металл красного цвета. Мягкий, пластичный, вязкий, легко поддаётся волочению, прокатке, штамповке, ковке и чеканке. Хорошо полируется, но быстро тускнеет. В присутствии влаги и СО2 на поверхности металла образуется зелёная плёнка.
Латунь — сплав меди с цинком (до 50 % Zn), иногда с добавками свинца, олова, железа, никеля и других элементов. Латунь имеет холодно-жёлтый цвет. При добавлении в медь 15 % Zn и 0,5 % Al получается алюминиевая латунь, напоминающая золото. Используется для изготовления знаков отличия и ювелирных изделий.
Томпак — это по сути латунь, но с добавлением в медь цинка 3-12 %
. Хорошо подходит для прозрачных эмалей, так как после их наплавки остаётся внутренний блеск.
Цветной металл необходимо хранить в сухом месте во избежание оксидирования поверхности.
Эмаль ювелирная — представляет собой прозрачные и непрозрачные свинцовые стёкла, которые используются для декоративного покрытия изделий из золота, серебра, меди и медных сплавов. Температура наплавления эмалей на металл должна быть в пределах +790±20 °C. Для эмали № 16 температура наплавления +750±20 °C. Используется № 4 — непрозрачная белая 13, № 6 - непрозрачная опал 16 (по цвету как стекло), № 13 — прозрачная бесцветная фондан 32. Продаётся в виде плиток 7х10х2 см. Гост ТУ 2366—011-00303835-95.


Как делают Финифть

Посмотрите на изделия ростовских мастеров, они похожи на изделия мастеров, сделанные 150-200 лет назад:




А это значит, что мы как бы заглянули в прошлое и подсмотрели те технологии, по которым делали эмалевые миниатюры галантного века.

Финифть
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%84%D1%82%D1%8C
Tags: 19 век
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments