sandra_rimskaya (sandra_rimskaya) wrote,
sandra_rimskaya
sandra_rimskaya

Categories:

ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ. 2.



Какими проводками отразить данные хозяйственные операции (табл.1)?


Часть 1.


Бухгалтерские записи

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, руб

Первичный документ

Религиозная организация получила гуманитарную помощь

41

86

150000

Единая форма бухгалтерского учета гуманитарной помощи (содействия) № ГП 1

Религиозная организация распространила гуманитарную помощь

20

41

100000

Единая форма бухгалтерского учета гуманитарной помощи (содействия) № ГП 1, списки физических лиц – получателей гуманитарной помощи

Отражено использование средств целевого назначения

86

20

100000

Единая форма бухгалтерского учета гуманитарной помощи (содействия) № ГП 1, списки физических лиц – получателей гуманитарной помощи, бухгалтерская справка

Отражение поступление денежных средств из ящика для пожертвований в кассу

50.1

86

68000

Акт вскрытия ящика для пожертвований, приходный кассовый ордер

Поступило пожертвование на расчетный счет организации

51

86

25000

Выписка банка с расчетного счета

2.3. Учет и документирование целевых поступлений
целевым поступлениям на финансирование уставной деятельности в религиозной организации относятся:

— добровольные пожертвования от физических и юридических лиц;

— пожертвования при распространении предметов религиозного назначения, религиозной литературы, религиозных аудио- и видеозаписей;

— доходы от распространения товаров (работ, услуг);

— целевое финансирование из бюджета, внебюджетных фондов и иных источников;

— прочие поступления, не запрещенные законодательством.

Согласно общеустановленному порядку целевые поступления принимаются некоммерческими организациями к бухгалтерскому учету методом «начисления». Метод «начисления» используется при наличии уверенности в том, что средства будут получены. Поэтому еще не поступившие, но подлежащие получению целевые средства принимают к бухгалтерскому учету по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Бухгалтерские записи при методе начисления будут:

Д 76 — К 86 — целевые поступления.

По мере фактического поступления денежных средств или иного имущества дебетуются счета учета денежных средств, материальных ценностей, вложений во внеоборотные активы и др. в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»:

Д 50 — К 76 — поступили денежные средства в кассу;

Д 51 — К 76 — поступили денежные средства на расчетный счет;

Д 10 — К 76 — поступили материалы;

Д 08 — К 76 — поступили вложения во внеоборотные активы.

В религиозных организациях документальное подтверждение того, что средства будут получены, как правило, отсутствует, поэтому целевые поступления принимаются к бухгалтерскому учету по мере их фактического поступления.

При фактическом получении целевого поступления составляется запись:

Д 50 — К 86 — поступили денежные средства в кассу;

Д 51 — К 86 — поступили денежные средства на расчетный счет;

Д 10 — К 86 — поступили материалы;

Д 08 — К 86 — поступили вложения во внеоборотные активы.

В частности, мусульманские религиозные организации выполняют ныне огромный объем работ, которые служат достижению их уставных целей. Например, сбор средств на постройку специализированного здания приходского медресе. Сбор средств на это является, таким образом, строго целевым, а сами средства используются только по целевому назначению.



Жертвователи, как правило, указывают, на какие именно цели должны использоваться денежные средства или другие имущества. Использование целевых поступлений на иные цели недопустимо. Определение, к какой именно группе относятся те или иные поступившие денежные средства или имущество, помогает первичный учетный документ, составленный в соответствии с требованиями действующего законодательства:

— приходный кассовый ордер, приложенный к кассовому отчёту;

— платежное поручение.

— платежное поручение или иной банковский платежный документ, приложенный к выписке из расчетного счета;

— акт вскрытия ящика для добровольных пожертвований;

— акт передачи (приема) мечети имущества в качестве добровольных пожертвований.

Приходный кассовый ордер составляется в случае, когда денежные средства от физических и юридических лиц в виде добровольных пожертвований вносятся непосредственно в кассу религиозной организации. В назначении платежа указывается: «Добровольное пожертвование на...................», а вместо многоточия вписывается пожелание жертвователя, на какие конкретные уставные цели должны быть направлены поступающие денежные средства.

Если жертвователь затрудняется указать конкретную цель, ему необходимо помочь определиться, подсказать актуальные нужды прихода. В противном случае религиозная организация самостоятельно должна будет решать вопрос использования поступивших денежных средств. В этом случае ей необходимо оформить дополнительный первичный учетный документ, например приказ настоятеля мечети об использовании денежных средств, поступивших без указания жертвователем конкретной цели, например на покупку ковров.

На основании кассового отчета казначея и приложенного к нему приходного ордера составляется бухгалтерская запись:

Д 50 — К 86-1 — поступило пожертвование на целевые расходы (указать, какие именно).

При этом к счету 86 необходимо открыть аналитические счета в разрезе видов целевых расходов и программ. Например, в мусульманских религиозных организациях можно открыть следующие субсчета:

86-1 — на реставрацию мечети

86-2 — на приобретение ковров;

86-3 — на приходское медресе и т. д.

Кроме того, необходимо открыть аналитические счета по каждому жертвователю, особенно в разрезе юридических лиц, или учетный регистр к счету 86 «Целевое финансирование».

2.4. Особенности бухгалтерского учета и налогообложения религиозных организаций

Организация бухгалтерского учета в религиозных организациях ведется в общеустановленном порядке, согласно пункту 1 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях.

Бухгалтерский учет и статистическая отчетность в некоммерческих организациях ведется в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Информация о деятельности некоммерческой организации представляется органам государственной статистики, налоговым органам и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами организации.



Религиозные организации относятся к таким некоммерческим организациям, которые могут не представлять бухгалтерскую отчетность. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в Письме от 16 мая 2003 года № ВГ-6-02/563 «О представлении бухгалтерской отчетности религиозными организациями» сообщало, что религиозные организации, не имеющие объектов обложения налогами, предусмотренными налоговым законодательством, не представляют в налоговые органы по месту учета бухгалтерскую отчетность.

При возникновении объектов налогообложения религиозные организации представляют в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в соответствии со статьей 23 НК РФ.

При этом следует иметь в виду, что Федеральным законом от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что этот Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации.

А это значит, что религиозные организации обязаны вести бухгалтерский учет в порядке, установленном действующим законодательством.

В соответствующих регистрах бухгалтерского учета должны учитываться доходы, полученные в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний, целевые поступления и другие доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, и расходы, произведенные за счет указанных доходов. Учет указанных доходов и произведенных за счет них расходов ведется в хронологическом порядке.

Религиозная организация может применять различные формы бухгалтерского учета, однако для него обязательно применение бухгалтерских счетов и двойной записи. Бухгалтерские счета, двойная запись и бухгалтерский баланс, наряду с материальной ответственностью и регулярным проведением инвентаризации, позволяют создать эффективную систему внутреннего контроля финансового и имущественного состояния религиозной организации.

Религиозная организация, как и любое юридическое лицо, обязана уплачивать налоги. В 2002 году был принят ряд поправок в действующие главы Налогового кодекса РФ, которые коснулись и налогообложения религиозных организаций. Рассмотрим особенности налогообложения таких организаций с учетом произошедших изменений.



1. Налог на землю

Согласно поправкам в Земельный кодекс и Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» религиозным организациям, имеющим собственные здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно.

В соответствии со статьей 12 ФЗ «О плате за землю» религиозные организации, на землях которых находятся храмы, являющиеся памятниками истории и культуры, полностью освобождаются от уплаты налога за землю. Также необходимо учитывать, что если, например, дом священника расположен не в церковной ограде храма, который является памятником истории и культуры, то возникает обязанность по уплате налога за землю.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные религиозным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, могут предоставляться религиозным организациям в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ.

2. Налог на прибыль.

Для предприятий, находящихся в собственности религиозных объединений, налогооблагаемый доход уменьшается на сумму прибыли, направленной на осуществление уставной деятельности этих организаций.

Не облагается налогом прибыль религиозных организаций от культурной деятельности и реализации предметов, необходимых для совершения культа.

Вместе с тем, согласно Постановлению Правительства РФ от 13 мая 1997 г. №579 определен перечень товаров, прибыль от производства и реализация которых, полученная религиозными организациями, а также предприятиями, учреждениями, находящимися в их собственности, и обществами, уставный капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций, не подлежит освобождению от налогообложения:

- шины для автомобиля;

- охотничьи ружья;

- яхты, катера (кроме специального назначения);

- продукция черной и цветной металлургии (кроме вторичного сырья черных и цветных металлов и метизов);

- драгоценные камни и драгоценные металлы;

- меховые изделия (кроме изделий детского ассортимента);

- высококачественные изделия из хрусталя и фарфора;

- икра лососевых и осетровых рыб;

- готовая деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов.



Религиозные организации также уплачивают налог на прибыль, полученный от продажи основных средств и нематериальных активов. Прибыль при этом определяется как разница между продажной ценой и их остаточной стоимостью, увеличенной на индекс инфляции.

Доходы религиозных организаций, образующихся в результате целевых отчислений на их содержание, поступивших от других предприятий и физических лиц, добровольные благотворительные пожертвования не считаются прибылью и не подлежат налогообложению. При этом, в первичных документах при поступлении целевых взносов необходимо четко указать, для реализации какой программы они предусмотрены. Эти средства должны быть использованы в соответствии с их целевым назначением.

Таким образом, статья 251 НК РФ позволяет не уплачивать религиозным организациям налог с прибыли, как полученной от проведения культовой деятельности и реализации предметов религиозного назначения и литературы, так и с поступивших религиозным организациям на осуществление уставной деятельности целевых отчислений, но при условии: эти целевые поступления не должны относится к подакцизным товарам, целевые поступления должны быть использованы на достижение уставных целей религиозной организации и учет целевых поступлений религиозная организация обязана вести отдельно от других доходов.

Вместе с тем, исходя из норм статьи 251 НК РФ, раздельный учет ведется только в случаях, если религиозная организация получает систематический доход от продажи подакцизных товаров, а также, если использует целевые поступления не на достижение уставных целей. Например, согласно типового устава Прихода Русской Православной Церкви к уставным целям Прихода относятся: проведение богослужений, таинств, обрядов, распространение православного вероучения, миссионерская деятельность, дела милосердия и благотворительности, паломничество, иная деятельность, соответствующая правилам и традициям Русской Православной Церкви. То есть, например, если любые поступление в религиозную организацию денежных средств используются не по вышеперечисленным уставным целям, то только в этом случае ведется раздельный учет.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать религиозным организациям экономическую поддержку в виде:

- льгот по уплате налогов, таможенных сборов и платежей;

- частичного или полного освобождения от платы за пользование государственным или муниципальным имуществом;

- предоставления в соответствии с законом льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим религиозным организациям материальную поддержку (Федеральный закон РФ «О некоммерческих организациях»).

3. Налог на добавленную стоимость (НДС)

Религиозные организации, которые не занимаются предпринимательской деятельностью, не являются плательщиками НДС. Налогом на добавленную стоимость не облагаются денежные средства, направляемые на целевое финансирование религиозных организаций, не занимающихся предпринимательской деятельностью и не имеющих оборотов по реализации продукции, кроме выбывшего оборудования. Для этого должно быть соблюдено следующее требование: эти средства должны отражаться на отдельном счете и представлены отчеты в налоговые органы об их целевом использовании.

Освобождаются от уплаты НДС услуги религиозных организаций: проведение обрядов и церемоний, изготовление и реализация предметов культа религиозного назначения, не имеющих коммерческий характер.

В некоторых случаях при безвозмездной передаче имущества может возникнуть вопрос об уплате НДС. Плательщиком является сторона их передающая, т.е. при безвозмездной передаче религиозными организациями их имущества кому-либо возникает объект налогообложения НДС, хотя религиозные организации не являются плательщиком НДС. Уплата НДС происходит также при продаже ненужного имущества.



Реализуемое религиозными объединениями имущество облагается НДС в том же порядке, который предусмотрен для организаций, занимающихся коммерческой деятельностью.

4. Налог на имущество

Религиозные организации, их филиалы, а также их обособленные подразделения, имеющие статус юридического лица, отдельный баланс и расчетный счет, владеющие имуществом на территории РФ являются плательщиком налога на имущество.

Объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы, находящиеся на балансе плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстро изнашивающие предметы для целей налогообложения учитываются по остаточной стоимости.

Религиозные организации имеют льготную налоговую ставку на имущество предприятия, которая не превышает 2 процентов от налогооблагаемой базы.

Конкретные ставки налога на имущество предприятий, определяемое в зависимости от видов деятельности предприятий, устанавливаются законодательными органами субъектов Российской Федерации.

5. Акцизы

В соответствии со статьей 181 НК РФ, к подакцизным товарам относятся: спиртосодержащая и алкогольная продукция, пиво, табачная продукция и пр. (до 1 января 2003 года подакцизным товаром являлись и ювелирные изделия). В вопросе, являются ли, например, серебреные крестики и серебреные цепочки ювелирными изделиями и соответственно при их реализации возникает ли обязанность по уплате налогов, необходимо знать, что с 1 января 2003 года ювелирные изделия не являются подакцизным товаром и соответственно, например, серебряные крестики и цепочки не являются подакцизным товаром. До 1 января 2003 года ювелирные изделия признавались подакцизным товаром, однако, до 1 января 2003 года действовал пункт 8 статьи 181 НК РФ, согласно которого не признавались ювелирными изделиями предметы религиозного назначения (за исключением обручальных колец), предназначенные для использования при совершении религиозных обрядов и церемоний.

5. Транспортные налоги

а) налог на приобретение автотранспортных средств.

При покупке транспортных средств религиозными организациями учитывается налог на их приобретение и налог с владельцев транспортных средств.

Налог исчисляется от продажной цены автомобиля (без НДС и акциза) по следующим ставкам – грузовые автомобили, пикапы и легковые фургоны, автобусы, специальные автомобили и легковые автомобили – по ставке 20%, прицепы и полуприцепы – по ставке 10%,



Религиозные организации освобождаются от уплаты налога в случае получения автотранспортных средств безвозмездно.

б) Налог с владельцев транспортных средств.

Налог с владельцев транспортных средств религиозными организациями, имеющими транспортные средства, уплачиваются ежегодно в установленном порядке.

Примеры исчисления налогов религиозными организациями:

1. Религиозная община приобретает легковой автомобиль. Стоимость приобретаемого автомобиля 450 000 руб. (В том числе НДС – 90 000 руб.)

Сумма налога на приобретение автотранспортных средств будет равнятся 360 000 • 20% = 72 000 руб.

2. Религиозная организация безвозмездно хочет передать другой организации компьютерную технику на сумму 50 000 руб.

Религиозная организация в этом случае является плательщиком НДС.

НДС = 50 000 • 20% = 10 000 руб.

3. Религиозная организация продает ненужное имущество на сумму 30 000 руб.

В этом случае религиозная организация, не занимающаяся предпринимательской деятельностью, является плательщиком НДС

НДС = 30 000 • 20% = 6 000 руб.

Итак, рассмотрев действующее налоговое законодательство, можно констатировать, что в нем предусмотрены некоторые особенности налогообложения религиозных организаций, учитывающие специфику их деятельности и позволяющие снижать на них налоговую нагрузку.

2.5. Ежегодная инвентаризация имущества

Согласно Федеральному закону от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» инвентаризации подлежат имущество и обязательства (ст. 12). В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 № 49. Формы учета результатов инвентаризации утверждены постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу. Основными целями инвентаризации являются:

— выявление фактического наличия имущества;

— сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

— проверка полноты отражения в учете обязательств.

Проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Допускается возлагать инвентаризацию на ревизионную комиссию организации. Документ о составе комиссии (приказ, распоряжение) регистрируют в книге контроля выполнения приказов о проведении инвентаризации.



Рассмотрим полномочия ревизионной комиссии на примере религиозной организации православного прихода.

Ревизионная комиссия является органом контроля за деятельностью Прихода.

Ревизионная комиссия состоит из Председателя Ревизионной комиссии и двух членов, избранных Приходским собранием из числа его членов сроком на три года с правом переизбрания на новый срок (но не более двух, в исключительных случаях -трех переизбраний).

Настоятель и члены Приходского совета не могут состоять в близком родстве с членами Ревизионной комиссии.

В пределах своей компетенции Ревизионная комиссия:

-осуществляет контроль за надлежащим учетом кружечного сбора и составлением актов по кружечному сбору и по приему пожертвований наличными денежными средствами;

-проводит ежегодную инвентаризацию имущества Прихода;

-проводит по мере необходимости проверки наличия денежных средств, законности и правомерности их расходования, ведения Приходом бухгалтерского и налогового учета, использования по назначению поступивших от граждан (юридических лиц) пожертвований и иных целевых поступлений;

-проводит по мере необходимости проверки финансово-хозяйственной деятельности Прихода, сохранности и учета принадлежащего Приходу имущества.

Ревизионная комиссия подотчетна Приходскому собранию.

Акты проверок подписываются всеми членами Ревизионной комиссии и представляются председателем Ревизионной комиссии на рассмотрение Приходского собрания, которое в случае необходимости вправе с письменного разрешения (благословения) Епархиального архиерея принять решение о предъявлении соответствующего судебного иска, направленного на защиту имущественных прав и интересов Прихода.



В случае выявления грубых нарушений законодательства в части осуществляемой Приходом финансово-хозяйственной деятельности, в том числе при наличии значительных злоупотреблений должностных лиц или органов управления Прихода, незаконного отчуждения в собственность третьих лиц принадлежащего Приходу имущества, обнаружения грубых ошибок в ведении и оформлении финансовых операций, Ревизионная комиссия вправе направить акт проверки непосредственно на рассмотрение Епархиального архиерея.

В ходе проверок Ревизионная комиссия вправе запрашивать у должностных лиц и органов управления Прихода необходимые документы, а также получать разъяснения по вопросам финансово-хозяйственной деятельности Прихода.

Право ревизии финансово-хозяйственной деятельности Прихода и созданных Приходом юридических лиц принадлежит также Епархиальному архиерею.

В случае изменения состава Приходского совета, а также в случае смены Настоятеля или Председателя Приходского совета, Приходское собрание образует комиссию из трех членов, которая составляет акт о наличии имущества и денежных средств. Приходской совет принимает материальные ценности на основании данного акта.



2.6. Мероприятия по совершенствованию бухгалтерского учета в религиозных организациях

Мы считаем, что следует предпринять определенные шаги в установлении прозрачности финансовой деятельности религиозных организаций. Существует недоверие в некоторых случаях по поводу расходования денежных средств, поступающих в религиозную организацию. Поэтому является целесообразным фиксирование всех произведенных расходов, чтобы каждое использование денежных средств религиозной организации имело документальное подтверждение. В частности, мы можем предложить введение новой формы отчетности, подобной форме № 4 «Отчет о движении денежных средств» для коммерческих организаций, которая будет непосредственно отражать каждый шаг расходования поступивших средств, но с учетом специфических особенностей ведения бухгалтерского учета в религиозных организациях. Еще одним примером ведения бухгалтерского учета в религиозных организациях на основах прозрачности финансовой отчетности может служить использование отчетной формы, аналогичной отчетной форме 14 "Отчет о расходах и численности работников федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации».

Такие формы должна быть скорректированы и дополнены после тщательного и детального изучения всех проблем, касающихся расходования денежных средств в религиозных организациях.

В виде еще одного предложения по совершенствованию организации учета в религиозных объединениях мы предлагаем примерную схему последовательности действий по принятию к учету поступающих денежных средств (рис.3).

ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Смотри продолжение.




Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments