sandra_rimskaya (sandra_rimskaya) wrote,
sandra_rimskaya
sandra_rimskaya

Специфические черты последовательно проводимой фашистской дипломатией политики лжи и шантажа

1. Главная/ История дипломатии / Организация и методы современной дипломатии / О приемах буржуазной дипломатии/ Специфические черты последовательно проводимой фашистской дипломатией политики лжи и шантажа

После всего, сказанного выше, нет нужды доказывать, что метод применения комбинированных приёмов маскировки и угроз шире всего был использован в последние годы фашистской дипломатией в борьбе против Англии, Франции, Советского Союза. Маскировка стремлением «спасти Европу» от большевиков сочеталась с угрозой «войны на Западе, если помешают вести войну на Востоке».

Ремилитаризация Рейнской области, внезапная односторонняя отмена важнейших пунктов Версальского договора, авантюра с посылкой войск и самолётов в Испанию на помощь Франко — всё это проводилось неизменно с помощью угрозы войной, хотя в 1935 — 1936 гг. Гитлер вовсе ещё не был готов воевать по-настоящему.

Когда же наступил роковой 1938 год и на растерзание гитлеровцам была брошена Чехословакия, то успех угрозы войной оказался настолько полным, что с этой поры все дипломатические маскировки были отброшены фашистской Германией за явной их ненадобностью.

[Spoiler (click to open)]

Чрезвычайно ярким примером самого откровенного запугивания противника является поведение Гитлера, Геринга, Риббентропа в сентябре 1938 г., когда ставился вопрос об отторжении от Чехословакии Судетской области. Эта большая и богатая территория с населением в 2 750 тысяч человек и с громадной системой укреплений — так называемой чешской линией Мажино — прикрывала Чехословакию от вторжения с севера. Уже из двух первых поспешных полётов английского премьера Чемберлена на поклон к Гитлеру — 15 — 16 сентября в Берхтесгаден и 22 сентября в Годесберг — гитлеровская клика убедилась, что англичане и французы на защиту Чехословакии не выступят и что затеваемый немцами территориальный грабёж пройдёт поэтому без помех. Во время своей первой поездки (15 — 16 сентября) Чемберлен после слабых попыток отстоять Чехословакию согласился с требованием Гитлера, чтобы население Су-детской области, якобы тяготеющее к немцам, было без плебисцита присоединено к Германии; после этого, когда в область будут введены германские войска, можно устроить и плебисцит. Чемберлен согласился и вылетел в Лондон, обещав, что он постарается убедить также и своих коллег по кабинету и французское правительство. Видя, как их боятся, гитлеровские дипломаты решили, что можно продолжать. Начинается поистине бешеная кампания фашистской прессы. Подготовив свой визит таким путём, «фельдмаршал» Геринг является к английскому послу Гекдерсону со следующей декларацией: «Если же Англия начнёт войну против Германии, то трудно представить исход войны. Одно только ясно, что до конца войны не много чехов останется в живых и мало что уцелеет от Лондона». Затем Геринг привёл Гендерсону «аккуратнейшие детали» о числе зенитных орудий в Англии и об общей неподготовленности Англии к войне. Он также упомянул, пишет Гендерсон — и это, несомненно, было верно в тот момент, — что «германские воздушные силы численно превосходят соединённые воздушные силы Британии, Франции, Бельгии, Чехословакии». Гендерсон был близок к панике, а его принципал Чемберлен поспешил снова сесть в самолёт и полетел к Гитлеру. На сей раз свидание произошло в Годесберге-на-Рейне 22 сентября.

Чемберлен с радостным лицом сообщил Гитлеру, что всё улажено, все согласны, всё, чего фюрер требовал, сделано. Но, увы! Гитлер чуть-чуть помолчал и заявил: «Очень сожалею, но теперь это нас не устраивает».

По показанию Гендерсона, Чемберлен обнаружил при этом «удивление и негодование». Повидимому, покойный английский премьер не был ещё подготовлен к столь откровенному проявлению бессовестности и издевательства со стороны своего партнёра. Но Гитлер уже твёрдо знал, что ему нечего бояться. На вопрос, чего же он хочет, фюрер отвечал: ему желательно, чтобы его друзья венгры и поляки тоже получили частицу чешской территории. Кроме того, он настаивал на немедленном введении германских войск в спорную область.

Чемберлен, очень раздражённый и встревоженный, улетел обратно в Лондон. Там он демонстративно распорядился о приведении в боевую готовность флота; французское правительство, ещё меньше желавшее воевать, чем английский премьер, призвало полмиллиона резервистов. Всё это никакого впечатления в Германии не произвело. Тогда 26 сентября Чемберлен написал Гитлеру убедительнейшее и ласковое письмо, доказывая, как нехорошо воевать, когда ему ведь и без войны всё дают. Сэр Горас Вильсон, специально посланный от Чемберлена с этим письмом, прибыл к Гитлеру. Но тут возникла новая помеха: «лишь с трудом можно было уговорить г. Гитлера выслушать письмо Чемберлена». Дело в том, что сэр Горас Вильсон и сопровождавшие его Гендерсон и переводчик британского посольства Киркпатрик видели, что Гитлер, чего доброго, не пожелает сам прочесть письмо. Тогда они упросили Гитлера хоть послушать чтение вслух. Но в середине чтения фюрер вдруг воскликнул: «Нет никакого смысла вести дальнейшие переговоры», и вышел из комнаты. Всех этих неслыханных по наглости выходок показалось мало. На другой день после церемонии чтения письма сэр Горас Вильсон, посланец Чемберлена, снова явился к Гитлеру. Тут уже фюрер распоясался окончательно. Он стал дико вопить и несколько раз провизжал: «Я разгромлю чехов!». Переводчик Шмидт перевёл эту немецкую фразу (Ich werde die Tschechen zerschlagen!) английской фразой, и глагол smash (раздавить, разгромить) произнёс тоже с особым ударением: «smash-sh-sh!» Кстати, не один Гендерсон, но и многие другие дипломаты уловили эту странную манеру: гитлеровские переводчики не говорили ровным голосом, а принимались как-то неестественно визжать, рычать и голосить всякий раз, когда доходили в своём переводе до тех мест, где только что на немецком языке визжал и голосил сам фюрер. Очевидно, это велено было проделывать для пущего впечатления. Гитлер заявил, что если Англии и Франции угодно воевать, то он, Гитлер, готов. «Сегодня вторник, в будущий понедельник мы будем в войне с вами». С тем сэр Горас Вильсон и вернулся в Лондон. Конец известен. Пришлось Чемберлену в третий раз (29 сентября) лететь в Германию, в Мюнхен. На сей раз в визите приняли участие и Даладье и Муссолини. 30 сентября 1938 г., на заседании «четырёх премьеров», Чехословакия была расчленена. Гитлер захватил гораздо больше, чем первоначально предполагал. Его оробевшие контрагенты — как английский, так и французский — ограничились смехотворной фразой, что, мол, отныне Гитлер будет уважать целостность Чехословакии. Не прошло, как известно, и полугода, как Чехословакия была полностью занята гитлеровскими войсками без боя.

Метод запугивания привёл в данном случае к полному успеху. Зная твёрдо, что Чемберлен и Даладье не посмеют пойти на военное соглашение с СССР, гитлеровская клика могла разговаривать с обоими премьерами так, как хотела. И всё же, если бы контрагенты Гитлера не так уж откровенно и беспомощно выражали свою растерянность, быть может, он и пошёл бы на некоторые уступки. «Дело идёт на лад. Только держитесь твёрдо!» — шепнул на ухо Гендерсону один его немецкий знакомый из окружения Гитлера, очевидно, тогда ещё боявшийся войны. Но до смены британского правительства «твёрдо» разговаривать с Гитлером среди английских дипломатов не было принято. Много воды и крови утекло, пока, наконец, грубый дипломатический шантаж перестал удаваться гитлеровской клике, которой он так долго и безотказно служил.

Гитлеровская пресса с величайшим самодовольством отмечала, что Даладье, вернувшегося в конце сентября 1938 г. из Мюнхена, встречают во Франции овациями, восторгаясь тем, что он избавил свою страну от страшной опасности. Действительно, дело дошло до таких неумеренных восторгов, что в честь Даладье решено было выбить медаль! И это делалось после постыдной, трусливой и вероломной выдачи Гитлеру несчастной Чехословакии, понадеявшейся на франко-чехословацкий пакт.

Мудрено ли, что фашистские угрозы приобрели в 1938 — 1939 гг. совсем уж откровенный и наглый характер? Действовала «ось» фашистских держав. Муссолини определённо заявлял: «За свою безопасность Франция должна нам платить!». Плата требовалась немалая: Корсика, Ницца, Савойя, Тунис. В ответ со стороны Даладье следовали то как будто твёрдые заявления о неприкосновенности французских владений, то усиленные напоминания, что «двум латинским сестрам» ссориться не подобает. А пресса Лаваля услужливо добавляла, что в конце концов насчёт Туниса можно бы и сговориться...

Метод угрозы восторжествовал в фашистской дипломатической практике окончательно, и торжество его было безраздельным. Только ещё один раз понадобился фашизму приём маскировки.

Миролюбивые авансы и декларации, и договоры с СССР в 1939 г. оказались не более как дымовой завесой для подготовки разбойничьего удара 22 июня 1941 г. Угрозы «довершить разрушение Лондона» комбинировались с таинственной командировкой Рудольфа Гесса под видом бегства на «Мессершмитте» и с многократными «доверительными» предложениями английскому правительству «локализовать войну на Востоке, прекратив зато войну на Западе».

Представленный здесь обзор наиболее характерных приёмов дипломатии капиталистического мира, конечно, неполон. Однако даже и этот сжатый анализ даёт возможность сделать один вывод, который напрашивается сам собой. Оказывается, что фашистская дипломатия, следуя по стопам своих предшественников, внесла и нечто новое. Новая черта заключалась в необычайной грубости, вызывающей наглости, в неприкрытом применении средств прямого насилия. При этом характерно, что в относительно короткой дипломатической истории фашизма можно явственно различить два периода — до 1938 г. и после 1938 г. В первый период к маскировкам, к «диссимуляции» своих захватнических целей, к «симуляции» якобы возвышенных своих стремлений фашисты прибегают гораздо чаще и охотнее, чем во второй период. Объясняется это тем, что после 1938 г. фашизм в Германии, равно как и в Италии с Японией, уже не считал: для себя чего-либо невозможным и полагал излишним стесняться, церемониться и притворяться. Зачем, например, ломать себе голову, выдумывая несуществующие претензии к Советскому Союзу, когда можно просто ворваться в его пределы, не объявляя войны, и в первый же день особым приказом провозгласить всю собственность Советского Союза достоянием Германии?

Лживейший из врагов Советского Союза, начавший 22 июня 1941 г. разбойничье его опустошение, в пору зимних своих поражений 1941 — 1942 гг., почувствовав необходимость хотя бы задним числом выдумать «причину» войны, не нашёл ничего умнее, как сообщить германскому народу, что Советский Союз «замышлял» завоевать Германию. При всей привычке к самой бесстыдной лжи даже Геббельс ограничился в данном случае лишь перепечаткой речи слишком уже завравшегося фюрера и воздержался от всяких комментариев. А уж он ли не отвык конфузиться!

***

Наш очерк, как свидетельствует его наименование, посвящен характеристике приёмов буржуазной дипломатии.

Лениным и Сталиным создана другая, советская дипломатия. Заложив её основы, определив цели её деятельности в капиталистическом окружении, наметив пути, ведущие к разрешению её мирных, освободительных и прогрессивных задач, Ленин и Сталин открыли новую эру в истории международных отношений.

Советская дипломатия в совершенстве владеет всей техникой своего дела. Она с величайшим достоинством представляет интересы своего государства в сношениях с иностранными державами; с непререкаемым авторитетом и безупречным знанием дела ведёт она с ними переговоры и заключает нужные ей соглашения. При этом советская дипломатия умеет сохранять непоколебимое самообладание в наиболее острые моменты и строго блюсти государственную тайну. Но коренная особенность её заключается в другом. Советская дипломатия построена на совершенно новых принципиальных основаниях. Это — дипломатия единственного в мире социалистического государства. Она ставит своей задачей обеспечить мир народам Советской страны и создать внешнеполитические условия, необходимые для их созидательной работы. Такая задача совпадает с интересами всего передового человечества. В силу этого советская дипломатия является важнейшим фактором международной борьбы против агрессоров, поджигателей войны и их пособников — борьбы за мир, свободу, прогресс и подлинную демократию. Высокое призвание советской дипломатии облегчается тем, что она владеет оружием, каким не располагает никто из её соперников и контрагентов. Советская дипломатия вооружена научной теорией марксизма-ленинизма. Это учение устанавливает незыблемые законы общественного развития. Вскрывая эти закономерности, оно даёт возможность не только правильно понимать происходящие явления международной жизни, но и предвидеть дальнейшее направление их развития; более того, оно позволяет оказывать на ход событий желаемое воздействие. Таковы величайшие преимущества советской дипломатии. Они создают ей особое положение в международной жизни и объясняют достигаемые ею исключительные успехи. Ленинско-сталинская дипломатия сумела отстоять свободу и независимость Советского государства в капиталистическом окружении; она мощно укрепила его международный авторитет; она обеспечила народам Советской страны возможность беспрепятственно развивать свою хозяйственную и оборонную мощь в течение двух десятилетий. Поэтому нападение германского фашизма и не застигло Советский Союз врасплох. Красная Армия под водительством Сталина победоносно отразила напор гитлеровских полчищ и нанесла фашистской Германии сокрушительное и полное поражение.

Могучий образ Сталина-стратега неразрывно сочетается с исторической ролью Сталина-дипломата. В годы тягчайших испытаний Великой Отечественной войны гениальная дипломатия Сталина сумела сплотить вокруг Советского Союза свободолюбивые народы. Она создала боевой фронт величайших демократических держав. Она подняла международный авторитет Советской страны на невиданную высоту. Она обеспечила нашей родине почётнейшее место среди государств, сотрудничающих в интересах общей безопасности и мира. Ныне сталинская дипломатия открывает перед Советским Союзом необозримые горизонты и самые величественные перспективы.

2. Главная/ История дипломатии / Организация и методы современной дипломатии / Организационные формы, международно-правовые основые и техника современной дипломатии / 1. Органы внешних сношений/ Роль главы государства во внешних сношениях


 В современном государстве, в соответствии с общепризнанной доктриной международного права, высшее международное представительство принадлежит главе государства, будь то физическое лицо (монарх, президент республики) или же коллектив (Президиум Верховного Совета СССР, Швейцарский федеральный совет). Это представительство осуществляется в рамках, определённых основными законами каждого государства. Обычно основные законы возлагают на главу государства объявление войны и заключение мира, назначение и приём дипломатических представителей, выдачу полномочий на заключение наиболее важных международных договоров и соглашений, ратификацию и денонсацию международных договоров. В Союзе ССР Конституция следующим образом определяет компетенцию органов государственной власти и в частности главы государства в области внешних сношений:

Статья 14. «Ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его высших органов власти и органов государственного управления подлежат:

а) представительство Союза в международных сношениях, заключение и ратификация договоров с другими государствами;

б) вопросы войны и мира».

Статья 49. «Президиум Верховного Совета Союза ССР:

к) в период между сессиями Верховного Совета СССР объявляет состояние войны в случае военного нападения на СССР или в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии;

м) ратифицирует международные договоры;

н) назначает и отзывает полномочных представителей Союза ССР в иностранных государствах;

о) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нём дипломатических представителей иностранных государств».

Законом от 1 февраля 1944 г. в Конституцию СССР внесены дополнения, в силу которых прерогативы сношения с иностранными государствами получили и союзные республики.

3. Главная/ История дипломатии / Организация и методы современной дипломатии / Организационные формы, международно-правовые основые и техника современной дипломатии / 1. Органы внешних сношений/ Конституционные ограничения прав главы государства во внешних сношениях

В ряде конституционных стран капиталистического мира, где законами установлена безответственность главы государства, участие этого лица во внешней политике и его роль в международных сношениях носят главным образом представительский характер. Так, например, объявление войны и заключение мира обыкновенно сводятся для главы конституционного государства к автоматическому утверждению и прокламированию от своего имени уже принятого правительством или Парламентом решения. То же самое относится к назначению и отзыву дипломатических представителей, а также к ратификации и денонсации международных договоров, ибо глава государства лишь оформляет своей подписью или декретом решение правительства. Приём иностранных дипломатических представителей ограничивается более или менее пышной церемонией, во время которой они вручают главе государства свои верительные грамоты. На их речи, если таковые имеют место, глава государства отвечает речью, текст которой заранее заготовлен или одобрен правительством. В ряде государств официальные и даже полуофициальные аудиенции иностранных дипломатических представителей у главы государства происходят обязательно в присутствии главы правительства или министра иностранных дел; таким образом, они несут ответственность за всё сказанное «безответственным» главой государства. Все внешнеполити-ческие выступления, речи и интервью главы государства также подлежат предварительному одобрению правительства. Истории известны случаи, когда глава правительства публично дезавуировал главу государства по поводу несогласованного с ним выступления. Так было с германским канцлером фон Бюловым. Он подал в отставку после интервью Вильгельма II, данного английской газете «Daily Telegraph» 28 октября 1908 г. После того как эта отставка не была принята, канцлер не побоялся сказать в Рейхстаге, что кайзер сам сожалел о впечатлении, произведённом интервью, и понял его серьёзность. При этом Бюлов добавил: «Это твёрдое убеждение, составившееся у императора в эти тягостные дни, заставит монарха впредь соблюдать в своих частных беседах ту сдержанность, которая необходима столько же для последовательной политики, сколько и для авторитета императорской власти. Если бы это было иначе, ни я и никто из моих преемников не мог бы вынести тяжести подобной ответственности». Понятно, что в странах абсолютной монархии или в тех государствах, где глава государства является одновременно и главой правительства (США), обычно имеет место иное положение.

И всё же даже в тех конституционных странах Европы, где правительство или традиция поддерживают строгий принцип безответственности главы государства (Англия, Франция и т. д.), этот последний имеет значительное влияние на руководство внешней политикой. Прежде всего наиболее важные заседания правительства, где решаются серьёзнейшие внешнеполитические вопросы, происходят под его председательством. Далее, правительство ставит главу государства в курс всех важнейших вопросов внешней политики либо путём систематических докладов, либо препровождая ему наиболее важные донесения дипломатических представителей, свои указания последним, а также главные ноты иностранных представителей и свои донесения о их демаршах. Хотя конституция и лишает главу государства права навязывать своё решение правительству, всё же его авторитет, а в некоторых случаях и прямое давление угрозой отречения (монарх) или ухода в отставку (президент) и открытия, таким образом, опасного государственного кризиса, заставляют правительство считаться с его мнением.

4. Главная/ История дипломатии / Организация и методы современной дипломатии / Организационные формы, международно-правовые основые и техника современной дипломатии / 1. Органы внешних сношений/ Особые прерогативы главы государства

Учитывая роль главы государства в международном представительстве, международное право единодушно признаёт за ним ряд важнейших прерогатив в области внешних сношений. Так, например, в случае выезда за границу глава государства помимо права на все присущие его рангу почести пользуется в полном объёме правами экстерриториальности и дипломатического иммунитета, правом на специальную охрану и защиту его жизни, чести, достоинства и т. д.

5. Главная/ История дипломатии / Организация и методы современной дипломатии / Организационные формы, международно-правовые основые и техника современной дипломатии / 1. Органы внешних сношений/ Роль правительства во внешних сношениях страны

В странах конституционных общее руководство внешними сношениями принадлежит исполнительной власти в лице правительства. Оно намечает основные линии внешней политики, даёт необходимые директивы главе ведомства иностранных дел, следит за осуществлением этих директив, принимает все важнейшие решения в области внешних сношений.

Обычно глава ведомства иностранных дел вносит все важные вопросы внешней политики на обсуждение Совета или Кабинета министров; в иных случаях в соответствии с существующей практикой он согласовывает их с главой правительства. Правительство же принимает решения как о заключении международных договоров, подписываемых от имени главы государства и ратифицируемых затем Парламентом и главой государства, так и их денонсации. Договоры, не требующие ратификации, заключаются непосредственно от имени правительства и с его одобрения.

Иногда главы правительств ведут непосредственно дипломатические переговоры. На Версальской и Генуэзской конференциях главными участниками были главы правительств. То же было и на Мюнхенской конференции 1938 г. На конференции руководителей трёх союзных держав в Тегеране, в 1943 г., принимали участие: глава правительства СССР товарищ Сталин, глава правительства Великобритании г. Черчилль и глава государства США г. Рузвельт.

В Союзе ССР, согласно пункту «г» статьи 68 Конституции, Совнарком СССР «осуществляет общее руководство в области сношений с иностранными государствами».

6. Главная/ История дипломатии / Организация и методы современной дипломатии / Организационные формы, международно-правовые основые и техника современной дипломатии / 1. Органы внешних сношений/ Роль Парламента

В конституционных странах наиболее важные международные договоры после их подписания вносятся на утверждение Парламента. В некоторых государствах законодательство прямо предусматривает, какие именно соглашения подлежат такому утверждению. Вопрос этот является вопросом не международного, а внутреннего права. Обычно такими договорами являются мирные договоры, договоры об уступке территории, а также договоры и соглашения торгового и финансового порядка, поскольку они имеют отношение к бюджету; как известно, Парламент ревниво оберегает свои прерогативы, касающиеся всех вопросов бюджета. Но в практике зачастую и многие другие договоры вносятся правительствами на утверждение Парламента, даже если об этом нет прямого указания в законодательстве. В частности это имеет место тогда, когда правительство считает нужным ослабить свою ответственность за заключение серьёзного международного соглашения, либо желает придать ему особый вес, либо, наконец, хочет побудить контрагента к такой же парламентской процедуре, дабы сообщить договору большую устойчивость.

История парламентаризма показывает, что парламенты по мере своего укрепления всегда стремились осуществлять известный контроль над внешней политикой правительства. С этой целью, во-первых, широко используется практика интерпелляций; во-вторых, в парламентах существуют комиссии по иностранным делам, которые не только рассматривают и обсуждают международные договоры, внесённые правительством на утверждение Парламента, но и занимаются вопросами внешней политики в целом, требуют от правительства объяснений, сообщения известных документов, высказывают своё мнение по поводу тех или иных правительственных акций и т. д. Однако, поскольку парламентам не принадлежит исполнительная власть, ни комиссии по иностранным делам, ни сами парламенты не могут вмешиваться в оперативную правительственную деятельность в области внешних сношений.

В США особую роль в области внешних сношений играет Сенат, поскольку ему принадлежит право ратификации международных договоров и утверждение назначений должностных лиц, в том числе и дипломатических представителей. Влияние Сената США на внешнюю политику страны определяется также его функциями «административного совета» при президенте.

7. Главная/ История дипломатии / Организация и методы современной дипломатии / Организационные формы, международно-правовые основые и техника современной дипломатии / 1. Органы внешних сношений/ Ведомство иностранных дел

Ведомством иностранных дел Советского Союза является Народный комиссариат иностранных дел. Во главе его находится народный комиссар, имеющий нескольких заместителей.

К задачам Наркоминдела согласно Положению о Народном комиссариате иностранных дел от 12 ноября 1923 г. относятся:

а) защита внешних политических и экономических интересов Союза ССР, а также находящихся за границей граждан Союза ССР;

б) выполнение постановлений о заключении договоров и соглашений с иностранными государствами;

в) руководство проведением в жизнь заключённых с иностранными государствами договоров и соглашений и содействие соответствующим учреждениям Союза ССР и союзных республик в осуществлении ими прав, установленных этими договорами;

г) наблюдение за выполнением соответствующими органами власти договоров, соглашений и актов, заключённых с иностранными государствами.

Десятой сессией Верховного Совета СССР первого созыва примят закон о предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и о преобразовании в связи с этим Народного комиссариата иностранных дел из общесоюзного в союзно-республиканский. Закон этот, изданный 1 февраля 1944 г., гласит:

«В целях расширения международных связей и укрепления сотрудничества СССР с другими государствами и учитывая возросшую потребность союзных республик в установлении непосредственных отношений с иностранными государствами, Верховный Совет СССР постановляет:

1. Установить, что союзные республики могут вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами и заключать с ними соглашения».

Пункт 2 закона вносит соответствующие дополнения в Конституцию СССР и в частности статью 18-а следующего содержания: «Каждая союзная республика имеет право вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями».

Пункт 3 закона говорит о преобразовании Наркоминдела из общесоюзного в союзно-республиканский Народный Комиссариат.

В соответствии с новым законом установление общего порядка во взаимоотношениях союзных республик с иностранными государствами подлежит ведению СССР в лице его высших органов власти и органов государственного управления. Представительство союзной республики в международных сношениях устанавливается её Верховным Советом. Результатом этого закона является создание республиканских наркоматов иностранных дел и дипломатических и консульских представительств союзных республик за границей, равно как и приём аккредитованных при этих республиках иностранных дипломатических и консульских представительств.

Источник

Tags: Всемирная История Дипломатии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments