sandra_rimskaya (sandra_rimskaya) wrote,
sandra_rimskaya
sandra_rimskaya

Технология купольных сооружений. Часть 2.

Оригинал взят у tech_dancer в Технология купольных сооружений. Часть 2.
Продолжение. Начало здесь.
Ещё один образец купольного сооружения явно не для культовых потребностей от начала 20 века (Таганская площадь г.Москва), но уже явно не функционирующий по назначению:



Для КТП 10/0,4 кВ явно рановато, для поста городового слишком мало окон и нет печной трубы, для общественного туалета слишком сложно. Если под крышу на выступы кронштейнов навесить спецшишки (см. предыдущие статьи), ну очень сильно начинает напоминать генератор, сигнал от которого передаётся на столбы без проводов. По высоте явно сходится со столбами и пантографом трамвая. Уважаемые друзья, если кто-то имеет представление, что это за сооружение и для чего оно было предназначено, напишите плз в комментариях.

Ну а мы давайте перейдём к физике и математике. Чтобы легче усваивалось, рекомендую ознакомиться с материалом, находящимся здесь и здесь. Таким же образом определяем для себя, что частицы эфира и электроны движутся исключительно по законам механики. Также отбросим все догмы насчёт положительных зарядов и приведём этот вопрос к отрицательному заряду электрона. Будем считать, что положительно заряженный элементарный объём - это объём с содержанием электронов, концентрация которых меньше, чем в объёме, концентрация в котором принята за нулевую точку.  Ну и соответственно, отрицательно заряженный элементарный объём - это объём, где концентрация электронов выше, чем в объёме нулевой точки при нормальном электрическом давлении. За нулевую точку можно взять любое удобное место, например место у поверхности земли. Разность концентрации электронов вызывает их перетекание из объёма с повышенной концентрацией в объём с пониженной, но не за счёт силы заряда, а за счёт сил механического давления. Совершенно понятное правило. Аналогично ведут себя и частицы эфира. Разница между электронами и частицами эфира только в том, что последние за счёт более меньших размеров имеют сверхтекучесть и могут проникать в любые точки пространства в равной степени, а электроны имеют такие свойства только в отдельных химических элементах или их соединениях. Электроны и эфир взаимодействуют друг с другом аналогично взаимодействию механических тел, и это в определённых условиях может вызывать периодические колебания. И при этом нет никаких поперечных колебаний, малопонятных всем, а есть только продольные колебания электронного и эфирного поля, упрощённо аналогичные звуку в атмосфере.
Итак, мы имеем купольные сооружения и смутные представления, что там получается какое-то электричество, но законы его получения и главное применения нам совершенно не понятны. В прошлых статьях рассматривалась версия о том, как можно с помощью примитивного купольного сооружения получать электрическую энергию для питания установок средней мощности. Но там явно присутствовали катушки с проводниками, которые просматривались на фото и факт их наличия неопровергаем. Без них не возможна в принципе трансформация высокого напряжения, добываемого из атмосферы, в низкое. А если рассматривать фото других купольных сооружений, то там нет даже намёка на наличие каких-либо предметов, хотя бы просто похожих на катушки с проводниками. Кроме того, нет никаких аналогичных артефактов в музеях либо коллекциях, и нет никаких сведений об этих артефактах в фольклоре, архитектурных справочниках, религиозных сводах и других источниках информации. Очевидно, всё работало как-то по другому.
Ну и если рассуждать логически, то во времена культурной революции большевики если не сносили купольное сооружение целиком, то сносили его верхнюю часть и на этом останавливались. Этот факт говорит о том, что секрет установки был именно в верхней части. Оставшаяся часть сооружения могла быть приспособлена под хозяйственные нужды или просто брошена, но без верхней части она была простым обычным зданием. Но как же быть в том случае, если и купола частично или полностью оставались не тронутыми, и даже конструкции над куполами тоже оставались, но никаких функций по извлечению электричества из атмосферы сооружение уже не выполняло? Видимо, не всё так однозначно. Давайте попробуем восстановить картину по имеющимся фотоматериалам. Благо, в сети есть очень много фотографий процесса сноса большевиками таких сооружений, но для нас они теперь будут представлять интерес немного в другой плоскости. Если точнее, попробуем рассмотреть, что там было внутри и в процессе слома вышло так сказать на всеобщее обозрение.

К примеру, вот фото сноса неидентифицируемого сооружения:



Ничего необычного не присутствует. Нижняя часть каркаса купола в шестигранном пирамидальном исполнении, выполнена очевидно из железных стоек, стянутых стяжками того же материала к центральному стволу. Центральный ствол выполнен тоже из железа. Какой сортамент этого железа, разобрать по фото уже не возможно. Сам центральный ствол скорее всего заходит в здание и служит для закрепления люстры, это обычное техническое решение для сооружений подобного рода. На каркасе ещё сохранились горизонтальные перекладины, служившие для закрепления кровельного материала. Самого кровельного материала уже нет. Судя по тому, что каркас не тронут и на самом здании не тронуто листовое железо на кровле, кровельный материал каркаса был явно из цветного металла и его снимали в первую очередь. Тоже ничего необычного, листовую медь или бронзу также часто применяли для покрытия кровли в таких сооружениях. Также в этом месте ещё видно сохранившийся каркас барабана купола. Он выполнен из тех же материалов. Но верхнего луковичного купола уже нет, хотя центральный ствол явно доходил до его верхушки. Зачем? Отложим пока этот момент в памяти.

Вот более качественное фото, выполненное при сносе храма Христа-спасителя в Москве:



Как видно, та же самая система из стержней и талрепов разных видов, которая задаёт жёсткость куполу и поддерживает неизменной его пространственную структуру. Система сложная, но и купол большой. Очевидно, каменный барабан заходит внутрь купола на значительную высоту. Есть похожее фото с наружной стороны, вероятно сделанное с самого высокого купола:



Видно, что рабочие отдирают последние листы обшивки купола и "скоростным лифтом" спускают вниз. Имеется информация в разных источниках, что НКВД поставил задачу снять все листы на переработку, ведь согласно официальных данных того времени всем миром было собрано на золочение куполов 20 пудов золота - это было по тем временам серьёзное пополнение бюджета. Переработать такие листы для снятия позолоты несложно (сам в 90-х годах перерабатывал платы со списанных ЭВМ "Наири", золота на них не жалели, для переработки надо было просто бросить их в кислоту). По фото видно, что на вершине купола листы были прочно спаяны по его форме, и их рвут явно не по швам. Ниже вершины купол был из таких же листов, но уже соединённых рёбрами в местах вертикальных связей купола. Ничего удивительного, есть даже фото (фрагмент для наглядности осветлён):



Эти рёбра выступают над листами на значительную высоту, видную даже с дальнего расстояния. И тут снова возникает маленький ребус, если внимательно вглядеться в две предыдущих фотографии. Если кто-то из читателей когда-нибудь крыл крыши кровельным железом, то должен представлять, что железо в швах сгибают вместе с тонкой полоской того же железа, прибитой на обрешётку, и этот сгиб торчит перпендикулярно крыше. Гвоздями кровлю к обрешётке по понятной причине не прибивают. Гвозди для прибивания тонкой полоски можно заменить болтами, если обрешётка металлическая. Но если взглянуть на фото ободранного купола сверху, не видно ни этих полосок, которые должны остаться при такой площади кровли хоть в единичных экземплярах, ни отверстий под них. Не думаю, что рабочие делали обдирание так аккуратно даже под страхом НКВД, на такой высоте это сделать просто не возможно, так как постоянно надо держаться "за воздух". Давайте посмотрим другие фото той же серии:





Как видно, рабочие не церемонятся и срезают все детали бензорезом. И нигде на вертикальных связях нет отверстий для крепления материала купола. Ели приглядеться к фото, то видно, что над вертикальными связями в том месте, где к ним должен прикасаться материал купола, торчат головки болтов, скрепляющих горизонтальные связи из угловой стали. Да и сами вертикальные связи выполнены из двух зеркально-симметричных половин, скреплённых между собой болтами с квадратными шляпками. Куда же крепился купол? Если на этой стороне торчат головки болтов, то явно материал купола был приподнят над связями. Для чего? Обеспечить диэлектрический зазор? Но в воздухе он всё равно не мог висеть. Судя по тому, что болты, скручивающие две половинки вертикальных связей, не срезаны и не скручены, то очевидно, что между вертикальными связями и металлом купола были какие-то легкосъёмные диэлектрические детали, которые и образовывали рёбра на куполе. Если бы они были металлическими, конструкция теряет смысл, купол в этом случае крепился бы прямо к связям и следы этих креплений были бы заметны. Да собственно если приглядеться к панорамному фото, видно, что листы в куполе имеют не скруглённую форму, а больше прямую, и их стык как раз находился на рёбрах. Что же это был за материал, теперь уже не установить без архивных изысканий, если есть что изыскивать.
Ещё стоит добавить, что после демонтажа каркасов куполов отчётливо видно, что к низу купола подходили металлосвязи и очевидно электрически присоединялись там же:



Металлосвязи явно подходили к низу купола по всей длине барабана с определённым шагом в количестве не менее двух в каждой точке. Для чего? На молниеотвод хватило бы и двух проводников с разных концов купола. Опять загадка.

Глядя на это всё, вспомнился случай, когда меня в пятом классе простой советской школы заставили выучить стих на конкурс чтецов. Фрагмент этого стиха почему-то врезался в память.

Мастера выплетали
Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы
И, работой своею горды,
Купол золотом жгли,
Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы
Вставляли чешуйки слюды. 



Упс... начинаем гуглить. Очевидно, речь идёт о храме Василия Блаженного в Москве.
Ну свинцовые рамы именно сейчас нам ни к чему, до них дойдёт очередь позже, когда будем разбирать строение зданий купольных сооружений. Сразу же при слове "свинец" возникает ассоциация с Чернобылем и радиацией, но кто об этом знал в то время? Может быть, это просто метафора.
Под лазурью явно подразумевается эмаль на стеклянной основе голубого цвета. Это явно восточный стиль (см. фото с Ташкентом в части 1), и на нашем сооружении он не просматривается. Да и сейчас на первоисточнике из стиха лазури тоже не видно:



Металлические поверхности выкрашены эмалями, но разных цветов, и сколько я его помню, расцветка на нём кардинально не менялась. Видимо, тоже метафора. Но купола то золотом жгли, из песни слова не выкинешь. А что значит "жгли"?

Как всегда, опять всё оказалось просто и лежало на видном месте. Согласно Википедии:

Огневое золочение[править | править вики-текст]

Считается наиболее древней техникой золочения. На Руси этот способ носил название жжёного злата. Широко использовалось на Руси с IX века. Способ представляет собой прокаливание растворённого в ртути высокопробного золота (амальгамы) до полного испарения ртути.

Эта технология была широко распространена в архитектуре, наиболее известное: позолота куполов Исаакиевского собора Санкт-Петербурга (1838—1841) и шпиль колокольни Петропавловского собора в Санкт-Петербурге был вызолочен огневым способом в 1735 и 1744 году.

Ещё одним из направлений использования огневого золочения являлась одноимённая техника иконописи на металле. Одним из самых известных памятников этой техники являются Златые врата Рождественского собора в Суздале.

Достоинство — высокая коррозионная стойкость. Недостаток — высокая токсичность.


Собственно, сразу было понятно, что поскольку листы купола при монтаже подвергаются деформации, золотить их надо уже по месту. И опять у нас вылезает ртуть, о свойствах которой уже писалось в предыдущих статьях. Вот где собака порылась. Очевидно, нет никакой необходимости скапливать ртуть в отдельных сосудах возле купола, чтобы улучшать его электрические характеристики, достаточно нанести покрытие на верхний слой. Тот факт, что ртуть с поверхности листовой меди при нанесении амальгамы при нагревании испаряется полностью без остатка, далеко сомнителен. Какая-то её часть наверняка остаётся в слое позолоты и этой части хватает для достижения каких-то характеристик. Каких? Едем дальше.

Продолжение следует.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments