sandra_rimskaya (sandra_rimskaya) wrote,
sandra_rimskaya
sandra_rimskaya

Category:

Великий Конде

Оригинал взят у re22ka в Великий Конде
Пзнакомьтесь: Людовик II де Бурбон-Конде фр. Louis II de Bourbon-Condé, le Grand Condé
4-й принц Конде, герцог Энгиенский
Даты жизни: 26 декабря 1646 — 11 декабря 1686

Louis II de Bourbon-Condé


[Spoiler (click to open)]
Очень противоречивые отзывы:

"...При жизни отца Конде носил титул герцога Энгиенского. Был он принцем крови, то есть прямым родственником королевской семьи... С ранних лет знатнейший из знатных аристократов Франции отличался дерзостью, честолюбием и храбростью....Военную карьеру принц начал в 17 лет... В 22 года принц уже командовал французскими королевскими войсками в войне с испанцами, получившей название Тридцатилетней. В той войне 19 мая 1643 года Конде одержал свою первую победу в сражении под городом Рокруа...
В... 1644 году принц встал во главе французской королевской армии, сменив на этом посту опытного виконта де Тюренна. "
http://interpretive.ru/dictionary/967/word/lui-ii-burbon-konde-velikii-konde
Напоминаю, молодому человеку было 23 года.
Далее: "...Победы... укрепили полководческий авторитет Луи Конде. Армия, окрыленная победами над испанцами и баварской армией, буквально боготворила Конде. Однако теперь многие влиятельные лица во Франции стали всерьез опасаться возросшей популярности Конде, и в последующие десять лет ему пришлось приложить немало усилий для их умиротворения..."

Далее перечисляются и описываются множественные сражения, смысл которых я не очень понимаю...
Впечатление такое, что с 17 до 54 лет принц только воевал...Как увидим ниже, впечатление обманчиво.

"...Став одним из популярных людей во Франции, принц оказался в самой гуще политической борьбы. В войне королевской власти с Фрондой (такое в истории название получила внутренняя смута во Франции в 1648–1658 годах) он принял сначала сторону кардинала итальянца Джулио Мазарини и королевы Анны Австрийской, регентши сына – малолетнего коронованного сына Людовика.... Но между честолюбивым и заносчивым полководцем Луи Конде и властолюбивым первым министром Франции столкновение было неизбежно...
Принц Конде возглавил новую Фронду (так называемую Фронду принцев), намереваясь свергнуть кардинала Мазарини и даже обратить свои немалые владения в независимое государство. Его ближайшим соратником стал младший брат, принц Конти...
Анархия во французской столице, раздоры между ним и остальными вождями Фронды, возвращение в Париж его врага кардинала Мазарини заставили принца бежать из отечества в Нидерланды и там в 1653 году сдаться испанцам, своим недавним врагам. В 1654 году за государственную измену его во Франции заочно приговорили к смертной казни.
Теперь Конде обратил свое оружие и военное искусство против отечества....Но в этой войне на долю принца редко выпадали удачи – против него воевала воспитанная и обученная им французская армия...Гражданская война закончилась в 1659 году (38 лет - моё прим.) заключением мира и укреплением королевской власти. Кардинал Мазарини помирился с принцем Луи II Конде, которому Испания решила отдать самостоятельное княжество у северной французской границы. Был отменен и заочный смертный приговор принцу за измену Франции и ее монарху Людовику XIV, который женился на Марии Терезе, дочери испанского короля Филиппа IV. Конде был восстановлен во всех своих титулах и правах, но 8 лет оставался не у дел...
Благодаря своему полководческому таланту и политическому влиянию при королевском дворе принцу Конде удалось вновь стать командующим французской армии...
В конце 1675 года Конде подал в отставку и последние годы жизни провел в своем владении Шантильи. Скончался он в Фонтебло.
Во всех войнах, в которых участвовал принц Луи Конде, он демонстрировал прежде всего высокое тактическое искусство. Отличительной чертой прославленного французского полководца являлись его знаменитые «вдохновения». Благодаря этому он не раз побеждал противников, которые превосходили его в силах. Но Конде современники справедливо корят за то, что ради быстрого и сильного натиска он не щадил людей. Войска Конде на чужой территории прославились грабежами и насилием."

Читаю я про эти многочисленные сражения, изгнания-прощения... роман писать можно. Далее - выделяю отзывы о Великом Конде синим. Очень противоречивые отзывы. 

492px-Grand_Conde_Louvre_MR3343
Скульптор Куазевокс(29 сентября 1640, Лион - 10 октября 1720) , портрет Луи II де Бурбон-Конде, Принца де Конде. Бронзовый бюст. (Лувр)

"
Настоящим шедевром стал бронзовый бюст принца Конде. Очень удачный полководец, Луи II Конде отличался жестокостью, кощунством, грубым поведением даже с близким окружением. Он из тех антипатриотив, что обращал свое оружие против своей краини.Конде-сторонник Фронды, воевавшей против короля и кардинала Мазарини.Це он опустошал северные области Франции, это он пытался создать самостоятельное княжество в своих землях. Бурно проведена молодость, пребывание в тюрьме и болезнь сделали его неприятным и антипатичным. Даже после политического примирения с королем и кардиналом, его на восемь лет отстранили от дел, поскольку не доверяли. Перед скульптором стояла трудная задача создать репрезентативный портрет больного (болел ревматизмом) и неприятной, но опасной лица. Куазевокс достойно справился с задачей, выдвинув на первый план роскошный наряд Конде и блестящие средства обработки бронзы. Это немного омрачило смело змальвану, правдивую и непремну характеристику образа. Ни один из портретов Луи II Конде красками не передает всю сложность характера по-своему искалеченной лица принца".

Несомненно, очень выразительный портрет. Ещё один скульптурный портрет:

Великий Конде
Louis II, 4th Prince of Bourbon and Conde (1621-86), 1817 (plaster), David d'Angers, Pierre Jean 1788-1856  Musee des Beaux-Arts, Angers, Franc.

"...Современники могли любить его, либо ненавидеть, но, несмотря на его политические просчеты и личностные особенности, все равно восхищались им. Возможно, самую яркую характеристику дал ему в своих мемуарах знаменитый фрондер Поль де Гонди, кардинал де Рец: "Принц де Конде был рожден полководцем... Судьба, ниспослав его веку воинственному, предоставила мужеству развернуться во всем его блеске; воспитание в семье... ограничило ум рамкой слишком тесной. Принцу не внушили с ранних лет... то, что зовется последовательностью... Уже в юности он опережен был стремительным развитием великих событий и навыком к успеху... обладая от природы душой незлобной, он совершал несправедливости, обладая отвагой Александра... был не чужд слабости, обладая замечательным умом, действовал неосмотрительно, обладая всеми достоинствами..., не послужил государству, как был должен... Он не сумел возвыситься до своих дарований, но все равно он велик, он прекрасен...
Франсуа де Ларошфуко писал в мемуарах, что герцог Энгиенский "...статный, наделенный большим, ясным, проницательным и всесторонним умом, покрыл себя величайшей славою...". А прокурор-генерал Дижонского парламента Пьер Лене так отзывался о нем: "Он удовлетворял желания своих подчиненных, игнорируя многие частности... Принц завоевал огромную репутацию, проведя баталии у Рокруа, Фрейбурга, Нордлингена и Ланса, взяв Тионвилль, Филиппсбург, дойдя до сердца Рейна - Кобленца, выказав храбрость и великодушие у Дюнкерка...
В речи, произнесенной в соборе Парижской Богоматери 10 марта 1687 г. по случаю кончины принца де Конде, епископ Мо, выдающийся историк и воспитатель дофина Жак-Бенинь Боссюэ не только представил его выдающимся государственным деятелем, но и поставил выше другого великого полководца столетия - Анри де Тюренна. Отличительной чертой военного гения полководца епископ назвал быстроту замысла, нисходившего на него среди сражения, - его знаменитые "вдохновения". А Людовик XIV после смерти Конде заявил: "я потерял "величайшего человека в моем королевстве...
В целом Конде справедливо упрекают за то, что ради быстрого и сильного натиска, способного привести к победе, он проливал потоки крови, а его армия отличалась грабежами и насилием. Его стиль состоял из дерзости и агрессивных нападений... Вместе с тем, Конде называют настоящим военным интеллектуалом, одаренным и независимым.".

Созданный образ даёт возможность почувствовать размах и пассионарность личности... но воспринимается всё-же, ОЧЕНЬ однобоко... ПОРА РАСШИРЯТЬ ГРАНИЦЫ ОБРАЗА:

Juste d’Egmont (1601-1674), Musée de l’Armée.
Художник Juste d’Egmont (1601-1674), Musée de l’Armée.
Взято здесь: http://www.danielbibb.com/content/exhibits/detail1.php?itemID=30006
Очень понравился портрет и, на мой взгляд, он более всего похож на детский.


Отнесена к  кисти художника Louis Elle Ferdinand
Работа отнесена к художнику  Louis Elle Ferdinand
Взято здесь: http://www.danielbibb.com/content/exhibits/detail1.php?itemID=30006
Этот портрет у меня вызывает большие сомнения, не очень похоже на живопись той эпохи.


вальщик Сержан-Марсо, Антуан-Франсуа (1751—1847) Франция
Указан рисовальщик: Сержан-Марсо, Антуан-Франсуа (1751—1847) Франция
Взято здесь: http://www.grafika.ru/item/08-004680?r=59054

Великий Конде 2

Автор не указан. И ещё, очень похожий, так же без автора:
Великий Конде

"...Луи II де Бурбон принц де Конде родился 8 сентября 1621 г. в Париже. Его родителями были Анри II Бурбон (1588 - 1646), принц де Конде, и Шарлотта-Маргарита де Монморанси (1594 - 1650), принцесса де Конде и крестная мать Людовика XIV..."

Отец Анри II Бурбон (1588 - 1646) принц де Конде :
Анри II Бурбон отец Великого Конде
Меня удивило, что больше его портретов не попалось.

Мама Шарлотта-Маргарита де Монморанси (1594 - 1650), принцесса де Конде:
Шарлотта Маргарита де Монморанси, принцесса Конде мать Великого Конде

"...Образование юного герцога Энгиенского было традиционным для его сословия. В 1630 - 1636 гг. он изучал латинскую классику, философию Аристотеля, математику, кодексы Юстиниана и политическую историю в школе иезуитов в Бурже. Он не был особенно прилежным учеником, правда, латынь, риторику и философию осваивал с большим успехом. Долгое время он считался вольнодумцем по религиозным вопросам. Его образование было завершено в Королевской военной академии в Париже, где он показал отличные результаты. Уже в 17 лет отец отправил Луи исполнять обязанности губернатора Бургундии..."
"...По настоянию Анри Конде 9 февраля 1641 г. юноша женился на Клер-Клеманс де Майе-Брезе (1628 - 1694), дочери Юрбена де Майе, маркиза де Брезе, и Николь дю Плесси, племянницы Ришелье. Однако политически и экономически выгодный союз (невеста принесла Луи приданого 600 тыс. ливров и ряд земельных владений) был в личном плане неудачным. Ради него ему пришлось оставить свою возлюбленную мадемуазель дю Вижан (Марту Пуассар, дочь королевского постельничего Франсуа Пуассара, барона дю Вижана). От этого брака на свет появилось трое детей - сыновья Анри III Жюль (1643- 1709), принц де Конде, Луи (1652 - 1653) и дочь мадемуазель де Бурбон (1657- 1660)..."

Жена:
Клэр Клеменс де Майе жена Великого Конде
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D1%8D%D1%80-%D0%9A%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%81_%D0%B4%D0%B5_%D0%9C%D0%B0%D0%B9%D0%B5

Великий Конде и его сын Генрих III Бурбо́н Конде́:
Герцогом Enghien. с его сыном Анри. le Великий Condé.

Портрета мадемуазель дю Вижан не нашла.
"...его возлюбленную в 1647 г. отправили в монастырь кармелиток..."
http://svitoc.ru/index.php?showtopic=556

Шантийи в конце XVIII века, Гуашь де Жан-Батист Лаллеман, музей Конде
Шантийи в конце XVIII века, Гуашь де Жан-Батист Лаллеман, музей Конде

Далее: "Последние 11 лет жизни Великий Конде провел в своем владении Шантийи в 49 км от Парижа. Замок располагался среди густых дубовых лесов и возвышался на огромной скале, окруженной со всех сторон водой.... именно Великий Конде поручил королевскому архитектору Ленотру разбить великолепный парк с фонтанами вокруг замка. В одном из устроенных в нем праздников принял участие король, что зафиксировала в своих письмах мадам де Севинье. Фонтаны Шантийи и сегодня одни из красивейших во Франции. Недаром Людовик XIV при постройке Версаля взял их за образец. (оказывается :), у Великого Конде был неплохой вкус и стремление к созиданию - моё прим.) Подражая итальянской дворцовой архитектуре, принц приказал украсить фасад замка балюстрадами и колоннами, и получилось так, что в нем соединились элементы готики (мощные стены-бастионы, остроконечные шпили, водостоки в виде змееобразных чудовищ) и барочное оформление фасадов. По сути Шантийи из замка превратился в роскошный дворец и стал символом перехода аристократии от военных походов к празднествам, меценатству и коллекционированию произведений искусства. Но въезд в Шантийи, оформленный в ренессансном стиле и защищенный чугунными решетками и пиками, отражал "профессию" владельца...
У него собирались полководцы, министры, крупные буржуа и, конечно же, просвещеннейшие умы Франции. Являясь поклонником и покровителем искусств, Конде приглашал в свой замок известных творческих личностей. Еще во время пребывания не у дел после Пиренейского мира принц проводил там время в блестящей компании таких гениев, как Мольер, Расин, Буало, Лафонтен, Мансар, Ленотр, Боссюэ и многие другие. Как-то поэт Венсан Вуатюр заметил Конде: "Если бы Вы хоть раз соизволили снять какую-нибудь осаду, мы, Ваши поклонники, смогли бы немного передохнуть и прийти в себя, так как это внесло бы некоторое разнообразие в ход событий". В Шантийи состоялось и первое представление "Тартюфа" Жана-Батиста Мольера, которого еще в 1664 г. автор впервые прочитал в салоне Нинон де Ланкло. В честь гостей принца Ленотр разбил в парке аллею Философов, что может служить доказательством того, что Великий Конде не только следовал аристократической моде того времени, но и действительно высоко ценил прекрасное..."

Вот так, и как это согласуется с даннымти ему выше отрицательными характеристиками? Практически никак.
"...Этот неординарный человек был исключительно богат по меркам XVII века. Его огромное состояние уступало лишь богатствам кардиналов Мазарини (40 млн. ливров) и Ришелье (20 млн. ливров) и оценивалось в 14 млн. ливров. Как и другие политики и полководцы того времени он коллекционировал произведения искусства, старинные книги и манускрипты, сосредоточенные, прежде всего, в Шантийи. Герцог Омальский, получивший в 1830 г. вместе с титулом и замок, завещал его вместе с богатейшей библиотекой и картинной галереей, Французскому институту. В музее Конде, помимо личных вещей принцев крови, выставлены и художественные сокровища - сотни рукописных и первопечатных книг (включая Библию Иоганна Гуттенберга), редкостное собрание фарфора и "Великолепный часослов герцога Беррийского" - прославленная иллюстрированная рукопись XV в., многочисленные гравюры и картины Боттичелли, Клуэ, Пуссена. Именно там сегодня находятся "Три грации" Рафаэля, "Избиение младенцев" Пуссена, "Святой Иероним" Дюрера и другие знаменитые полотна. Принц являлся обладателем одного из самых знаменитых в истории алмазов весом в 9,01 каратов, украшавшего набалдашник его трости, - "Розового Конде" или "Великого Конде", полученного им от Людовика XIV за военные заслуги..."
А вот это как согласуется с данными выше характеристиками?:
"В 1685 г. единственный внук полководца Луи де Бурбон женился на Луизе-Франсуазе, мадемуазель де Нант, старшей дочери короля и мадам де Монтеспан. В середине 1686 г. Луиза-Франсуаза, пребывая в Фонтенбло, заболела оспой. Именно принц вернул ее к жизни, проводя дни возле ее постели и кормя ее с ложки. Луиза-Франсуаза выжила и продолжила род Конде, подарив своему супругу 10 детей, но Конде сам заразился от нее..."

Большая благодарность Хатамото: http://svitoc.ru/index.php?showtopic=556
и автору статьи: Ивониной Людмиле Ивановне - доктору исторических наук, профессору Смоленского государственного университета.


Людовик II де Бурбон-Конде

Битва при Рокруа François-Joseph Heim 1787-1865
Битва при Рокруа François-Joseph Heim 1787-1865

Tags: 1871, Конде Чарторыйские
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments