sandra_rimskaya (sandra_rimskaya) wrote,
sandra_rimskaya
sandra_rimskaya

Category:

Архитектурный ордер. Часть №4

Оригинал взят у evan_gcrm в Архитектурный ордер. Часть №4
508509

Архитектурный ордер. Часть №1
Архитектурный ордер. Часть №2
Архитектурный ордер. Часть №3

Коринфский ордер.

Коринфский ордер появился позднее двух предыдущих и во многом напоминал ионический. Коринфский ордер получил развитие с V века до нашей эры и окончательно оформился в конце IV в. до н. э.
Пропорции коринфского ордера подобны ионическим. Его характерной чертой являлась высокая капитель, декорированная рельефными изображениями листьев анакфа – ядовитого растения.

corinthian_order_1


Существует красивая легенда о происхождении коринфской капители, описанная Витрувием: «… одна девушка, гражданка Коринфа, уже достигшая брачного возраста, заболела и умерла. После похорон ее кормилица, собрав несколько вещичек, которыми эта девушка дорожила при жизни, уложила их в корзину, отнесла к гробнице и поставила на могилу, а чтобы они подольше сохранились под открытым небом, покрыла их черепицей. Эта корзинка случайно была поставлена на корень аканфа. С наступлением весны, этот корень, придавленный тяжестью, пустил из своей середины листья и стебельки, которые, разрастаясь по бокам корзинки и прижимаемые в силу тяжести углами черепицы, принуждены были загнуться в виде оконечностей волют.

В это время Каллимах, которого афиняне за изящество и утонченность его мраморных работ называли «искусник», проходя мимо гробницы, обратил внимание на корзину и на нежность обросших ее молодых листьев. Восхищенный новизной и причудливостью формы, он сделал для коринфян несколько колонн по этому образцу, определил их соразмерность и установил с этого времени правила для построек коринфского ордера».

В этой легенде все элементы складываются в логичное символическое кольцо: девушка – смерть – могильное приношение – аканф – весна – возрождение. Для нас пояснение требует только аканф, который свяжет все воедино и раскроет смысл немного грустной и загадочной истории.

Аканф1
Аканф - это обычный сорняк, известный каждому, кто хоть раз занимался прополкой огорода

У аканфа большие свисающие вниз листья, какие и запечатлел в своей капители Каллимах. Как и наш одуванчик, аканф может расти на самой неплодородной и каменистой почве, и поэтому он является символом силы возрождения.

Самое большое изображение аканфа, которое известно в истории и археологии – каменный столп в Дельфах. (Сейчас его нижняя часть и капитель хранятся в Дельфийском музее). Эта колонна высотой девять метров была сложена из пяти барабанов, ее база сделана в виде огромного аканфа, ствол – виде стебля какого-то фантастического растения. Капитель состоит из интересной композиции: три полуобнаженные танцовщицы в венках, повернутые спиной друг к другу, стоящие вокруг толстого ствола аканфа, поддерживающего чашу бронзового треножника, чьи ножки опираются на листья аканфа, на которой стоят эти фигуры.

Стоб-Диониса-1
Каменный столп Диониса из Дельф

Эта колонна изначально стояла на подиуме перед входом в храм Аполлона. Но колонна посвящена не Аполлону, а другому богу – Дионису, который чередуясь с богом солнечного света, правит в Дельфах по временам года.

Дионис – умирающий и воскресающий бог. Танцовщицы на капители – это его жрицы – фиады. Когда Диониса (по разным версиям в образе человека или животного) разорвали на множество частей и похоронили на Парнасе, из его останков на поверхность пробились побеги аканфа. Однажды фиады танцевали на месте погребения и ударами своих ног разбудили Диониса Ликноса (весеннего Диониса, Диониса младенца).

Но греки до поры до времени ассоциировали аканф только со смертью. В погребальных обрядах они на ряду с многими травами неизменно использовали аканф. Он традиционно встречается на белофонных лекифах – небольших стройных сосудах с изящным длинным горлышком, предназначавшихся для окропления могилы и тела покойника маслом в момент погребения.

Так почему же коринфский ордер возник именно на рубеже V и IV вв. до н.э.? Дело в том, что в этот момент религиозные верования греков претерпевали кризис. Упорядоченное космическое представление о божественном пантеоне безотносительное к конкретному живому человеку начало вытесняться аттическим реализмом и стоическим рационализмом. Люди захотели других философских установок, взывающих к их личному внутреннему миру, а также личного спасения. Все это вызвало интерес к архаическим культам, в том числе и культу Диониса.

0_b977b_46d1d11f_XL

Использование греками коринфской колонны в единственном числе или же в небольшом количестве и только в интерьере свидетельствует о том, что роль этой колонны еще не свелось к только строительному элементу, и религиозно-символический образ этого ордера было кристально ясным.

Ионический ордер со своей зрелой гармонией обозначает всю сумму идей, связанных с матерью-богиней плодородие, смерть, бессмертие – породил «девичий» ордер. Персефона, дочь Деметры и богиня царства мертвых, была девой греческой религии; таким образом, архитектурный ордер, выражавший идею целомудрия, мог приобрести «девичьи» очертания. Более поздняя популярность коринфского ордера у римлян связана не только с их вкусом к утонченному и изящным формам, но и с их религиозными предпочтениями. Любовь к коринфскому ордеру у христианских строителей могла быть отголосками тех же представлений о чистоте и возрождении.

бorinthian-1
бorinthian-2
бorinthian-greek

Стройность и чистота ее подобны телосложению девушки. Юные девушки имеют более нежное телосложение, которое пригоднее и изящнее для нарядов и украшений. Сообщают следующее предание о первоначальном изобретении и происхождении коринфской капители: скончалась некая коринфская девушка, здоровая, совершеннолетняя и возмужалая. Ее друзья собрали в корзину некоторые предметы, с юности наиболее любимые ею, поставили на ее могиле и накрыли камнем, чтобы как можно долее предохранить ее от действия непогоды. Оказалось, между прочим, что корзина поместилась на корнях так называемого аканфа, то-есть растения, носящего название медвежьей лапы. И вот, когда наступила весна и от корней пошли листья, корзина препятствовала им расти вверх, они разрастались в стороны и под корзиной, так что последняя весьма красиво покрылась стеблями листвы. Когда же им уже не стало возможности расти и подниматься вследствие лежавшего там камня, то листья стали свиваться и переплетаться между собой. Искусный художник Каллимах проходил мимо этой могилы, заметил корзину, красиво обросшую листвой, очень восхитился и, сняв с нее изображение, начал по этому образцу украшать и возводить такие колонны в Коринфе; он же вывел соотношения и пропорции капители, которые можно наглядно видеть в коринфской колонне.

бorinthian-rome_capital
бorinthian-rome_capital-entblature

Существуют и различные виды и разновидности капителей, увенчивающих колонны; все они, однако, ведут происхождение от коринфской, ионической и дорической колонн, но при всем том не должны нарушать соразмерных пропорций.

бorinthian_capital-entblature
бorinthian_capital

Итак, коринфская колонна возникла в Коринфе и по образцу девичьего роста. Подобно тому, как ионическая делится на восемь частей, в соответствии с телосложением женщины, так коринфская, подобно девичьему телу, делится на девять частей.

бorinthian_colonnade-1
бorinthian_colonnade-2

Все три ордера имеют общие черты, вытекающие из их общей строительной природы — конструкции и материала, и их общих художественных задач. Каждый ордер состоит из колонн и антаблемента. В колонне выражается функция опоры, она несет тяжесть перекрытия. В перекрытии, несомом, тоже выявляются несущие и несомые элементы.

бorinthian_plafond
бorinthian_pedestal-base

Колонна дорического ордера состоит из ствола (фуста) и капители, в ионическом и коринфском ордерах колонна состоит из ствола, капители и базы. Ствол колонны во всех трех ордерах в разной степени слегка сужается кверху, образуя незначительную кривизну, которая называется энтазис. Это утонение и кривизна выражают напряжение колонны, возникающее под действием силы тяжести антаблемента. Кроме того, ствол колонны обработан каннелюрами — вертикальными углублениями, идущими по всему периметру окружности колонны. Каннелюры подчеркивают вертикальность колонны и ее устремленность вверх. Каждому ордеру свойственна своя капитель. Антаблемент во всех ордерах состоит из трех частей. Нижняя часть называется архитравом, что означает буквально — главная балка, которая перекрывает пролеты между колоннами. Средняя часть — фриз, верхняя — карниз. Карниз в свою очередь имеет три части: выносная плита — основной элемент карниза, поддерживающая часть и венчающая часть карниза. Несмотря на то, что все три ордера имеют общие черты, общую конструктивную систему, одни и те же составные части, все же каждый ордер имеет свое определенное лицо, свою особую художественную выразительность. Различие в художественной характеристике каждого ордера определяется пропорциями и различной трактовкой частей и деталей ордера. Существует определенная, выраженная в пропорциях соразмерность между опорой— колонной и несомой частью— антаблементом. Существует определенная соразмерность в расстановке колонн, то есть большее или меньшее расстояние между колоннами — больший или меньший интерколумнин.

Следует отметить, что в греческих ордерах интерколумний изменялся в очень небольших пределах в силу того, что строительным материалом был камень. Каменной архитравной балкой трудно было перекрыть большие пролеты, но в поздние времена, в эпоху Ренессанса и особенно в нашей русской архитектуре, с применением новых строительных материалов, расстановка колонн, то есть изменение интерколумния, играла большую роль в выявлении художественного характера архитектурных сооружений.

Итак, каждый вид архитектурного ордера обладает определенной соразмерностью между частями и элементами ордера. Другими словами, каждому ордеру свойственны свои пропорции. А каждый элемент в архитектурном ордере получает свою художественную обработку в связи с его художественным характером.

Греки очень умело использовали ордер в архитектурных композициях. Когда нужно было придать архитектурному сооружению характер силы, простоты, мужества, они применяли дорический ордер. Ионический ордер выражал изящность, нежность, грациозность. Величие, торжественность и богатство выражалось коринфским ордером.





Tags: Архитектура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments