sandra_rimskaya (sandra_rimskaya) wrote,
sandra_rimskaya
sandra_rimskaya

Category:

Муранское стекло: до и после французской революции.

Оригинал взят у cat_779 в Муранское стекло: до и после французской революции.
Фантастической красоты знаменитое на весь мир венецианское муранское стекло в наше время производится по тем же технологиям, что и сотни лет назад. Трудно поверить , что после французской революции эпоха муранского стекла пережила упадок и забвение почти на 200 лет, но из всех технологий муранского стекла в течение этого периода использовалась лишь одна-бесцветного прозрачного хрусталя , хоть и претерпела изменения.




Муранское стекло - материал уважаемый и даже культовый. Чего только не изготавливали талантливые мастера! Бусы и бисер, кубки и вазы, блюда и стаканы, а позже - зеркала и украшенные стеклянными гирляндами люстры. Все это поражало и поражает тонкостью и виртуозностью техники, разнообразием красок и приемов украшения изделий.
История венецианского стекла совсем не похожа на простодушную сказку о затейливом национальном промысле. Скорее это полная страстей драма, замешанная на единоборстве творческих самолюбий, на упорном стремлении венецианцев во что бы то ни стало добиться монополии в европейском стеклоделии. Первые свои творения венецианские стеклодувы явили миру почти тысячу лет назад. За долгие десять веков существования стеклоделие Венеции пережило бурную эволюцию, громкую славу, темное забвение и новый яркий расцвет...



А начиналось все за глухими стенами монастыря, где бенедиктинские монахи тысячу лет тому назад решили делать стеклянные фляги для своего знаменитого ликера. Их опыты по выплавке стекла, обогащенные секретами беглых византийских стеклоделов, привели к невиданному расцвету ремесла. Приютив стеклоделов, Венеция не прогадала. Изделия венецианских мастеров ценились на вес золота и приносили немалый доход в казну.
Вначале мастерские находились в самой Венеции, но так как в городе было много деревянных построек, то всякое производство, связанное с огнем, постоянно угрожало ему пожаром. Поэтому в XIII веке правительство решило перенести стекольные мастерские на отдельный остров - Мурано.


Остров Мурано.

С тех пор венецианское стеклоделие неразрывно связано с этим островком, а стекло называется муранским.
История чудесного стекла полна драматизма. Венецианские правители ни с кем не хотели делиться доходами и наложили монополию на его производство. В Европе нашлось немало охотников за секретами. Мастеров из Мурано переманивали в другие страны, суля высокие заработки. В Венеции за разглашение секрета его производства полагалась смертная казнь, многие мастера, которым удалось уехать с острова в другие страны, таинственным образом погибали в дороге, унося с собой в могилу тайны ремесла.



Конец этой "смертельной" конкуренции был положен изданием книги "Искусство стекла", в которой полностью описывалась технология его производства. Теперь и во всей Европе стало возможно производить изделия в "венецианской манере". Дальнейшая история показала, что для производства уникальных по красоте изделий одних знаний недостаточно. Многие знают ноты, но лишь избранные сочиняют музыку.
Самые ранние из дошедших до нас изделий относятся к середине XV века. В это время сложились устойчивые художественные формы стеклянных сосудов, ставшие эталоном для многих поколений мастеров Мурано: большие вместительные чаши и блюда, стоящие на крепких ножках; яйцевидные кувшины с коротким горлышком и высокой, элегантно изогнутой ручкой; сосуды для напитков, напоминающие позднеготические кубки; стаканы, имеющие вид воронки на низкой конической ножке.



Все это изготовлялось в Мурано в огромном количестве. Предметы из прозрачного бесцветного стекла так же, как и цветные стеклянные изделия, украшались обыкновенно наваренными бесцветными или окрашенными деталями: розетками, масками, выпуклостями в виде капель и пузырей; края сосудов делались волнистыми и изогнутыми. Нередко роль причудливых и в то же время функциональных украшений выполняли птичьи и звериные хвосты, лапы, крылья и гребешки...В XVI столетии слава муранского стекла стала поистине мировой. Изделия средневековых мастеров достигали невероятной тонкости, порой смущая своей невесомостью, а стеклянная масса поражала чистотой и прозрачностью. В России изделия из муранского стекла появились еще в допетровские времена. Стеклянные сосуды и зеркала были на Руси в большой чести.
В XVII веке мода на муранское стекло проходит: Европа отдаёт предпочтение гранёному богемскому стеклу. Ходовым товаром оставались только зеркала и люстры из венецианского стекла, богато украшенные гирляндами листьев и цветов, гроздьями плодов, изогнутыми рожками и розетками. Металл в них почти не использовался; там, где без него нельзя было обойтись, железная арматура тщательно маскировалась. Спрос на них держался вплоть до XVIII столетия, когда эти люстры считались незаменимым элементом интерьеров в стиле Людовика XV.
В XVIII веке Венецию оккупируют французские войска, стекольные цехи закрываются. Многие мастера покидают страну, старинные технологии утрачиваются.
"после французской революции происходит падение Венецианской республики, и в 1806 году французские войска, окупировав остров, полностью разгромили все цеха, мастерские и производства муранского стекла."

Давайте разберёмся, чем так знаменито венецианское стекло.
Описание видов муранского стекла, техник и особенностей его изготовления может занять не одну книгу.
Здесь только основные понятия, помогающие лучше узнать современное муранское стекло и немного приоткрываем секреты его производства.

Наиболее известными разновидностями венецианского стекла являются следующие:

-цветное стекло, для производства которого используются окиси цветных металлов: окись железа даёт зелёный цвет, кобальт — синий, и т. д.;


Antique Various Italian Venetian 1940s Murano colored glass (Различные античные изделия из венецианского муранского итальянского стекла 1940х)

-прозрачное бесцветное стекло-"Было изобретено во второй половине XV века. Это знаменитое венецианское «cristallo». В названии подчеркнута бесцветность и прозрачность стекла по сравнению с ранее изготовлявшимся стеклом зеленоватого оттенка или цветным стеклом. И действительно, по этим качествам оно не уступает хрусталю, несмотря на то, что в отличие от хрусталя, не имеет в своем составе свинца."

В середине XV столетия Анджело Баровьер, потомственный стекольщик, изобрел хрусталь – совершенно прозрачное бесцветное стекло, стоившее бешеных денег. До середины XVIII в. муранские умельцы регулярно поставляли миру только эксклюзивную продукцию.



-эмалированное и позолоченное стекло;



-филигранное стекло, то есть бесцветное стекло, внутрь которого включены стеклянные нити (чаще всего белого цвета);


Филигранное стекло.

-молочное стекло: непрозрачное, молочного оттенка, полученное путём добавления в стеклянную массу окиси олова;


-агатовое стекло, имитирующее узоры агата;



-авантюриновое стекло, изобретённое муранскими мастерами в XVII веке: добавление меди в стеклянную массу позволяло получить эффект множества сверкающих точек;



-кракелированное стекло, украшенное сеткой трещин, полученных при мгновенном охлаждении горячего стекла.



-инкальмо
Под этим термином понимают технику соединения стеклянных масс различных цветов. «Цвета» не смешиваются в изделии, а имеют достаточно четкие границы, что позволяет создавать требуемый цветовой дизайн предмета. Обычно данная техника применяется в крупных изделиях: вазах, тарелках, скульптуре. Инкальмо незаменимо при создании сложных авторских произведений.


-халцедоновое стекло
Халцедоновым стеклом принято называть стекло, состоящее из различно расположенных и различно окрашенных слоев, составляющих узоры, подобные камню халцедону. «Calcedonio» представляет собой большое разнообразие окраски и узора. Как известно, в минералогии халцедон составляет одну группу с агатом и яшмой. Поэтому в старых итальянских трактатах можно встретить также наименования «яшмового» и «агатового» стекла.


-Пулегозо
Техника изготовления ваз в технике «пулегозо» основана на эффекте образования пузырьков воздуха внутри стекла, которые образуются при погружении раскаленного стекла в воду и немедленного возвращения его в печь для придания плотности веществу. Владение этой техникой позволяет создавать потрясающие по красоте вещи, выполняемые обычно из стекла «cristallo».



-мозаичное стекло, в том числе миллефиори (итал. millefiori — «тысяча цветов»), выглядящее как пёстрое поле, состоящее из отдельных звёздочек, цветочков, розеток;



Техника миллефиори.
Этот вид стекла был известен еще древним римлянам. Стеклянные палочки, вероятно, сделанные в Италии, были найдены в археологических раскопках в Ирландии и датированы VIII-м в., и millefiori, используемые в тонких пластинах для красочного эффекта еще в начале VII столетия, были найдены среди Англо-саксонских драгоценностей на кладбище Sutton Hoo. Технология производства стекла миллефиори была затем на много веков забыта, и лишь в XIX в. муранским мастерам удалось ее восстановить.



Миллефиори(букв. с ит. "mille fiori" - «тысяча цветов») – это вид мозаичного стекла, характеризуемого особенными декоративными рисунками. Название сходно с французским "миллефлёрс" (mille fleurs) - термин XVIII века для фарфора из Китая и Майсена, художественным оформлением которого является множество мелко окрашенных или лепных цветов, - но техника создания стекла миллефиори имеет совершенно иной характер. Стекло миллефиори изготавливается из слоев мелких стеклянных пластинок между разноцветными слоями стекла.


Из чего это сделано. Муранское стекло. Миллефиори.

Процесс производства стекла, на уровне ремесленных мастерских, несмотря на прошедшие века, совершенно не изменился. Ничего лучше стеклодувной трубки из железа так и не было придумано, а конечный результат изделия, как и сотни лет назад, зависит прежде всего от мастерства и художественного вкуса стеклодела.

Если отправиться в мастерскую, где рождаются изделия из стекла и понаблюдать за всеми фазами производства (в Мурано мастера-стеклодувы счастливы продемонстрировать публике свое искусство), создается впечатление перемещения на несколько веков назад.

Печь разогревают до 1200 градусов. Затем из печи достают тигель со стекольной массой, из которой мастер набирает железной трубкой определенное количество еще раскаленного материала, обычно это большая капля, так называемый bollo. При такой температуре стекло быстро обрабатывается до тех пор, пока его температура не понизится до 750 градусов: стеклодел дует в трубку и одновременно поворачивает ее, моделируя желаемый объект и помогая себе пинцетом и ножницами, которые ему подает подмастерье. Дальше температура в печи поддерживается на уровне 600 градусов. При такой температуре изделие должно находится не менее суток, иначе резкое охлаждение могло бы привести к разрушению стекла.
Чтобы получить цветное стекло, в смесь добавляют небольшое количество оксидов металлов: железо для зеленого, кобальт для голубого, коллоидное золото или медь для красного, олово – для молочного цвета.
Поскольку почти все стадии производства зависят от импровизации стеклодува и от температуры стекольной массы, каждое изделие всегда остается неповторимым и уникальным, другого абсолютно такого же не существует.

Что произошло после француской революции?


Почему же во время французской революции 18-го века французские войска разгромили все цеха и мастерские по производству муранского стекла, многие мастера покинули страну, а технологии были утрачены?
Надо искать, кому это было выгодно.

На смену муранскому стеклу пришёл хрусталь.
Фактически, в середине XV столетия Анджело Баровьер, потомственный стекольщик, изобрел хрусталь – совершенно прозрачное бесцветное стекло, стоившее бешеных денег. И этот хрусталь не имел в своём составе свинца, что очень важно! Из чаш, блюд и бокалов , изготовленных из муранского бесцветного прозрачного стекла, можно было кушать и пить без вреда для здоровья, в то время как оксид свинца, добавляемый в хрусталь, попадая в микроскопических количествах в организм, наносит непоправимый вред.


Интересно, что в русскоязычной Википедии говорится о добавлении окиси свинца в состав хрусталя не менее 24%, но не указывается вред для здоровья, приносимый этим свинцом в составе смеси для производства хрусталя.
В англоязычной Википедии современный хрусталь называется Lead Glass, или свинцовое стекло,
и указывается возможный вред для здоровья при использовании хрустaльной посуды для еды и питья:
"Lead crystal glassware was formerly used to store and serve drinks, but due to the potential health risks of lead, this is rare nowadays." Свинцовое стекло раньше использовалось для хранения и потребления еды и напитков, но в наше время, в связи с потенциальным вредом для здоровья, это случается редко.
На этой же странице указана ссылка на другую страницу (Lead poisoning), где указаны последствия накопления свинца в организме человека:
"Свинец препятствует разнообразным процессам в организме и является токсичным для многих органов и тканей, в том числе сердца, костей , кишечника , почек, репродуктивной и нервной систем . Симптомы включают боль в животе , спутанность сознания, головная боль , анемия , раздражительность, а в тяжелых случаях судороги , кома и смерть ."
Употреблять еду и напитки из хрустальной посуды небезопасно! Если посчитать, сколько в среднестатичтической советской семье ежегодно бывает застолий, на которых хозяйки выставляли и выставляют хрустальную посуду, в которой сервируются салаты и наливаются напитки, то можно представить, сколько свинца накопилось в организме практически каждого из нас. Вообще, весь 20-ый век человечество усиленно пичкают свинцом во всех вариациях: еда и напитки из хрустальной посуды, бензиновые выхлопы, свинцовые краски, прививки с содержанием свинца и т.д. И в этом есть тщательно спланированный злой умысел. Нас уничтожают, сокращают продолжительность жизни, делают больными. Не важно, беден человек или богат, к какому социальному слою принадлежит, свинец находил дорогу к организму буквально каждого!




Анжело Баровьер во второй половине 15 века изобрел муранское бесцветное прозрачное стекло, которое называлось cristallo-хрусталь, но может быть в связи с отсутствием в те времена патентного права, не запатентовал своё изобретение. Но уже в 1674 году англичанин Джордж Равенскрофт просто добавил к известному составу муранского хрусталя 10-30%% окиси свинца, улучшил его внешний вид и сделал его более технологичным в обработке, после чего Д. Равенскрофт запатентовал этот состав и официально считается изобретателем хрусталя в его современном виде.

Во второй половине 19-го века токсичный свинцовосодержащий хрусталь Равенскрофта вытеснил с рынка безопасный для человека муранский венецианской хрусталь, произошёл передел мировых рынков. Именно с этого времени токсичный свинцовосодержащий хрусталь стал широко производиться и использоваться в быту, в том числе и в качестве посуды для еды и питья.

"Настоящим фаворитом в русском быту XIX -- начала XX веков стал хрусталь или стекло, в состав которого входило значительное количество оксида свинца. Изобретение хрусталя в 1676 году было запатентовано Джорджем Равенскрофтом, основавшим собственную компанию по производству хрустальных изделий в Лондоне. Со второй половины ХVIII века в Англии для декора хрустальных произведений стали применять технику гранения - геометрической резьбы "железным" или "каменным" колесом. Гранение позволяло делать бесконечное множество самых разных узоров. В рождении нового облика хрустальных вещей большое значение приобрела полировка, благодаря которой поверхность изделий стала светиться всеми цветами радуги."

С середины XIX века хрустальные изделия прочно вошли в русский быт -- они использовались для сервировки стола, особенно праздничного, в письменных и туалетных наборах. Это были графины, кувшины, кружки, бокалы, вазы, чернильные приборы, флаконы и другие, богато украшенные гранеными узорами - от самых дорогих, большого размера до простых и дешевых. Наблюдатели отмечали изящество российских изделий, их особую отделку.
В России появление хрусталя связано с именем ведущего мастера Императорского стеклянного завода Ефрема Карамышева, который с 1783 по 1788 годы изучал хрустальное производство в Англии. С тех пор интерес к граненому хрусталю только возрастал. Русские мастера в декоре хрустальных изделий использовали многие виды гранения - простой алмаз, алмазный, призматический, "русский камень", сетчатый, шаговый, кольцевой, листья бамбука, ямки, рейки, кусты, паутинки, звезды и другие.

В России стекольные заводы и предприятия начали складываться с конца XVII века. Основные расположились в нескольких губерниях. В Петербурге в XVIII веке появился Императорский стекольный завод, в 1764 году в Пензенской губернии был создан Бахметьевский хрустальный завод; Дятьковский завод Ивана Мальцова работал в Брянской губернии с 1790 года. А с 1756 года из небольшой мануфактуры вырос знаменитый Гусевский хрустальный завод, основанный отцом Ивана -- орловским купцом Акимом Мальцовым. "
Т.е. английские технологии изготовления хрусталя получили применение в России, начиная со второй половины 19-го века, при этом хрусталь изготавливался с добавлением большого количества оксида свинца , и xрустальная посуда в большом количества шла для производства пищевой посуды. Богемское, или чешское стекло, также изготавливают с добавлением окиси свинца.

В конце 19-го века произошёл окончательный раздел рынков, в котором не нашлось места рынку венецианского муранского стекла ввиду его большой энерго- и трудоёмкости. В то время весь мир по указанию банкиров переходил с бестопливной свободной энергии на топливную энергетику, причём ресурсы этого топлива были ограничены. Из всех видов муранского стекла только использование прозрачного бесцветного хрусталя отвечало планам банкиров и промышленников. Сначала этот хрусталь модифицировали добавлением 24% оксида свинца (Равенскрофт), потом изменили его состав для производства кристаллов Сваровски, добавив до 35% окиси свинца(кристаллы Сваровски) и до 50% свинцового сурика (в стразах Сваровски) -и в обоих случаях сверхприбыли были гарантированы при самых минимальных затратах!

В 1888 на территории нынешней ЮАР основана международная корпорация De Beers, которая занимается добычей, обработкой и продажей природных алмазов, а также производством синтетических алмазов для промышленных целей.
В 1892 году Даниэль Сваровски изобрел автоматическую ограночную машину. В 1895 году им была основана компания Swarovski, и его машину впервые установили на ограночную фабрику в Ваттенс — здесь он мог использовать в своих интересах местную гидроэлектростанцию для энергоёмких процессов размола и переработки хрусталя.


станок для огранки современный.

Swarovski Crystal производит стразы из оптического хрусталя, содержащего большое (до 35 %) количество окиси свинца, что обеспечивает высокий показатель преломления. Также некоторые стразы изготавливаются из фианита(кристаллический оксид циркония).


Стразы Сваровски


Кристаллы Сваровски

Компания Swarovski производит из хрусталя скульптуры и миниатюры, украшения, бижутерию, одежду, люстры и прочие домашние аксессуары. Отдельной строкой стоят компоненты Swarovski: кристаллы (стразы), подвески, бусины и многое другое, используемое другими мастерами, дизайнерами, художниками.

Стразы Сваровски:

"Стеклянные имитации драгоценных камней были известны на протяжении средневековья, однако название «страз» происходит от фамилии эльзасского ювелира Георга Штрасса (Georges Frédéric Strass, 1701—1773), который в XVIII веке получил калиевое стекло с высоким содержанием свинца (в состав шихты входило более 50 % свинцового сурика Pb3O4) и использовал его в производстве бижутерии, имитирующей бриллианты. Полученное Штрассом стекло являлось свинцовым хрусталём (в современной классификации оптических стёкол — тяжёлый флинт), характеризующимся, вследствие высокого показателя преломления сильным «блеском» и, вследствие высокой дисперсии — цветной «игрой».(Открытым текстом говорится о коммерческом использовании технологий галантного века в наше время.)

Наибольшее распространение получили бесцветные стразы, имитирующие бриллианты.

Окрашенные стразы — как и прочие стёкла — получают добавлением в исходную шихту соединений переходных металлов, ионы которых в составе стеклянной массы обеспечивают соответствующую окраску: соединения хрома и двухвалентного железа дают зелёную окраску различных оттенков, соединения трёхвалентного железа — желтоватую и коричневую, кобальта — синюю."

Таким образом , массовое производство хрусталя, содержащего токсичный оксид свинца, а также кристаллов и страз Сваровски базировались на использовании технологий галантного века: муранского венецианского хрусталя и стекла с высоким содержанием свинца Георга Штрасса.

Производство муранского стекла было чрезвычайно энергоёмким, т.к. температура в печи поддерживалась до 1200 Ц. Официальные историки очень ловко обходят вопрос, а откуда в те далёкие годы, когда официально не было никакого электричества, а о солнечной и ветровой энергиях вообще не упоминалось, могли построить такие специальные печи и создать в них такую высокую температуру.


В эпоху бестопливной энергетики технологический процесс изготовления муранского стекла был невысок по себестоимости всвязи с тем, что добывалось бесконечное количество свободной энергии-солнечной и ветровой, но когда в конце 19-го-начале 20-го вв был совершён переход на топливную энергетику, процесс изготовления муранского стекла стал очень дорогим и невыгодным по причине высокой энерго- и трудоёмкости.

Это самая главная причина, по которой возрождение муранского стекла затянулось аж до конца 20-го века.
Гораздо более прибыльным было получение страз и кристаллов, имитирующих бриллианты, производство которых стоило весьма недорого. Широкие рекламные и маркетинговые кампании поддерживали искусственный спрос.

Фактически, после французской революции из всеx видов муранских стёкол было отобрано самое дешёвое по составу и простое по технологии изготовления, это был прозрачный бесцветный муранский хрусталь, к его составу был добавлен оксид свинца в количестве от 10 до 30%%, и этого было вполне достаточно, чтобы вести суперприбыльный бизнес, не заморачиваясь на изготовлении муранских стекол по другим технологиям.

Хрусталь с большим содержанием свинца был поставлен на поток, его производство было автоматизировано, промышленность стала выпускать огромное количество изделий , в том числе, пищевой посуды из хрусталя.


Как делают хрусталь. Производство хрусталя

Другие технологии муранского стекла было невозможно автоматизировать и поставить на поток и сделать их производство таким же массовым, как производство хрустальный изделий, поэтому с ними никто не стал возиться.



"Только в последнее десятилетие XX в. ведущие промышленники и дизайнеры всерьез озадачились проблемой возрождения былого величия муранского стекла. Появились компании, намеренно ориентированные на эксклюзивный дизайн и ограниченный тираж изделий. По замыслу этих фанатов, художник должен работать в соавторстве со стеклодувом и практически на равных. Полученный шедевр считается результатом совместной работы. По этой причине дизайнер не должен разбираться в тонкостях стеклодельного ремесла, главная его задача – оригинально мыслить и принимать неожиданные решения.


Ведущую роль в нелегком процессе возвращения к истокам взяла на себя созданная в 1990 г. компания Berengo Fine Art. За 15 лет ее существования несколько десятков художников из разных стран получили возможность работать на фабрике, создав новую страницу в истории художественного стекла. Отдельные образцы своей продукции компания представила в ГМИИ имени А.С. Пушкина на выставке "Осторожно: стекло"."

В наше время мы живём на проценты с технологий, созданных ушедшей цивилизацией. Наглядный пример с муранским хрусталём и свинцовым хрусталём Георга Штрасса , созданными ещё ДО французской революции, нам показывает, что наша цивилизация только использует и модернизирует старинные изобретения, при этом не создавая ничего принципиально нового. Преданные забвению технологии муранского стекла возвращаются потому, что за время, прошедшее после французской революции, лучшего стекла не было создано! Муранское стекло-это шедевр технологий галантного века, который мы не имеем права забывать!


Источники:
Как рождаются изделия из стекла:
http://murano.nethouse.ru/posts/34990
Техника миллефиори:
http://murano.nethouse.ru/posts/47305
Муранское стекло:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%BE
ГЛОССАРИЙ.
Описание видов муранского стекла, техник и особенностей его изготовления может занять не одну книгу.
http://venezia.ru/glass/glossary/
Величие муранского стекла
http://www.utro.ru/articles/2006/03/20/531693.shtml
ТАЙНЫ МУРАНСКОГО СТЕКЛА
http://www.alta-d.ru/encyclopedia/things/f5-01-00107.htm
ВОЛШЕБНОЕ МУРАНСКОЕ СТЕКЛО
http://svistanet.com/farfor_keramika/volshebnoe-muranskoe-steklo.html
Хрусталь
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C
Lead glass
https://en.wikipedia.org/wiki/Lead_glass
Lead poisoning
https://en.wikipedia.org/wiki/Lead_poisoning
Художественное стекло
http://collection-museum.com/collection/decorative-arts/art-glass/
Swarovski
https://ru.wikipedia.org/wiki/Swarovski
Страз
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B7
Tags: Технологии 19 века
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments