sandra_rimskaya (sandra_rimskaya) wrote,
sandra_rimskaya
sandra_rimskaya

Categories:

Первая сочинская коммуникация. Индоевропейский телеграф

Линия индоевропейского телеграфа была проложена в Сочи в то время, когда здесь еще не было шоссейных и железных дорог, мостов, транспортное сообщение с «большой землей» осуществлялось только морским путем.

Александр Александрович Старк, пионер сочинского побережья, проживший здесь 30 лет, начиная с 1869 года, так описывал в своей книге «На русской Ривьере. Из дневника охотника» (Санкт-Петербург, 1913 г.) одно из его многочисленных путешествий по окрестностям Сочи в те далекие времена, когда наш город был еще совершенно необжитым и малолюдным местом:

«Уч-Дере, имение Великого князя Константина Николаевича, лежит на самом берегу, в 16 верстах к западу от Даховского посада, и нам отсюда до устья Мзымты, откуда мы повернем в горы, нужно пройти сорок верст морским берегом. Колесных и вообще никаких дорог тогда еще не существовало. Кроме морского берега был еще лишь один путь, по тропе вдоль линии англо-индийского телеграфа. Но эта телеграфная тропа вела утомительными спусками и подъемами, в теневых местах была очень грязна и удлиняла дорогу более чем в два раза. Ею пользовались лишь по необходимости, во время сильных прибоев, заливавших морской пляж и делавших движение по нему невозможным».
[Spoiler (click to open)]

Свое путешествие А. А. Старк датирует 1882 годом. До начала 90-х годов, когда было построено Новороссиског-Сухумское шоссе, единственной цивилизованной магистралью, проходящей по территории нынешнего Большого Сочи, была линия индоевропейского (англо-индийского) телеграфа, упоминания о которой присутствуют и во многих других дореволюционных источниках.

Строилась же эта линия межконтинентальной телеграфной связи в 1868-69 годах, спустя лишь четыре года после того, как в этих местах закончилась Кавказская война, и русское правительство утвердило свой контроль на Сочинском побережье.

Лицензию на прокладывание телеграфной линии Лондон – Бомбей по российским землям получила немецкая фирма «Сименс и Гальске» – мировой лидер в области телеграфного строительства. Первые воздушные телеграфные линии в России эта фирма начала строить еще в 1853 году. Не осталась в стороне от технического прогресса и Кубанская область. В Екатеринодар телеграф «пришел» в 1865-ом, а еще через три года краевые газеты сообщили о предстоящей прокладке телеграфной линии протяженностью 3407 верст, которая должна была стать частью проводной магистрали, соединяющей Лондон с Бомбеем. На сей раз в зону предстоящего телеграфного строительства попал и город Сочи (в те времена – пост Даховский).

Интересный документ на этот счет хранится в государственном архиве Краснодарского края. В нем производитель работ обер-инженер Гельцер 30 сентября 1868 года шлет начальнику штаба Кубанского казачьего войска «отзыв», в котором сообщает о направлении строящейся линии от берега Керченского пролива через Темрюк в Екатеринодар и от станицы Григорьевской до Джубги и далее вдоль побережья. Строитель просит о выдаче открытых листов на отпуск верховых и вьючных лошадей, о дозволении на вырубку дубовых столбов на территории войскового Красного леса, а также о вырубке кустарников, попадающихся на пути проводимого телеграфа. В этом же документе обер-инженер ходатайствовал о двух десятинах земли на посту Адлер, чтобы построить там контрольную телеграфную станцию.

Одновременно работы велись и на других участках. В современной сочинской печати порою можно прочитать корреспонденции о том, как строился и эксплуатировался индоевропейский телеграф, но чаще всего авторы за неимением документальных информативных источников пытаются смоделировать ситуацию, исходя из ложных посылок. Так появляются на страницах газет сообщения об английских моряках, пароходах и катерах, английских прокладчиках и связистах. Краевед В. Мейбаум предлагал даже построить в Сочи памятник английским телеграфистам. На самом же деле все работы проводила немецкая фирма, а рабочая сила и транспортные средства привлекались по найму наши отечественные, российские. Что и зафиксировано в архивных документах.

В 1870 году уже было налажено устойчивое телеграфное сообщение между Лондоном и Бомбеем. Первая телеграмма, отправленная в Лондоне и полученная в Бомбее, преодолела расстояние в 12000 километров за 20 минут. В 1878 году была составлена карта индоевропейского телеграфа, которая хранится в Санкт-Петербурге, в музее связи имени А. С. Попова. По ней хорошо виден точный путь следования телеграммы из Англии в Индию: Лондон – Берлин – Варшава – Одесса – Екатеринодар – Тифлис – Тегеран – Карачи – Бомбей. Наш Сочи был в то время еще очень мал и на карте не обозначен, однако по плану хорошо видно, что и здесь, по побережью проходила телеграфная линия.

Фирма «Сименс и Гальске» прокладывала телеграфные линии не только в России, но и в других странах, помимо индоевропейского она осуществила еще несколько амбициозных проектов мирового значения. Так, в 1874 году с помощью специально построенного для этих целей парохода «Фарадей» был проложен телеграфный кабель по дну Атлантического океана, соединивший европейский континент (Ирландия) с США. В другой части света подводный провод соединил Индию и Австралию. Теперь телеграммы из США в Австралию проходили через Екатеринодар и Сочи, совершив по проводам, подпитываемым на каждой станции слабым электрическим током от батарей, почти кругосветное путешествие.

Телеграфная линия за десятилетия своего существования подвергалась неоднократной реконструкции. Деревянные столбы вскоре после пуска телеграфа были заменены на чугунные, некоторые из них дожили до наших дней. Аппараты Морзе в начале 80-х годов были вытеснены буквенными (стрелочными) аппаратами конструкции главы фирмы «Сименс и Гальске» Эрнста Вернера Сименса – выдающегося ученого и изобретателя, единственного академика-иностранца Российской академии наук. Это его именем названа единица электрической проводимости, это он изобрел динамомашину, ставшую прообразом всех генераторов, турбин и электродвигателей. Созданная им вместе с братьями Карлом и Вильгельмом фирма и сегодня является одной из ведущих среди производителей средств связи. Вот только имя их тогдашнего компаньона механика Иоганна Георга Гальске из названия концерна в ХХ веке выпало.

«Третий провод» международного телеграфа был выделен специально для нужд русского правительства. Руководило работой и осуществляло надзор за телеграфной связью министерство внутренних дел, а вот обслуживанием и эксплуатацией телеграфа, как сообщает энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, занималась все та же фирма «Сименс и Гальске», согласно повторной концессии, заключенной в 1874 году. Сочинская телеграфная станция, созданная через несколько лет после пуска телеграфа, относилась к Тифлисскому телеграфному округу и работала под руководством управления округа до 1887 года, пока не была переподчинена Владикавказской почтово-телеграфной конторе.

В архивном отделе администрации города Сочи один из документов, датированных все тем же 1882 годом, когда А. А. Старк и его спутники совершали свое путешествие на Красную Поляну, посвящен вопросам материального обустройства Сочинской телеграфной станции, здесь названы фамилии первых связистов посада – заведующего станцией Долгополова, его заместителя Амирагова, телеграфиста Федоровского. Заботы по обеспечению станции новой мебелью и необходимым вспомогательным оборудованием взял на себя, согласно заключенному договору, сочинский предприниматель Никита Айвазов. Среди перечисленного имущества станции значатся: стол с чугунными ножками, стальная печать, сундук для хранения денежных средств, настенные часы, вывеска листового железа с надписью «Телеграф» и т. д.

Однако отделение связи было создано в Сочи раньше – в 1878 году. Среди распоряжений тифлисского начальства за этот год мы нашли указание не взимать деньги за пересылку телеграмм с принца Ольденбургского и членов его семьи. Видимо, местные телеграфисты перестарались и заставили оплачивать услуги связи даже лиц императорской фамилии. А 10 марта 1878 года сочинские телеграфисты получили циркуляр от начальника управления Тифлисского телеграфного округа беспрепятственно обеспечить прием телеграмм, адресованных на родину, от находящихся в России военнопленных турок – шла Русско-Турецкая война. Правда, в этом же циркуляре давалось указание уездным военным начальникам следить за содержанием выше означенных телеграмм.

Когда почтовое и телеграфное ведомства объединились, одна за другой стали появляться почтово-телеграфные станции на территории нынешнего Большого Сочи: Хостинская – 1912 год, Лазаревская – 1913, Лооская – 1915, Головинская – 1917. Раньше других, в 1909 году, появился пункт связи в Дагомысе, который был назван почтово-телеграфным агентством. Все эти отделения подчинялись Сочинской почтово-телеграфной конторе.

Если судить по архивным данным, служба в почтово-телеграфном ведомстве была уважаемой и престижной. Специалисты, работавшие на индоевропейском телеграфе, обеспечивались казенным жильем, имели стабильный заработок, многочисленные льготы. Вот только вопросы личной жизни за связистов решало начальство. Работник телеграфа, желающий создать семью, подавал об этом прошение своему начальнику. И зачастую получал отказ. До тех пор пока претендент не выслужит следующий чин и не станет получать высокое жалованье. Девушкам же, работающим на телеграфе, вообще разрешалось выходить замуж только за работников почтово-телеграфного ведомства. Справедливости ради уточним, что фирма «Сименс и Гальске», набиравшая работников и проводившая их обучение, к этому чиновничьему произволу никакого отношения не имела – правила службы в секретном ведомстве, где через руки служащих проходила тайная информация, устанавливало русское правительство…

Минуло время, и проводной телеграф уступил место другим, технически более совершенным средствам связи. Каждый день от роскошного старого здания – Сочинского дворца бракосочетаний – отъезжают молодые пары, которые только что заключили семейный союз. По традиции они едут к памятным, знаковым местам города-курорта, чтобы сделать фотографии на память. А знают ли молодые сочинцы, что в этом здании, где был только что зарегистрирован их брак, долгие годы располагалась Сочинская почтово-телеграфная контора, обслуживался индоевропейский телеграф, «прадедушка» всех нынешних мобильников, спутниковых каналов и интернета? Хотелось бы, чтобы обязательно знали.
Источник.
Tags: Технологии 19 века
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments