sandra_rimskaya (sandra_rimskaya) wrote,
sandra_rimskaya
sandra_rimskaya

Categories:

СТРОИТЕЛЬСТВО ПЕРВЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ, ВСЕ КОНТИНЕНТЫ МИРА (1825-1860 гг.)

. СТРОИТЕЛЬСТВО ПЕРВЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ, ВЫХОД ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА НА ВСЕ КОНТИНЕНТЫ МИРА (1825-1860 г.г.)


Успех железнодорожной линии Стоктон-Дарлингтон (1825 г.) вызвал строительство других железных дорог. В Великобритании в 1830 г. была сооружена дорога Ливерпуль-Манчестер. Ее строительством руководил Д.Стефенсон. Он ввел рельсовую колею шириной 1435 мм – получила название «стефенсоновской». Для улучшения профиля трассы линии длиной 50 км были построены 63 моста и путепровода (конструкции Д.Стефенсона), 2-х км тоннель, галерея в горе протяженностью в 3 км, большая насыпь высотой около 3 м через так называемое кошачье болото. Для этой линии Стефенсон построил паровоз «Ракета». В 1829 г. на конкурсе локомотивов, вошедшем в историю как «Битва паровозов», паровоз «Ракета»,развивший скорость 56 км/ч, одержал победу. Линия Ливерпуль-Манчестер явилась первой железной дорогой с быстроходными поездами, предназначенной для общего пользования. Джордж Стефенсон вошел в историю как отец железных дорог.

В 1830 г. была открыта первая железнодорожная линия в США Чарльстон-Огеста, длинной 64 км. В 1831 г. в Филадельфии начал работать 1-й американский паровозостроительный завод Болдуина, который со временем стал крупнейшим в мире.

В Европе вслед за Англией были построены железные дороги в других странах:
1833 г. - Франция, линия Сен-Этьен-Лион, 58 км;
1835 г. – Бельгия, Брюссель-Мехельн, 21 км;
- Германия, Фюрт-Нюренберг, 7 км.

[Spoiler (click to open)]

Россия стала пятой в Европе страной, где была построена железная дорога общественного пользования. В 1837г. была открыта железнодорожная линия Санкт-Петербург-Царское Село, протяженностью 26,7 км. Паровозы, вагоны и рельсы для дороги закупались за границей, в том числе на заводе Дж. Стефенсона. В 1838 г. в Петербургском технологическом институте был создан для Царскосельской железной дороги паровоз «Проворный». Хотя первая в России железная дорога по своему протяжению и сравнительно невысокому экономическому значению являлась пригородной дорогой, но это была I-я в мире дорога, построенная в столь северных широтах. Значение Царскосельской железной дороги состояло в том, что на опыте ее строительства и эксплуатации была практически доказана возможность бесперебойной работы железнодорожного транспорта в суровых климатических условиях России.

В 1851 г. завершилось сооружение двухпутной магистрали - Петербург-Московской железной дороги, явившейся важной вехой в развитии научных идей в области железнодорожного транспорта и выработке государственного регулирования строительства и эксплуатации железных дорог в стране.

Всего в 1850 г. общая протяженность рельсовых путей превысила 38 тысяч км. Железные дороги как наиболее общий вид наземного грузового и пассажирского транспорта стали объективной реальностью. Спустя еще 10 лет железные дороги полностью «завоевали» весь мир, все континенты. В 1850-е г.г. первые железнодорожные линии появились в странах Азии (Индия –1853г.), Африки (Египет – 1854 г.), Южной Америки (Чили – 1852 г.), в Австралии (1854 г.).
В 1860 г. мировая железнодорожная сеть имела протяженность около 108 тыс. км, в т.ч. в США - 49 тыс.км, в Великобритании – 16,8 тыс., Германии – 11,6 тыс., Франции – 9,5 тыс., Австро-Венгрии - 4,5 тыс., в России – 1589 км.







Прибытие поезда в Москву (1850-е гг.)

Этап первоначального развития железных дорог – это период создания ряда важных технических средств, положивших начало железнодорожной технике, организации перевозочного процесса, решения вопросов управления железнодорожным транспортом.

Много новых технических решений было реализовано в паровозах. Паровоз стал надежной конструкцией и можно сказать символом научно-технического прогресса в те годы.
Технические достижения были сделаны в вагоностроении – созданы основные конструкции грузовых и пассажирских вагонов.

Разработаны тормозные устройства, в т.ч. механические системы тормозов, паровой тормоз Стефенсона. Создана винтовая сцепка.

Постепенно сформировалась типовая конструкция железнодорожного пути – широкоподошвенные рельсы и деревянные шпалы.

Развитие получило мостостроение, строительство виадуков, тоннелей.

Создавались средства управления движением поездов: изобретение семафора, системы блокировки, использование телеграфа.

Таким образом, на первом этапе развития железнодорожного транспорта сформировались основные технические средства железных дорог, а их строительство стало одним из важнейших направлений развития промышленного потенциала в мире.


к.п.н., доцент каф."Философия, социология и история" Гордеева Людмила Павловна.
Пособие для дистанционного обучения по курсу "История железнодорожного транспорта"
©2004 НФ РГОТУПС
Webmaster: <vc-nnov@rgotups.ru>
Tags: Технологии 19 века
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments