sandra_rimskaya (sandra_rimskaya) wrote,
sandra_rimskaya
sandra_rimskaya

Categories:

ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ. 1.



В современных условиях рыночной экономики с развитием техники, науки, промышленности происходит усиление многих социальных проблем, дифференциация слоев населения, деградация общественного сознания и культурного самовыражения населения. К сожалению, часть насущных проблем рыночная экономика решить не в состоянии.


Бизнес - структуры направлены только на максимальное получение прибыли, поэтому практически весь груз ложится на государство, которое в свою очередь в силу некоторых факторов, таких как, ограниченность ресурсов и идей, тоже не может полностью справиться со всеми проблемами общества.

Решение задач в социальной сфере берут на себя организации, имеющие фиксированный профиль и запрет на распределение прибыли, - некоммерческие организации. Эти ограничения позволяют некоммерческим организациям успешнее справляться с социальными задачами.

В последние годы деятельность некоммерческих организаций приобретает все большее значение в экономике Российской Федерации. По данным Госкомстата России, в настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 500 000 некоммерческих организаций.

Увеличение количества некоммерческих организаций, расширение сферы деятельности и усложнение их функций становятся причиной все более жестких требований, предъявляемых к бухгалтерам. В последнее время публикуется и предлагается большое количество разнообразных, а порой и взаимоисключающих вариантов по отражению в учете некоммерческих организаций той или иной хозяйственной операции. Между тем необходимым становится выработка целостной системы учета в некоммерческих организациях, охватывающей все стороны их деятельности от отдельных хозяйственных операций до формирования отчетности.

Отдельную прослойку некоммерческих организаций составляют религиозные объединения, которые имеют свои особенности организации ведения бухгалтерского учета и отчетности.

При ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности религиозными организациями возникает ряд еще не до конца урегулированных вопросов. К таковым на сегодняшний день можно отнести следующие:

• Распространение на религиозные организации требований законодательства по вопросам учета;


• Учет доходов и расходов организации;


• Составление бухгалтерской отчетности;


• Налогообложение и отчисления в государственные внебюджетные фонды социального страхования и обеспечения и другие.




Глава 1. Теоретические аспекты бухгалтерского учета в религиозных организациях

1.1. Религиозные объединения как часть некоммерческих организаций

На современном этапе становления экономики большое значение уделяется бухгалтерскому учету коммерческих организаций, занимающихся предпринимательством и преследующих своей целью извлечение прибыли, в то время как ядро некоммерческих организаций остается в тени. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации (НКО) ведут бухгалтерский учет своей деятельности в общеустановленном порядке согласно действующему законодательству РФ (п. 1 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях).

Бухгалтерский учет и статистическая отчетность в некоммерческих организациях ведется в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Нормативные документы, определяющие порядок организации и ведения бухгалтерского учета для НКО:

- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» N 129-ФЗ от 21.11.1996;

- Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации» (утверждено приказом Минфина РФ N 34н от 29.07.1998 (ред. от 24.12.2010));

- План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина РФ N 94н от 31.10.2000 (ред. от 08.11.2010));

- отдельные положения по бухгалтерскому учету, предписывающие порядок учета необходимых операций и объектов (кроме ПБУ 7/98, ПБУ 13/2000, ПБУ 12/2000, ПБУ 8/2010, ПБУ 11/2008 и ПБУ 14/2007).

Информация о деятельности некоммерческой организации представляется органам государственной статистики, налоговым органам и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами организации. При этом к коммерческой тайне не могут быть отнесены следующие сведения:

• о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций (далее НКО);


• о размерах и составе имущества НКО;


• о расходах;


• о численности и составе работников;


• об оплате труда работников;


• об использовании безвозмездного труда граждан.




В соответствии с ФЗ «О некоммерческих организациях» N 7-ФЗ от 12.01.1996 определены следующие формы некоммерческих организаций:

1) общественные организации (объединения);

2) религиозные организации (объединения);

3) государственная корпорация;

4) некоммерческие партнерства;

5) учреждения;

6) автономные некоммерческие организации;

7) социальные фонды;

8) благотворительные фонды;

9) объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).(рис.1)

Рис.1. Виды некоммерческих организаций

В работе рассматриваются вопросы, связанные с особенностями учета в религиозных организациях.

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

1) вероисповедание;

2) совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

3) обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

К основным принципам религиозных организаций, действующих на территории Российской Федерации можно отнести следующие:

• религиозные объединения создаются путем добровольного объединения граждан на основе общности их интересов в целях удовлетворения духовных, культурных и иных нематериальных потребностей;


• участники религиозной организации не сохраняют за собой право на имущество, которые они передали в пользу этой организации, в том числе на членские взносы;


• религиозная организация имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, но только для достижения целей, ради которых она была создана, и соответствующей этим целям;


• участники религиозной организации не отвечают по ее обязательствам, ровно так же, как и эта организация не отвечает по обязательствам ее участников.


Как и любое юридическое лицо, любая некоммерческая организация, а в частности религиозная, должна быть зарегистрирована в государственных органах и обязана иметь все необходимые учредительные документы.

Религиозная организация, как правило, регистрируется в органах налоговой инспекции, отделении Госкомстата и в государственных внебюджетных фондах. При этом не имеет значения, является ли организация плательщиком налогов, сборов, взносов или нет.

Религиозные организации, являющиеся юридическими лицами, но не имеющие объектов обложения налогами, предусмотренных законодательством, не должны представлять налоговым органам расчеты налогов, бухгалтерские балансы и отчеты.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона №129-ФЗ ответственность за организацию бухгалтерского учета и за соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организации.

В уставе религиозной организации указаны ее органы управления. Например, согласно Уставу Русской православной церкви высшим органом управления прихода является приходское собрание, его исполнительным и распорядительным органом- приходской совет. Председатель приходского совета выступает хозяйственным руководителем прихода как юридического лица. Обычно им является церковный староста, но в отдельных случаях (по благославлению епархиального архиерея) им может быть настоятель.

Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации предусмотрено четыре варианта решения вопросов организации учета в православном приходе. Руководитель прихода в зависимости от объема учетной работы может:

-создать бухгалтерскую службу, возглавляемую главным бухгалтером (применяется в крупных приходах);

- иметь в штате бухгалтера;

- передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

- вести бухгалтерский учет лично.

Обязанности главного бухгалтера прихода выполняется казначей. Он, как и церковный староста, должен состоять в штате прихода. Казначей осуществляет учет и хранение денежных средств, пожертвований и других поступлений, ведет приходно-расходные книги, совершает по указанию председателя Приходского совета финансовые операции в пределах бюджета, составляет годовой финансовый отчет.

С позиции бухгалтерского учета допустимо совмещение обязанностей казначея и церковного старосты. Казначей (на правах главного бухгалтера) имеет право второй подписи банковских и иных финансовых документов,осуществляет учет и хранение денежных средств, пожертвований и других поступлений.



1.2. МСФО–ориентированная бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческих организаций

Для целей адаптации бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций, в том числе и религиозных, к требованиям международных стандартов финансовой отчетности необходимо ввести понятие «МСФО–ориентированная бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческих организаций», под которой подразумевается отчетность, формируемая с учетом базовых принципов МСФО для представления определенному кругу пользователей информации о деятельности НКО, включая зарубежных грантодателей.

Некоммерческие организации заинтересованы в подготовке финансовой отчетности в формате МСФО для:

• зарубежных грантодателей (как потенциальных, так и уже существующих);


• органов правления международных организаций, членами которых они являются;


• международных неправительственных объединений, проявляющих интерес к деятельности НКО.


Оптимальным вариантом формирования МСФО-ориентированной отчетности для НКО является представление информации:

- о доходах и расходах в рамках осуществления предпринимательской деятельности НКО - с учетом принципов МСФО;

- о поступлениях и выбытиях в рамках ведения основной, некоммерческой деятельности НКО - с учетом положений Международных стандартов финансовой отчетности для общественного сектора (МСФООС), ориентированных преимущественно на общественный (т.е. государственный) сектор, которые по идеологии и логике построения ближе к основной уставной деятельности негосударственных некоммерческих организаций, чем коммерческие организации.

Основным критерием признания всех элементов финансовой отчетности НКО, вытекающим из МСФООС, является разделение деятельности НКО на две составляющие – предпринимательскую деятельность с целью получения экономических выгод и реализацию сервисного потенциала, обозначающего важную характеристику активов НКО, используемых в основной некоммерческой деятельности, не обеспечивающей чистых поступлений денежных средств.

Применение разработанной методики формирования МСФО - ориентированной бухгалтерской (финансовой) отчетности для некоммерческих организаций, позволяет прийти к выводу, что имеет место итоговое увеличение валюты баланса по сравнению с российской учетной практикой, обусловленное следующими факторами:

- признание в качестве актива организации основных средств, не являющихся собственностью НКО юридически;

- оценка основных средств производится по их реальной рыночной стоимости;

- нематериальными активами признаются объекты независимо от источника их приобретения или создания;

- информация о запасах с позиции МСФО представляется в отчетности более реально и достоверно путем формирования соответствующих резервов под обесценение, а также списания их в использование в соответствии с реальной экономической ситуацией.

Таким образом, проведенное исследование позволило заключить: предложенные определения основных элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности, рекомендации по совершенствованию структуры отчетных форм, методика формирования отдельных показателей МСФО–ориентированной отчетности, порядок учета целевого капитала позволяют выйти негосударственным некоммерческим организациям на качественно новый уровень представления финансовой информации, приближенной к требованиям рыночной экономики и мировых стандартов, что в конечном итоге позволит внешним пользователям отчетности оценить социальную направленность и ответственность их деятельности. Кроме того, предложенная система адаптации основных международных стандартов финансовой отчетности к использованию негосударственными некоммерческими организациями позволяет повысить качество контроля и управления потоками целевых средств, предоставляет возможность дополнительного привлечения целевых средств зарубежных грантодателей.



1.3. Современные проблемы хозяйственной деятельности религиозных организаций

Практика хозяйственной деятельности религиозных организаций за последние десять лет свидетельствует о том, что эти стороны жизни нуждаются в постоянном внимании и серьезной заботе в контексте религиозно-государственных отношений.

Принятый в 1997 году федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее Закон) заложил базовые положения законодательства в отношении религиозных организаций, в том числе и как хозяйствующих субъектов. Однако решения большинства вопросов имущественно-земельного блока Закона религиозные организации так и не дождались.

В частности, не выполнены положения Закона о массовой безвозмездной передаче в собственность религиозным организациям имущества религиозного назначения. В 2001 году Постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено Положение «О передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения». На практике религиозные организации на местах наталкивались на отказы в решении этого вопроса потому, что до сих пор не утвержден порядок передачи имущества религиозного назначения, находящегося в муниципальной собственности.

В определенной степени это было связано с тем, что оставались не урегулированными вопросы разграничения полномочий между уровнями власти. В настоящее время этот процесс завершен, и ничего не мешает государству наконец-то определиться с процедурой выполнения заявленных в Законе положений. В марте 2007 годе была подготовлена концепция проекта федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».Концепция предусматривает обязанность государственных и муниципальных органов по обращению религиозных организаций передавать им имущество религиозного назначения в собственность или безвозмездное пользование. Согласно концепции, религиозные организации смогут переоформить в свою собственность находящиеся сейчас в их безвозмездном пользованииздания и внутреннее убранство церквей, мечетей, синагог и др., включая богослужебную утварь.

Не могут быть переданы в собственность только особо ценные объекты – памятники и ансамбли, включенные в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, и музейные предметы, поскольку это пока запрещают иные законы. Нет запрета передавать музейные предметы в пользование.

В настоящее время религиозные организации, у которых ранее были оформлены права на бессрочное пользование землей, заняты переоформлением земельных участков на право безвозмездного срочного пользования. Религиозным организациям, оформившим право безвозмездного срочного пользования на земельные участки, после принятия в свою собственность храмов придется столкнуться с дополнительными хлопотами по переоформлению связанного с ним земельного участка в собственность. Получив же имущество в собственность, религиозная организация становится полноценным хозяйствующим субъектом.



Необходимо отметить проблемы, с которыми постоянно сталкиваются религиозные организации в случае строительства. По законодательству – органами государственной власти и местного самоуправления земельные участки религиозным организациям должны предоставляться безвозмездно для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения на срок строительства, а после его окончания и оформления объекта в собственность религиозной организации земельный участок передается собственнику бесплатно. На практике – выделение земли под строительство находится в прямой зависимости от настроений и симпатий чиновников. Требуется установление специального режима выделения земельных участков под строительство для религиозных организаций, контроля соблюдения законодательства.

Рассматривая практику хозяйственной деятельности православных приходов, следует отметить общую проблему – правовой статус религиозных организаций, которые отнесены к некоммерческим организациям (НКО). Вместе с тем, без разъяснений и с разночтениями в правовых актах употребляются термины: «религиозная деятельность», «культовая и иная религиозная деятельность», «деятельность религиозного объединения», «богослужения и другие религиозные обряды и церемонии» и пр. Такое положение приводит к нечеткости понимания вопросов, связанных с имуществом, налогообложением, учетом в религиозных организациях. Практика приходов свидетельствует о том, что налоговые органы и органы исполнительной власти трактуют самым произвольным образом законы, отказывая в предоставлении налоговых льгот, предусмотренных Законом.



Требуют четкого формулирования понятия: «имущество богослужебного назначения» и «имущество религиозного назначения», «имущество, используемое для осуществления религиозной деятельности», «здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения». Необходимо утверждение (по представлению различных конфессий)Правительством Российской Федерации перечня такого имущества. Причем перечень этот должен оставаться открытым. От ответа на вопрос, как определить назначение имущества религиозной организации, зависит, надо платить налог или нет с того конкретного имущества, которое имеется у конкретной религиозной организации.

Казначеи и бухгалтеры приходов постоянно сталкиваются с непризнанием особенностей учета и отчетности религиозных организаций. Например, у религиозных организаций есть такие предметы религиозного назначения, которые, с одной стороны, являются основными средствами согласно определению Минфина России, а с другой – обладают музейной ценностью и поэтому никак не могут подпадать под существующие требования по их бухгалтерскому учету и амортизации. Требуется утверждение Министерством финансов Российской Федерации специального Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций с учетом Единой методологии бухгалтерского учета.

Говоря о необходимых изменениях в налоговых режимах, сборах и тарифах, применяемых по отношению к религиозным организациям, надо отметить, что имеется ряд моментов, которые требуют безотлагательного урегулирования. Особенно остро этот вопрос стоит в отношении налога на имущество религиозных организаций в связи с изменением правил отнесения имущества некоммерческих организаций к основным средствам, что значительно увеличивает количество налогооблагаемых объектов и сумму уплачиваемых религиозными организациями налогов.

Среди прочих важных моментов – и вопрос тарифов на жилищно-коммунальные услуги, установленные для религиозных организаций. Некоторое время назад они страдали от того, что к ним применялись тарифы как к производственным предприятиям. Первым субъектом Российской Федерации, где для религиозных организаций был установлен тариф как для населения, была Московская область. Затем последовало решение Федеральной энергетической комиссии о всеобщем применении таких тарифов в отношении религиозных организаций. Однако в настоящее время монастыри, имеющие здания для размещения паломников, не могут добиться распространения этого тарифа на весь храмовый комплекс из-за упоминавшейся нечеткости понятия «имущество, используемое для осуществления религиозной деятельности».

Необходимо четко установить объем специальной правоспособности религиозных организаций, который имеет для них приоритетное значение перед общим законодательством.

Нужны изменения в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», отражающие в сводном виде те особенности и льготы, которые имеют религиозные организации по сравнению с другими юридическими лицами, в частности некоммерческими организациями: налоговые льготы, особенности трудового законодательства, особенности бухгалтерского учета и отчетности и др.

Решением этой проблемы могло бы стать перенесение в Закон ряда положений федеральных законов; некоторые потребуют конкретизации, другие следует добавить (например, налоговые льготы для юридических лиц, оказывающих благотворительную помощь религиозным организациям).



Глава 2. Организация бухгалтерского учета в религиозных организациях

2.1. Формирование учетной политики в религиозных организациях

Религиозные организации, будучи юридическими лицами, формируют учетную политику. Приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 года № 106н утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008). Это ПБУ распространяется, в части формирования учетной политики, на все без исключения организации.

К началу календарного года должна быть составлена бухгалтероми утверждена руководителем религиозной организации учетная политика. Организации формируют ее самостоятельно, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности (согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ) и на основе законодательных и нормативных актов по бухгалтерскому учету.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (в религиозных организациях это функция казначея) или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации. В частности, в мечети им может быть и имам, выступающий в гражданско-правовых отношениях как руководитель организации, если он ведет бухгалтерский учет самостоятельно.

При этом утверждаются:

— рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности (Приложение 1, Приложение 2);

— формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

— порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

— способы оценки активов и обязательств;

— правила документооборота и технология обработки учетной информации;

— порядок контроля за хозяйственными операциями;

— другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

В учетной политике должны быть отражены особенности ведения бухгалтерского учета в религиозных организациях, связанные, например, с отражением хозяйственных операций по закупке свеч, возврату свечных огарков, с оформлением хозяйственной операции по приему пожертвований и т.д. В учетной политике должна быть указана применяемая форма бухгалтерского учета либо автоматизированная с использованием определенной компьютерной программы, либо ручная с указанием применяемых учетных регистров.

Факторы, влияющие на выбор учетной политики:

На выбор и обоснование учетной политики религиозной организации влияют следующие основные факторы:

1. Структура организации (наличие структурных подразделений, в том числе обособленных, например, подворий).





2. Разнообразие видов и направлений деятельности.


3. Внешнее регулирование со стороны епархии и государственных учреждений.


4. Стратегия хозяйственно-финансового развития (цели и задачи развития отдельных направлений деятельности на долгосрочную перспективу).


5. Обеспеченность вычислительной техникой и информационно-справочными электронными программами.


2.2. Источники формирования имущества, поступающего в собственность религиозных организаций

2.2.1. Имущество Русской Православной Церкви

Вопрос об источниках формирования имущества, поступающих в собственность религиозных организаций Русской Православной Церкви, - один из важнейших при характеристике организации бухгалтерского учета в них.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное религиозным организациям в собственность государством, либо приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

Создание источника формирования имущества за счет собственных средств является достаточно распространенным явлением среди религиозных организаций Русской Православной Церкви. На практике нередко православные приходы с помощью усилий прихожан и своих работников занимаются строительством богослужебных помещений, реставрацией имеющихся в имуществе зданий, написанием икон и т.д.

В основном финансовые ресурсы религиозных организаций формируются из следующих источников:

• пожертвований граждан и организаций, в том числе при распространении предметов и литературы религиозного назначения;


• целевых поступлений;


• доходов от предпринимательской деятельности, осуществляемой для достижения установленных целей и соответствующей этим целям.(Рис.2)


Рис.2. Источники формирования имущества в религиозных организациях

Пожертвования являются основным источником средств для уставной деятельности религиозной организации.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации пожертвование представляет собой дарение вещи, денег или какого-либо права в общеполезных целях.



Пожертвования могут поступать в религиозную организацию по собственному желанию прихожан, и их взнос не требует чьего-либо разрешения или согласия. Религиозное объединение, принимающее пожертвование должно вести обособленный учет собранных средств и по их использованию.

Пожертвования в православных церквях и приходах поступают, как правило, от физических лиц анонимно- посредством ящика для сбора пожертвования или через кружки (кружечный сбор).

На кружке (ящике для пожертвований) обязательно должна быть соответствующая надпись, позволяющая отнести полученные средства либо на содержание храма, либо на уставную деятельность. Формулировки на кружках должны соответствовать формулировкам в приходных кассовых ордерах, по которым собранные деньги поступают в кассу прихода или подворья.

Первичным учетным документом, подтверждающим совершение факта принятия денежных средств, является Акт приема пожертвований.

При этом необходимо соблюдать некоторые условия, такие как:

• В учетной политике религиозной организации указать форму Акта со всеми необходимыми реквизитами первичного документа;


• Распоряжением по организации необходимо установить периодичность вскрытия ящика для пожертвований;


• Распоряжением по организации следует установить состав комиссии по оприходованию анонимных пожертвований. В нее могут быть включены председатель приходского совета, казначей, члены ревизионной комиссии.


Для операций по поступлению пожертвования в денежной форме используются такие счета, как: 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет».

На сумму поступившего пожертвования согласно Акту вскрытия ящика для пожертвований заполняется приходный кассовый ордер, и бухгалтерская операция отражается в Кассовой книге.

Пожертвования могут поступать непосредственно в кассу религиозной организации, а также на ее расчетный и валютный счета. Такие пожертвования поступают как от физических, так и от юридических лиц.

Еще одним источником формирования имущества, поступающего в собственность приходов, являются доходы от реализации предметов религиозного назначения в лавках, расположенных в православных храмах. Распространение таких предметов, как иконы, книги, аудио-, видеокассеты и другие, является основной деятельностью прихода и выступает как распространение веры.




2.2.2. Имущество мусульманских религиозных организаций

Необходимость самофинансирования мусульманских организаций влечет за собой занятие коммерческой деятельностью. Но так как существует значительный риск в этой сфере, то становится разумным опосредованное участие религиозных организаций через учрежденные ими хозяйствующие общества.

Как известно, до революции основным источником финансирования мечетей был ушр. Ушр — это 10%-ное отчисление от урожая неорошаемых культур и 5%-ное отчисление от урожая орошаемых участков. Также важно отметить, что ушр собирается только с личных подворий и дачных участков, и речь не идет о колхозах и совхозах.

Денежные пожертвования были и остаются наиболее надежным и стабильным источником финансирования мечетей. Но в то же время необходимо предпринять определенные шаги в установлении прозрачности финансовой деятельности приходов. К сожалению, еще не везде денежные средства из ящиков для пожертвований приходуются комиссионно. Существуют случаи единоличных изъятий денег имамами мечетей. В связи с этим интересен опыт дореволюционных мечетей, которые регулярно публиковали данные в открытой печати о своих денежных поступлениях и расходах. Эти меры приводили к более активной помощи населения, укрепляло доверие прихожан своим священнослужителям.

Еще одним из основных источников существования религиозных организаций является торговля религиозной литературой. За последние годы произошел качественный прорыв в этой сфере. Мечетями подготавливаются и издаются значительными тиражами самые необходимые книги, брошюры и учебники, как для широких масс населения, так и для учебных заведений. Однако пока очень небольшая группа мечетей имеет свои торговые точки по продаже религиозных книг и символики, что весьма затрудняет темп их издания.

Заготовка и продажа халяльного мяса также является присущей исламской конфессии специфической сферой деятельности. Известно, что это направление деятельности с финансовой точки зрения очень перспективно и востребовано населением.

К источникам формирования имущества в исламских религиозных организациях можно отнести и поставку необходимых животных для проведения обрядов жертвоприношения на мусульманские праздники. Принимая во внимание тот факт, что происходит ежегодный стабильный рост верующих, эта сфера деятельности мусульманских религиозных организаций будет все более актуализироваться.

Как известно, до революции мечети помимо прямого подаяния прихожан финансировались из средств попечителей. Очевидно, что и сейчас также остро стоит проблема возвращения института попечительства в мечети. Становится необходимым продумать их статус, их права, их полномочия по участию в приходской жизни. Сегодня некоторые бизнесмены не ограничиваются одноразовой помощью при строительстве мечетей, а продолжают курировать их и после завершения строительства.

Религиозной организацией может быть получена от зарубежных благотворительных организаций гуманитарная и техническая помощь. Ее полная или частичная продажа запрещается, поэтому ее нельзя отнести к финансовым ресурсам религиозной организации. Предметы, поступающие в качестве технической и гуманитарной помощи, являются объектами забалансового учета. Религиозная организация может быть только их распространителем.

Пример 1. Религиозной организацией (мечетью) получена в собственность гуманитарная помощь на сумму 150 000 руб. Организация распространила ее на сумму 100 000 руб. Также был вскрыт ящик для пожертвований, в котором оказалось 68 000 руб. В этом же месяце на расчетный счет поступило пожертвование от физического лица в сумме 25 000 руб.

Какими проводками отразить данные хозяйственные операции (табл.1)?






http://www.scienceforum.ru/2014/502/595

См. продолжение.



Tags: РПЦ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments