sandra_rimskaya (sandra_rimskaya) wrote,
sandra_rimskaya
sandra_rimskaya

Categories:

Корнелиу Зеля Кодряну (1899-1938). Человек и миф. Железная Гвардия.


Корнелиу Зеля Кодряну (1899-1938).
Человек и миф


Немецкий перевод книги был опубликован на сайте «Велесова Слобода»
к семидесятилетию со дня смерти Корнелиу Кодряну.

Уже давно растет интерес к учредителю и руководителю Легиона Архангела Михаила (с 1930 года «Железная Гвардия», Garda de Fer). При этом сила излучения Кодряну после его смерти вышла далеко за пределы Румынии и охватила националистов во всей Европе, привлекая внимание к его жизни и деятельности. Происходит процесс – если хотите рассматривать это сравнение как напрашивающееся – подобный процессу усиления популярности Эрнесто «Че» Гевары (1928-1967), который стал идолом левых, причем при пренебрежении к культурному контексту, в котором он действовал.

Понять и объяснить «Капитана», как благоговейно называли Кодряну его приверженцы, можно только в связи с основанной им и при самых больших трудностях выстроенной организацией. Его жизнь принадлежала основанному 24 июня 1927 года в Яссах (Iasi) Легиону Архангела Михаила и вышедшей из него «Железной Гвардии», часто в общем смысле называемой движением легионеров, только ей он ставил задачу спасения отечества от кризиса и хаоса. Характерно, что «Железная Гвардия», как только она без его руководства все больше и больше развивалась в исключительно политическую силу, пошла по пути неудач. Хоть вознаграждением судьбы за мученическую смерть Кодряну в перелеске у шоссе Плоешти – Бухарест, как сотни раз предвещали, и стала победа движения легионеров, которое в 1940 году вместе с военными под руководством генерала Иона Антонеску (1882-1946) управляло Румынией как «национально-легионерским государством» и старалось поддерживать наследие своего вождя и следовать его принципам. Но запутавшись в игры власти, которые все больше должны были вести к пониманию организации как фактора политический власти и все меньше как силы духовного обновления, легионерское движение неизбежно должно было прийти к упадку легиона и к его почти полному уничтожению. Оно и произошло в 1941 году, когда преемник Кодряну Хория Сима (1906-1993), совершенно недооценив достигнутое разделение власти в государстве, решился на восстание против военных и затеял кровавую расправу. В течение этих дней бессмысленной братоубийственной войны наследие Кодряну, которое уже давно не ценили в полном объеме и не следовали ему как обязательству, было проиграно в банальной борьбе за власть. Капитан уже в 1937 году пророчески предостерегал от победы «Железной Гвардии» как простого получения власти и разделения власти, видя перед своими глазами мученическую смерть многих легионеров, которую он воспринимал как железный и святой долг. Именно эта победа только лишь могла и должна была рассматриваться как главная задача для спасения народа, победа, которая должна была развиваться под теми же самыми законами, которые позволили «Железной Гвардии» вырасти, победить и, наконец, с достоинством восторжествовать. Вот что писал об этом Капитан: «Каждый раз, когда мы стояли лицом к лицу с легионерской жертвой, я говорил себе: Насколько страшно было бы, если над святой и наивысшей жертвой товарищей возвысилась бы победоносная каста, которой бы открылись врата к жизни коммерции, ловких приемов, краж, чревоугодия и эксплуатации других. Это значило бы, что одни умирали, чтобы служить инстинктам обогащения, удобной жизни и порока других (…) Вы, которые представляете собой первые истоки этой элиты, клятвенно обязуетесь вести себя таким способом, что вы действительно будете здоровым началом великого будущего и что вы должны защищать все движение легионеров, чтобы оно не соскользнуло на ложные пути коммерции, роскоши, хорошей жизни, аморальности, удовлетворения личных амбиций или человеческой мании величия». (12 февраля 1937)

Как следует, вне этого ясного и определенного предостережения, понимать духовное наследие и принципы Кодряну?

Кодряну хотел полной власти, чтобы получить возможность революционным путем воплощать свои идеи в правильной форме. Он, тем не менее, не хотел получать власть путем ее захвата или путча против правителей любого цвета. Святая победа должна была стоять в конце пронизывающего и продолжительного роста и образовать фундамент для более высокого.

Об этом он говорил так: «Движение легионеров может победить только завершением внутреннего процесса совести нашего народа (…) Победа, которую мы ожидаем, так велика, так блистательна, что мы никогда не могли бы согласиться заменить ее на дешевую и преходящую победу, возникшую в результате заговора или государственного переворота». Он упрямо и одновременно мужественно кричал правителям, продажным государственным партиям и декадентской королевской клике, помня об этой позиции, направленной на далекую святую победу: «Теперь, через десять лет, мы можем подвести баланс всех этих махинаций, мучений, унижений и попыток уничтожения и спросить наших врагов: Чего вы достигли вашими десятилетними махинациями? Мы – один миллион! Где ваша победа? И где будет ваша победа? Так как если вы не смогли побороть даже пятерых, как вы хотите уничтожить в двести тысяч раз пятерых?» (18 июня 1937 года).

В центре всего этого стоял Omul nou, новый человек. Он должен был быть сотворен и целенаправленно взращен в рядах Гвардии, стать носителем нового сознания и вместе с тем гарантом фундаментального преобразования общества под руководством Кодряну. Тем не менее, этот новый «героический, благородный человек» («Железная Гвардия», 1939, стр.276), борец легиона и вождь своего народа, должен был воспитываться только в рядах движения, предоставить себя, наконец, в распоряжение новой элите и видеть смысл своей жизни только в спасении народа и отечества. В одной замечательной статье о Кодряну и легионе об этом очень удачно сказано: «Кодряну преследовал долговременную стратегию: он хотел создать сначала героический тип, который должен был образовать фундамент нового общества. Это, возможно, удалось бы ему, если на его стороне были время и настоящие властители мировой политики. Практика сознательной жертвы была доведена до совершенства в 1933 году: все больше и больше молодых легионеров погибало в неравной борьбе с полностью распоясавшимися бессовестными государственными органами. Чтобы эффективнее осуществлять предвыборную пропаганду [«Железная Гвардия» была основана как политическое крыло легиона. Кодряну вступил на путь участия в выборах сначала только с самым большим сомнением, затем, однако, осознал, что только на этом пути можно обеспечить дальнейший рост и продвижение вперед движения во всей Румынии – Х.O.], была создана новая группа, подобная ордену, с высокими требованиями (не состоящие в браке, твердые в вере испытанные борцы), исполнявшая свою страстную службу – „Echipa Mortii“. Этот термин означает (подобно гладиаторам)‚ «те, кто не боится смерти» (…) Они‚ Echipa Mortii, были отнюдь не террористами, в презрении к смерти они без оружия шли навстречу противнику. Они образовывали таким образом духовную элиту внутри элиты, они были примером сверхъестественного героизма». [Новый порядок 2/2004]

Создание настоящей героической элиты, по форме и сущности близкой к рыцарскому ордену, это, пожалуй, одно из наибольших достижений, которое Кодряну осуществил еще при жизни. Здесь нужно также вспомнить об Ордене «Моца и Марин» (названный именем борцов Испанской войны и легионеров первого часа, Иона Moцы и Василе Марина, погибших в январе 1937 года), который был совершенно осознанно основан как первый духовный рыцарский орден новейшей истории и при столь же строгих условиях вступления был направлен на помощь ориентированному на предвыборную борьбу Echipa mortii. Мученики должны были стать путеводным и ярким примером и дали повод Кодряну обратиться с ожесточенным боевым призывом: «Но вы, легионеры из всей этой страны прогнивших политиков, знайте, что тайна вашей победы кроется в жесте этих товарищей: как и они, вы, все готовые к смерти, преодолеете махинации бесчисленных мошенников. Чем они хотят победить нас? Чем? Так как мы вплоть до последнего легионера готовы к смерти?» (8 января 1937 года)

Великий философ Юлиус Эвола, дважды встречавшийся и беседовавший с Кодряну в Бухаресте, был особенно поражен возрожденной идеей ордена и воздействием в ней того благородного духа, за который Эвола столь страстно выступал. В этом новом пробуждении Эвола видел возвращение к самым существенным культурным образцам индогерманства, что он с удовлетворением отметил в этом движении современности.

Так как в случае Кодряну речь шла скорее о «религиозном мистике» (Стэнли Пэйн), чем о политическом руководителе или идеологе, который преследовал «духовные и трансцендентальные конечные цели» вместо малодушных политических изменений, академически целесообразная классификация «Железной Гвардии» как фашистского движения, какой бы правильной она не представлялась с учетом присущих ей феноменов, является, однако, слишком «куцей» и в силе своей выразительности наталкивается на границы. Немецкий историк Эрнст Нольте в своем ставшем классическом произведении «Фашизм в его эпохе» [советуем обратить внимание в первую очередь на новое издание этого фундаментального труда, вышедшее в 2003 году: Ernst Nolte: Faschismus. Von Mussolini zu Hitler – Mythos und Realität: Texte, Bilder, Dokumente. Edition Antaios. Schnellroda] особенно серьезно рассматривает Кодряну, в одном из более ранних изданий о Капитане и его движении говорится так:» Однако, не только к другу, но и к противнику фашизмы показывают глубоко противоречивое отношение. Меньше всего такой человек как Кодряну несет черты противника на собственном лице. >> Мировоззрение << Гитлера, с другой стороны, это при определенных точках зрения ничто иное как отражение еврейской точки зрения, как он представлял ее себе. И Муссолини был перед Первой мировой войной одной из самых важных личностей европейского социализма: воздействие пятнадцати марксистских лет можно обнаружить у него повсюду» [Ernst Nolte: Der Faschismus in seiner Epoche. Action française. Italienischer Faschismus. Nationalsozialismus. 5. Aufl. 2000. S.50].


http://velesova-sloboda.vho.org/rhall/codreanu-zheleznaya-gvardiya.html

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments