sandra_rimskaya (sandra_rimskaya) wrote,
sandra_rimskaya
sandra_rimskaya

Актриса (продолжение)

Оригинал взят у sergej_manit в Актриса (продолжение)


Любовь Орлова с Фаиной Раневской в спектакле Театра имени Моссовета Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО





«До встречи с Любовью Орловой у Григория Васильевича была другая жена, Ольга, — вспоминает Иван Лукашев. — Именно она родила ему единственного сына — Дугласа, сын которого, Григорий, стал впоследствии моим другом. Почему Александров ­выбрал такое странное имя своему сыну? Это ­вышло из-за одного разговора Григория Васильевича с американским актером Дугласом Фэрбенксом. Когда тот был с визитом в СССР, он, посмеиваясь над ­распространенной в

20-х годах в Советском Союзе манерой давать всему и вся индустриальные имена, пошутил: «А как ты, Григорий, своего сына назовешь? Трактором?» На что уязвленный «западник» Александров, большой поклонник голливудского стиля, ответил: «Нет, Дугласом, в честь тебя!» И сдержал слово. Вот только звездное имя не принесло Дугласу Александрову легкой судьбы.

В 1929 году Александров вместе с режиссером Сергеем Эйзенштейном и оператором Эдуардом Тиссэ уехал на стажировку в Голливуд. Эта стажировка затянулась на три года, за это время Ольга нашла Григорию Васильевичу замену — актера Бориса Тенина. Он был кумиром — очень красивый и обаятельный мужчина, впоследствии прославившийся главной ролью в «Похождениях Швейка». На тот момент Тенин был даже лучшей партией, чем Александров, пока что только подающий надежды. Словом, вернувшись в СССР, Григорий Васильевич развелся. Дуглас остался с матерью. Вот только, выйдя замуж за Тенина, Ольга не хотела заботиться о сыне и вскоре отдала его в детский дом. Во всей этой истории Дуглас остался не у дел, никому не нужен. Со временем Александров, правда, стал интересоваться судьбой сына, приобщил к кино — Дуглас Александров получил профессию кинооператора и во время войны снимал хронику на передовой, работал у самого Константина Симонова. А однажды отец дал ему роль в своем фильме «Встреча на Эльбе». Орлова играла там американскую шпионку, а Дуглас — американского офицера. Он и вправду был похож на американца — яркая, почти голливудская внешность.

Поначалу Любовь Орлова оказывала молодому человеку покровительство. И когда Дуглас захотел жить отдельно от них, сама подыскала ему домработницу, простую женщину Галину. Домработницы у Орловой имелись всегда, это для нее было в порядке вещей. Вот и для пасынка она подыскала по рекомендации трудолюбивую женщину, которая раньше работала у кого-то из знакомых. Кто мог предвидеть, что Дуглас влюбится в Галину и захочет на ней жениться? Но именно так и случилось. Орлова пришла в ярость. То ли взыграло дворянское сословное чувство, то ли статус звезды дал о себе знать. Словом, она сказала Дугласу: «Хочешь жить с прислугой — живи! Но тогда со мной ты ничего общего иметь не будешь!» Сын бросился к отцу, но и от того услышал: «Любовь Петровна абсолютно права!» Так Дуглас на долгие годы лишился поддержки, да и просто общения с отцом…»










Дома, в Глинищевском переулке.





«Некоторые обвиняют Любовь Петровну в том, что она указала пасынку на дверь из-за неправильного выбора жены, — продолжает тему Нонна Голикова. — Но насколько я знаю, дело было вовсе не в этом. Любовь Петровна и вправду отказала Дугласу от дома, но произошло это после того, как тот, воспользовавшись отъездом отца с мачехой за границу, без разрешения устроил в доме разгульную вечеринку. Хотя давал слово гостей не звать! Конечно, молодые ребята испортили какую-то мебель, но больше всего Любовь Петровну возмутило именно то, что пасынок нарушил слово. Сама она, если что-то обещала, обязательно выполняла. Семья Дугласа потом долгие годы ненавидела Любу и мстила ей, как могла. Именно они, как только получили наследство, первым делом вынесли на помойку весь архив Любови Орловой вместе с мешками писем от поклонников, приходивших ей со всей страны…





Григорий Александров и Любовь Орлова





Орловой не стало в 1975-м. 23 января Люба позвонила мужу из больницы — к этому времени она уже была тяжело больна. В тот день Александров навестил Любу, едва успел вернуться домой — звонок. Он понял, что это значит, помчался назад, в больницу. Когда вбежал к жене в палату, Любови Петровне хватило сил только сказать: «Как вы долго» — это был единственный упрек за все их 42 года совместной жизни! После этого она потеряла сознание и больше в себя уже не приходила. Хоронили актрису 29 января…»





Григорий Александров и Любовь Орлова





О дальнейшем вспоминает Иван Лукашев: «Нельзя сказать, что Александров не участвовал в судьбе «провинившегося» сына. Еще в шестидесятых годах он пристроил его оператором в КГБ. Дуглас снимал тайные операции, например, как меняли одного шпиона на другого. В конце концов, он умер от сердечной недостаточности в 1978 году. Оставив жену, все ту же Галину, и маленького сына, названного в честь деда Гришей.

Правда, с отцом они успели наладить отношения, потому что Дуглас пережил Орлову на три года.





Григорий Александров и Любовь Орлова



После смерти жены, а затем и сына Григорий Васильевич почувствовал себя одиноко в большом доме. Тогда-то он и вспомнил о внуке и невестке и позвал их жить к себе. Галина окружила Александрова такой же заботой, как было при Любови Петровне. Он снова вовремя принимал лекарства, спал на накрахмаленных простынях, обедал на хорошей посуде, с правильной сервировкой — все, как он привык. Так что старику оставалось только отдыхать и пересматривать свои фильмы с участием Орловой. За просмотром он оживлялся и веселился, как ребенок, рассказывал разные истории со съемок, от него только и слышно было: «Любочка… Любочка…» Да, он ее действительно любил.

А потом Григорий Васильевич ошарашил всех, женившись на Галине. Со стороны это выглядело действительно дико! После Любови Орловой — вдруг новая жена, да еще и его собственная невестка, к тому же послужившая причиной для многолетней ссоры Александрова с сыном и существенно моложе почти 80-летнего режиссера! На самом деле в этой истории нет ничего особенно скандального или романтического. Григорий Васильевич справедливо опасался, что внук не сумеет унаследовать его имущество. Ситуацию накаляло еще и то, что по соседству с александровским был участок Леонида Утесова, с которым режиссер после съемок «Веселых ребят» расстался в довольно напряженных отношениях. Говорили, что Утесов всеми правдами и неправдами желает присоединить участок Александрова к своему…





Григорий Александров и Софи Лорен



Словом, женитьба на вдове сына была для Григория Васильевича прагматическим шагом. Но как же после этого изменилась Галина! Если раньше она предпочитала спортивный стиль, то теперь стала носить платья и бриллианты Любови Орловой. И даже машину научилась водить! По ее заказу на заводе собрали улучшенную «Волгу» с сиденьями из натуральной кожи и луженым кузовом — якобы для Григория Васильевича, хотя ездила на ней именно Галина. Я даже помню, какие у машины были номера: 0033.


Ну а Гриша… Помню, он как-то раз шепнул мне, указывая на глиняное блюдо, вылепленное и расписанное собственноручно Пабло Пикассо специально для Александрова: «Вот дед помрет, мы с тобой на это блюдо неделю пить будем!» Так он в конце концов и поступил. Когда Александрова не стало, владельцами огромного наследства, как и планировалось, стали Галина и Гриша. Внук поселился в московской квартире деда на Пушкинской площади, в то время как Галина осталась в доме во Внукове, понемногу распродавая драгоценности Орловой. На Пушкинской у Гриши стала собираться богема — актеры близлежащих театров.




Любовь Орлова с делегацией советских артистов во Франции на встрече с Пабло Пикассо.
1954 г. Фото: РГБИ


Помню, как они дурачились. Прихожу как-то раз к Грише, а на лестнице девиц — видимо-невидимо! Оказывается, Александров-младший с Александром Абдуловым устроили «прослушивание во ВГИК». Представлялись преподавателями, морочили головы провинциальным девочкам… Говорят мне: «Хочешь, мы и тебя режиссером представим! И тогда выбирай себе любую — они же на все готовы, чтобы в кино попасть!» Я отказался. И все-таки справедливости ради нужно сказать, что эти сборища у Гриши не были банальной гульбой. В квартире на Пушкинской читались стихи, велись интеллектуальные споры, а женщин если и соблазняли, то задаривая охапками цветов и коленопреклоненно признаваясь в любви… Все происходило озорно и талантливо.











Время от времени Гриша загорался идеей создать в квартире деда музей. Не получилось… Вместо этого внук понемногу распродал все реликвии, хранившиеся в доме. То портрет деда, то сервиз Орловой, то рисунки Фернана Леже — они раздавались спекулянтам от искусства за бутылку коньяка. Одно из последних написанных Чаплином писем (пока оно дошло Александрову в Москву, великий комик умер), Гриша, впрочем, продал дороже — за несколько тысяч долларов…












Когда у Гриши появилась семья, была надежда, что беспечная гульба кончится. Но тут, что самое поразительное, вмешалась Галина. Точно так же, как в свое время Любовь Петровна, она решила, что невестка не достойна ее сына. И выжила из дому неугодную с маленьким внуком. А для сына Галина присмотрела жительницу Парижа Людмилу, дочь эмигрантов первой волны. Поехав во Францию, Гриша с ней познакомился, потом они поженились. С тех пор, к радости Галины, в его окружении стали появляться то правнучки Толстого, то потомки Пушкина. Только вот, когда из Москвы пришло известие, что тяжело заболела мать, Гриша не смог приехать. В итоге Галину хоронила его первая жена — та самая, которую выжили из дому. Кстати, похоронить Галину рядом с Александровым, как она хотела, не разрешили. Потом Гриша распродал все, и вместе с Людмилой они приобрели апартаменты в Дубае. Но пожить в них Грише не довелось — он умер, немного недотянув до шестидесятилетия…

Теперь от огромного наследства Александрова и Орловой не осталось ничего: ни городской квартиры, ни дачи во Внукове — все давно продано и прожито. Но род Александрова все-таки не иссяк: в России живет старший Гришин сын по имени Василий — от первой жены, бывшей балерины Большого театра Наташи Гришиной. А во Франции — двое младших от второй. Так что у Григория Васильевича Александрова трое правнуков. Что касается Любови Орловой — она никогда не хотела иметь детей и, насколько я знаю, не раз избавлялась от беременности. Это случается с большими актрисами, фанатично преданными искусству и самим себе. Правда, у Любови Петровны Орловой кроме искусства и самой себя был еще любимый муж-режиссер, сумевший в сталинской России сделать ее звездой, равной голливудским».

От огромного наследства Александрова и Орловой не осталось ничего — все давно продано и прожито…













Текст: Анжелика Пахомова

Tags: СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 59 comments