sandra_rimskaya (sandra_rimskaya) wrote,
sandra_rimskaya
sandra_rimskaya

Category:

История становления и ликвидации иностранных концессий в России и СССР в 1920-30 гг.

Оригинал взят у cat_779 в История становления и ликвидации иностранных концессий в России и СССР в 1920-30 гг.
Иностранные концессии появились в РСФСР 23 ноября 1920 года после подписания соответствующего декрета. Целью правительства было привлечение иностранного капитала в такие отрасли и районы, развить которые Советское государство было не в состоянии.
В декабре 1920 г. по поводу концессионной
политики В. И. Ленин говорил: «Мы и не мечтали о
том, что вот – мы повоевали, и наступит мир,
и социалистический теленок рядом с капиталистическим
волком обнимутся.

Всего в СССР в 1920х гг насчитывалось более 350 иностранных концессий — как промышленных, так и торговых.
К 1928 году советское правительство нашло более эффективный способ развития промышленности, нежели концессии, а именно — заключение индивидуальных контрактов с западными фирмами и отдельными специалистами. Последний договор на концессию был заключен в марте 1930 года с предпринимателем Лео Верке (Leo Werke) — на производство зубоврачебных товаров.
Конец иностранным концессиям положило постановление СНК от 27 декабря 1930 г., согласно которому все прежние договоры о концессиях были аннулированы (за некоторыми исключениями), а Главконцеском был низведен до уровня совещательного органа. При этом подписанные ранее соглашения о технической помощи оставались в силе.




По состоянию на начало Первой мировой войны государственный золотой запас Российской империи был вторым крупнейшим в мире (после США), и оценивается в 1233 т. (1,695 млрд руб.) при государственном долге 8,800 млрд руб. Куда испарилось это золото?
Именно недостаток средств, разруха и технологическая отсталось стали причиной привлечения иностранных концессий.


Изучение советского опыта привлечения ино-
странного концессионного капитала в экономику
страны в 1920–1930-е гг. вызывает повышенный ин-
терес у исследователей в наши дни.
Конец ХХ в. и первое десятилетие XXI в. характеризуются иссле-
дованиями, в которых используется материал посте-
пенно рассекречиваемых источников.
(Если было засекречено, значит, было, что скрывать)

Одним из первых, кто попытался изучить опыт теории и прак-
тики концессий на основе привлечения новых архи-
вных источников и зарубежной литературы, недо-
ступных ранее, стал А. Г. Донгаров в монографии
«Иностранный капитал в России и СССР» . Теме
использования иностранной технической помощи в
условиях НЭПа и на его завершающей стадии посвя-
щены работы Б. М. Шпотова . В ряде опублико-
ванных работ рассматриваются история и хозяйствен-
но-производственная деятельность иностранных
предпринимателей и компаний, участвовавших в
концессионных мероприятиях, анализируются соот-
ветствующие документы . При финансовой
поддержке Германского исторического института в
Москве подготовлена статья О. В. Ерохиной, посвя-
щенная германской сельскохозяйственной концессии
«Маныч» . Концепцию развития и свертывания
концессионных отношений в СССР предложил В. В.
Булатов в своей докторской диссертации. Автор по-
пытался показать концессионную практику, которая
развивалась в период 1920–1922 гг. независимо от
внутренней экономической политики советской влас-
ти; обосновать необходимость перехода к использо-
ванию концессий в период становления в стране со-
ветской власти;
выявить способы оформления концессии в Советском Союзе; определить и разграни-
чить все находившиеся в зоне ответственности
Главного концессионного комитета при СНК СССР
концессионные и неконцессионные формы работы
иностранного капитала в Советском Союзе; выявить
внеэкономические и главные экономические причины
свертывания концессионных отношений в СССР и
другие задачи . Заканчивая краткую историогра-
фическую информацию, необходимо отметить, что
рамки данной публикации не позволяют дать полный
историографический обзор, показать степень изучен-
ности проблемы в полном объеме.
В 1920–1930 гг. советская власть нуждалась в ко-
лоссальных денежных средствах для восстановления
экономики страны. По инициативе В. И. Ленина со-
ветское правительство решило привлечь иностранный
капитал, выделив с этой целью зарубежным компани-
ям концессии на разработку природных богатств. Он
считал, что без концессий невозможно восстановить
народное хозяйство, а также выполнить программу по
электрификации страны, план ГОЭЛРО .

Почему такая огромная и богатая страна нуждалась в притоке иностранного капитала
и была не в состоянии восстановиться? Потому что Россия была полностью разграблена,
из неё вывезли всё золото и все ценности. За приход к власти большевики переправили
на Запад всё, что смогли выгрести и награбить, а потом впустили иностранный капитал
для дальнейшего обогащения. Рекомендую ознакомиться:

Почему большевики так любили Лену Голдфилдс, или Кто организовал Голодомор
http://www.arhimed007.narod.ru/g_krizis-starikov-06.htm

В. И. Ленин в концессиях видел союзника пролетар-
ской власти в борьбе со стихией крестьянского мелко-
буржуазного хозяйства. При этом концессии представ-
ляли собой договор, союз советской государственной
власти с государственным капитализмом против мел-
кособственнической стихии .
Концессии – это каналы обмена между мировым на-
родным хозяйством и хозяйством России, когда наша
страна обеспечивает мировой экономике доступ к
добыче и переработке своих природных богатств, а та,
в свою очередь, предоставляет необходимые для этого
капиталы .
23 ноября 1920 г. был принят Декрет СНК РСФСР
«О концессиях». Первый договор о предоставлении
концессии был подписан В. И. Лениным 21 июля
1921 г. Концессия предоставлялась Большому север-
ному телеграфному обществу (далее – БСТО) из
Дании. Общество получило право эксплуатации ка-
белей и станций, обеспечивающих телеграфное со-
общение Северной Европы с Японией и Китаем.
Деятельность этого телеграфного общества была
начата в России еще при Александре II в 1869 г. БСТО
было образовано 1 июня 1869 г., а через 4 дня оно
открыло первую в истории прямую телеграфную
линию, соединявшую Россию и Данию. Это стало
возможным благодаря концессии, полученной за год
до этого от российского правительства основателем
общества К. Ф. Титгеном .
4 апреля 1922 г. СНК РСФСР издал Декрет «Об
учреждении Главного комитета по делам о концесси-
ях и акционерных обществах при СТО» (далее – Глав-
концесском).

В течение 1922–1926 гг. в Главный
концессионный комитет при СНК СССР поступило
2015 концессионных предложений от иностранцев
. Больше всего концессионных предложений
направили американские фирмы. С американскими
предпринимателями в 1920-е гг. советским правитель-
ством были подписаны концессионные договоры на
разработку золотоносной площади на реке Семартак
в Сибири, предоставленная Вирту сроком на 20 лет,
с «РАГАЗ компани» («Русско-американским смешан-
ным акционерным обществом по производству сжа-
тых газов») на производство кислорода, ацетилена и
других газов, с Барнсдальской корпорацией на нефтя-
ные месторождения на Кавказе, с нью-йоркской
фирмой «W. A. Harriman and Company» на Чиатурские
марганцевые разработки сроком на 20 лет и некото-
рыми другими . В частности, в 1928–1929 гг.
число американских предложений составило 54 пред-
ложения (26,1 % от общего числа) и США заняли
первое место по этому показателю, опередив Герма-
нию .

Одним из прославившихся в этот период амери-
канских концессионеров стал Арманд Хаммер, у
которого российские корни. Прапрадед Арманда
Владимир Хаммер в царской России строил корабли
для военного флота России. В начале 1920-х гг. в
связи с голодом, эпидемиями холеры и тифа в Совет-
ской России А. Хаммер принимает решение поехать
в Россию и оказать помощь. Он купил полевой гос-
питаль, лекарства и медицинское оборудование и
передал их народному комиссару здравоохранения.
2 ноября 1921 г. был подписан концессионный дого-
вор между Совнаркомом и американским
предпринимателем А. Хаммером сроком на 20 лет,
который предусматривал эксплуатацию асбестового
рудника около г. Алапаевска Екатеринбургской губер
нии. В соответствии с договоренностями в пользу
Советского государства предполагались ежегодные
10 %-ные отчисления концессионеров либо асбестом,
либо иностранной валютой.
К работе концессия при-
ступила в мае 1922 г. На руднике было возведено
построек, завезено оборудования и произведено раз-
ведок асбеста на 100 тыс. руб. Были проложены
рельсовые пути, отремонтированы вагонетки, достав-
лены из-за границы паровоз, компрессор для пневма-
тического бурения и другая техника. На средства
концессии на руднике проведен ремонт оборудования,
содержались школа, ясли, клуб, установлена телефон-
ная связь с г. Алапаевском, рабочие бесплатно поль-
зовались электричеством, водой и отоплением. До-
бываемая продукция по качеству соответствовала
стандартам, рабочие получали зарплату не ниже, чем
на государственных предприятиях.
В 1924–1925 гг.
(Советская власть получала 10%, при этом абсолютно ничего не делая,
не заботилась ни о рабочих, ни об их семьях. При этом концессия несла огромные затраты,
фактически начиная всё с нуля на пустом месте.
Концессионеры, акулы капитализма, гораздо лучше заботились о советских гражданах, чем советская власть)

на руднике работало 151 человек, а в апреле 1926 г.
– 266. Весной 1926 г. работа концессии была прекра-
щена по требованию советской стороны. А. Хаммеру
были предъявлены необоснованные обвинения в том,
что концессионеры не платили долевых отчислений
государству и нарушали нормы трудового законода-
тельства. Были и другие причины закрытия предпри-
ятия: себестоимость продукции на концессии была
выше, чем на государственных предприятиях, а то-
варная цена асбеста была та же; при росте числа
работников в 1926 г. их производительность труда
снизилась, в результате чего концессия стала нести
убытки. В 1927 г. предприятие было передано тресту
«Ураласбест» .

А. Хаммер не ограничивался одной концессией.
Он смело вторгался в самые неожиданные сферы:
скупал меха и невыделанные кожи, икру и строевой
лес; он был первым, получившим чековую книжку в
советском государственном банке. Он должен был
выполнять только два условия: не покупать недвижи-
мого имущества, а также переводить свою прибыль
в доллары только один раз в году и тогда с правом
вывозить полученную прибыль из страны. 15 сентяб-
ря 1925 г. Главконцесском утвердил концессионный
договор А. Хаммера по производству канцелярских
товаров сроком на 10 лет. Пригласив специалистов
германской фирмы «Faber» и закупив новое оборудо-
вание, А. Хаммер с помощью немецких инженеров
быстро наладил производство, и через полгода фаб-
рика начала сбыт канцелярских товаров. Скоро она
стала известна в СССР как «Фабрика им. Сакко и
Ванцетти». Последняя внесла весомый вклад в раз-
витие страны, не только предоставляя часть прибыли,
но и создавая стандарты качества и реализации для
отечественных производителей. Фабрика смогла
удовлетворить потребности СССР в карандашах,
около 20 % продукции пошло на экспорт в Англию,
Турцию, Персию и Китай

30 декабря 1921 г. торговый представитель
РСФСР в Германии Б. С. Стомоняков в телеграмме
В. И. Ленину сообщил, что акционерное общество
«Фридрих Крупп в Эссене» выступило с предложе-
нием организовать сельскохозяйственную концессию,
просил «срочно телеграфировать принципиальное
согласие, указав район и площадь под концессию».
В. И. Ленин считал, что принять это предложение
особенно необходимо перед Генуэзской конференци-
ей. «Для нас, – заявил он, – было бы бесконечно
важно заключить хоть один, а еще лучше несколько
договоров на концессии именно с немецкими фирма-
ми».

(Примечание: Генуэзская конференция имела большое значение для правительства РСФСР, которое не имело тогда международного признания. Фактически, на ней решался вопрос:быть или не быть государству , образованному в результате Октябрьского переворота.
Поводом для созыва Конференции было изыскание мер «к экономическому восстановлению Центральной и Восточной Европы».
Фактически основным вопросом было стремление европейских стран к аккомодации с коммунистическим режимом в Москве.
Специальный комитет экспертов, работавший в Лондоне с 20 по 28 марта 1922, подготовил проект резолюции, в которой от Советской России требовалось признать все долги, финансовые обязательства всех прежних режимов России, принять на себя ответственность за все убытки от действий как советского, так и предшествующих ему правительств или местных властей.
Российская делегация выразила готовность обсудить вопрос о форме компенсации бывшим иностранным собственникам в России при условии признания Советов де-юре и предоставления ей кредитов. О том, в какую сумму большевики оценили национализированный иностранный капитал можно судить по служебной записке Г. В. Чичерина от 2 марта 1922 года: «До начала революции в России числилось 327 предприятия с иностранным капиталом, с общим акционерным капиталом приблизительно в 1.300.000.000 рублей. Главная масса иностранного капитала 989.800.000 р. инвестирована в горной, горнозаводской и металлообрабатывающей промышленности, 152.300.000 р. вложено в электротехническую промышленность. Если исключить Польшу, Литву, Латвию и Эстонию, предприятий с иностранным капиталом на долю России придется 263 с основным капиталом около 1.168.000.000 рублей. Бельгийско-французских капиталов вложено 622 миллиона рублей, германских — 378 миллионов рублей, английских — 226 миллионов рублей. Как видите, ничего безбрежного нет». Может быть, именно с целью уменьшения долгов Польша и Прибалтика не вошли в состав СССР?)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D1%83%D1%8D%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F

Политбюро ЦК РКП (б) 25 февраля 1922 г.
поддержало его предложение. Угодья для концессии
были выбраны на территории Сальского округа Дон-
ской области. Для предотвращения бюрократических
препятствий со стороны местных властей 19 марта
1922 г. В. И. Ленин послал телеграмму Краевому
экономическому совещанию Юго-Востока: «Кон-
цессия Круппа на 50 тысяч десятин... имеет громад-
ное не только экономическое, но и политическое
значение. Вы должны напрячь все силы, чтобы со-
действовать заключению концессии, всякую нера-
чительность в этом деле буду считать преступлени-
ем» .

23 марта 1922 г. в Москве был заключен концес-
сионный договор между правительством РСФСР, в
лице наркома по иностранным делам Г. В. Чичерина
и наркома земледелия В. Г. Яковенко, и представите-
лями акционерного общества «Фридрих Крупп в
Эссене» сроком на 24 года «для ведения рациональ-
ного сельского хозяйства». Согласно договору, кон-
цессионер обязан был обрабатывать землю в размере
50 тыс. десятин в течение 8-ми сезонов, обеспечить
хозяйство инвентарем, материалами, необходимыми
сооружениями, а в качестве платы за концессию пе-
редавать правительству РСФСР ежегодно 20 % вало-
вого урожая .
(Большевики хотели получать 20% , не делая абсолютно ничего и
переложить на концессионеров всю заботу о рабочих и их семьях)

Однако концессионные отношения сложились не
сразу, возникли трудности в выполнении концесси-
онного договора. Советское правительство пошло на
применение мер воздействия на участников концес-
сионной сделки. В частности, 22 апреля 1922 г. торг-
пред в Германии Б. С. Стомоняков сообщил в Полит-
бюро ЦК, что директора акционерного общества
К. Зорге и П. Кросс отказались утвердить договор о
сельскохозяйственной концессии в Сальском округе
Донской области. В тот же день В. И. Ленин отдал
распоряжение Б. С. Стомонякову обсудить меры воз-
действия на Круппа. Для этого предлагалось исполь-
зовать различные методы: «внести Круппа в черный
список, никогда не сдавать ему концессии в России
и не иметь с ним никаких торговых и иных дел». На
руководство акционерного общества удалось оказать
давление. В конце 1922 г. его уполномоченный
Э. Ф. Капгерр отправился в Сальский округ, чтобы
осмотреть выделенный у р. Маныч участок и выяс-
нить условия работы. Председатель Главного концес-
сионного комитета (ГКК) Г. Л. Пятаков просил ока-
зать ему «всяческую помощь и поддержку и поста-
раться избежать укоренившейся у нас волокиты в
решении тех или иных практических вопросов».
После дополнительных переговоров 17 марта 1923 г.
правительство РСФСР в лице полномочного предста-
вителя в Германии Н. Н. Крестинского, торгпреда в
Германии Б. С. Стомонякова, члена коллегии Нарком-
зема JI. X. Фридрихсона и акционерное общество
«Фридрих Крупп в Эссене» в лице директоров К. Зор-
ге и П. Кросс подписали концессионный договор.
Предприятие получило название «Крупповская сель-
скохозяйственная концессия Маныч» (Kruppische
Landconcession Manytsch). Концессионеру было дано
право разрабатывать торфяные и известняковые за-
лежи, добывать соль, а также предоставлялось ис-
ключительное право заниматься рыбной ловлей и
охотой.
Через 12 лет правительство РСФСР могло
выкупить концессионное предприятие, предупредив
об этом концессионера за год.
Общество обязалось вести зерновое хозяйство: производить пшеницу,
рожь, овес и ячмень. Скотоводством собиралось за-
ниматься исключительно для удовлетворения внут-
ренних потребностей концессии, а также максималь-
но механизировать и технически усовершенствовать
хозяйство.

Однако концессионеры не были знакомы
с природно-климатическими условиями и методами
хозяйствования в Сальских степях. И это привело в
1924 г. к неурожаю. Неурожай вызвал массу вопросов
со стороны Главконцесскома. Главными причинами
неурожая Наркомзем РСФСР назвал неблагоприятные
климатические условия и отсутствие опыта ведения
хозяйства у специалистов концессии в местных ус-
ловиях. В 1925 г. концессии «Маныч» удалось полу-
чить хороший урожай. Но в 1926 г. она понесла
убытки. После проведения обследования почвы вы-
яснилось, что создать рентабельное зерновое хозяйст-
во в Сальских степях невозможно из-за климатичес-
ких условий и низкого качества почвы (много солон-
чаков), природные и климатические условия более
благоприятны для развития овцеводческого хозяйст-
ва.

(Фактически, большевики смошенничали и сдали в концессию самые бросовые негодные
к земледелию участки, да ещё и хотели 20% положить себе в карман.)

В 1928 г. акционерное общество Круппа постави-
ло вопрос о ликвидации сельскохозяйственной кон-
цессии «Маныч». Отказ от дальнейшей работы руко-
водство концессии объяснило нерентабельностью
предприятия и категоричным решением акционер-
ного общества не вкладывать больше денег в кон-
цессию .
Отношение советского правительства и местных
властей к концессионным связям не было однознач-
ным. В декабре 1920 г. по поводу концессионной
политики В. И. Ленин говорил: «Мы и не мечтали о
том, что вот – мы повоевали, и наступит мир, и соци-
алистический теленок рядом с капиталистическим
волком обнимутся.
Нет. То, что вы должны повоевать
с нами в области экономики, это огромный прогресс.
Мы выдвинули перед вами всемирную программу,
рассматривая концессии с точки зрения мирового
народного хозяйства» .
С самого начала концессионная политика имела
противников внутри страны. Некоторые возражали
по идеологическим причинам, спецслужбы в концес-
сиях видели не что иное, как ширму для успешного
выполнения заданий иностранной разведки. Тормо-
зили привлечение иностранного капитала в страну
неразвитость концессионного законодательства,
ущемление прав соискателей высокими обязатель-
ствами, политическая подозрительность, ограничен-
ные ресурсы квалифицированных кадров, сырья и
полуфабрикатов.
С весны 1922 г. в стране стали нарастать антикон-
цессионные настроения. В значительной мере они были
связаны с итогами Генуэзской конференции, на которой
от Советской России потребовали удовлетворения
финансовых и иных претензий иностранных граждан
к России, аннулирования долгов.
Россия не могла удов-
летворить эти претензии. Концессионная политика
постепенно уходила в прошлое и в связи с отходом от
дел Ленина по причине обострения его заболевания и
борьбы за власть в высших эшелонах партии. Теперь
за концессионную пропаганду человека объявляли
капитулянтом, не верящимв творческие силы рабочего
класса и энергию революции .
Во второй половине 1920-х гг. антиконцессион-
ные настроения усилились. И. В. Сталин, взяв курс
отказа от НЭПа, начинает избавляться от концесси-
онных предприятий и иностранных предпринимате-
лей. Одни концессии были ликвидированы по исте-
чении договорного срока, другие – досрочно.
К
примеру, золотодобытчиков из «Лена Голдфилдс»
обвинили в шпионаже; у американского предприни-
мателя Гарримана концессию на эксплуатацию мар-
ганцевых рудников на Кавказе изъяли без всяких
разъяснений. Количество американских концессий,
действовавших на территории СССР, стало стреми-
тельно уменьшаться, если в 1927–1928 гг. их было 9,
то в 1928–1929 гг. остались 4 концессии . К
концу 1920-х гг. крупные концессионеры вынуждены
были покинуть СССР.
По мнению ряда исследователей, можно указать
на следующие общие причины, которые способство-
вали свертыванию концессионного предприниматель-
ства в СССР. «Первая из них заключалась в позиции
по отношению к СССР.
Крупный иностранный капи-
тал в целом отказывался от каких-либо инвестиций
в его экономику. Предприниматели же второго и
третьего рангов, получившие концессии, не распола-
гали значительными средствами для серьезной и
продолжительной работы в советской экономике.
Вторая причина коренилась в особенностях развития
СССР, но была тесно связана с первой. В связи с
ростом отраслей экономики Советского государства,
ряд действовавших на его территории концессий, в
общем незначительных по масштабам, постепенно
утрачивал свое полумонопольное положение на внут-
реннем рынке и, чем дальше, тем больше сталкивал-
ся с крупными и мощными предприятиями, создава-
емыми на основе политики индустриализации в тех
же отраслях. Естественно, что конкурентоспособ-
ность иностранных концессий падала, и их дальней-
шее существование теряло смысл. Эти причины и
привели к прекращению деятельности значительного
числа концессионных предприятий»
(Что такое: отношение к СССР?
Концессионеры знали, что советская власть в любой момент может лишить их концессии
и экспроприировать все деньги и имущество, поэтому инвестировать в СССР было чрезвычайно рискованным занятием. )


Приняв решение о закрытии иностранных кон-
цессий, советская сторона прибегала к силе лишь в
исключительных случаях, предпочтение отдавалось
экономическим методам вытеснения иностранных
концессионеров – налоговой политике, таможенным
сборам, затруднениям с вывозом капитала и т.п.

Нельзя не учитывать отношение к концессиям
И. В. Сталина. Если В. И. Ленин считал заключенные
на взаимовыгодных условиях концессии желатель-
ными «в течение того периода, когда будут сущест-
вовать рядом социалистические и капиталистические
государства» , то для Сталина концессион-
ный путь развития страны был кабальным. С конца
1920-х гг. началась ускоренная ликвидация сущест-
вующих концессий. Начиная с 1928/29 хозяйственного
года, новые договоры уже не заключались. В 1930–
1931 гг. Главконцесском был низведен до положения
юрисконсульта при наркоматах по делам оставшихся
концессий. По результатам рассмотрения «дела» об
антигосударственной деятельности в Главконцесско-
ме при СНК СССР 14 декабря 1937 г. правительствен-
ным постановлением он был упразднен .


Концессии сыграли определенную роль в эконо-
мическом развитии страны. Они производили това-
ры широкого потребления, в которых в те годы
страна испытывала недостаток, влияли на улучше-
ние качества и снижение цен на соответствующие
товары, а также способствовали сокращению безра-
ботицы.
Следует особо отметить, что иностранные кон-
цессии сыграли важную роль не только в восстанов-
лении промышленности в нашей стране, но и в
нормализации дипломатических и торговых отноше-
ний СССР с капиталистическими странами. Кроме
того, сотрудничество с самой первой концессией, с
БСТО и советским правительством не прекращалось
вплоть до распада СССР в 1991 г. БСТО продолжает
свою деятельность в постсоветской России .
В 1992 г. БСТО совместно с российской телекомму-
никационной компанией АО «Ростелеком» проложи-
ло подводный оптико-волоконный кабель между
Кингисеппом, находящимся к югу от Санкт-Петер-
бурга, и Альбертслундом, расположенным южнее
Копенгагена
В целом в начале 1920-х гг. правительство боль-
шевиков в развитии концессионного предпринима-
тельства видело не только экономическое, но и поли-
тическое значение для молодой Советской России.
Однако со второй половины 1920-х гг. отношение к
концессионной политике изменилось, антиконцесси-
онная тенденция завершилась полной ликвидацией
концессий на территории СССР.

Главное, что нужно понять об иностранных концессиях в России и СССР-это факт того, что информация о них была засекречена. Надеемся, что в будущем мы узнаем правду о том, куда и к кому был вывезен весь золотой запас Pоссийской империи, кто был выгодополучателем от всех концессии, на каких условиях они были выданы и настоящую причину их прекращения. СССР, как и Российская Федерация, остаются до сегодняшнего дня технологически отсталыми и зависимыми от иностранных инвестиций.

Источник:
ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ИНОСТРАННОГО КОНЦЕССИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В РОССИИ И СССР в 1920–1930-е годы
http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/history/2014/02/2014-02-13.pdf
Tags: Америка, СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments