sandra_rimskaya (sandra_rimskaya) wrote,
sandra_rimskaya
sandra_rimskaya

Category:

Нравы и обычаи

Оригинал взят у noeldmitriy в Нравы и обычаи
Территорию Туркестана населяли много племен. Это сейчас они ВСЕ туркмены и язык общий - туркменский. Но совсем недавно, вторая половина XIX века, было мягко говоря, не так.
[Spoiler (click to open)]

Текинцы, Нохуры, Геклены, Сараки, Йомуды, Айлили, Эрсари себя родственными не считали. Были отличия и в рассовом типе и в языковом. Были племена и уже потерявшие свою племенную принадлежность и ставшие Коканцами, Мервцами, Чарджевцами, Бухарцами. Между собой тоже отличались. Десятки племен, сотни родов... Как же они общались? А был язык межнационального общения. На нем общались и между собой, и с персами, и с племенами Хоростана, и с племенами Афганистана. Загадочный язык исчезнувшего народа. Джагатайский язык.  Сейчас его относят к тюрским языкам, называют староузбекским, литературно-классическим эпохи Тимуридов, староуйгурским,но общего мнения нет. Легче замолчать тему. И это отлично получилось. Но выводы напрашиваются сами собой. Была цивилизация, был народ, был распространен язык, причем совсем недавно. Очень резко из языка, доминирующего народа, стал мертвым, просто необходимым языком для общенационального общения. А сам народ-носитель исчез. Как в сказке - был и вдруг не стало. Остались легенды о народе колдунов, магов и вообще умных людей. И ведь очень важно было помочь ему исчезнуть, как и языкам текинским, йомудским, гекленским. Сейчас говорят, что это были просто наречия одного языка - тюрского. Но эта версия мне кажется не совсем правдоподобной. И современный узбекский и современный туркменский все плоды лингвистов XX века. Взяли татарский и турецкий и малость модифицировали. Как находили рукописи в Туркестане отдельная песня. Поджо Брачильони отдыхает. Песни акышей записывали уже на новых языках, а может и просто придумывали. Отсюда и современные споры кому принадлежит "Ярты-Гулак", "Кер-Оглы". Чьи же поэты Зелили и Махтум Кули. У современных узбеков свои политические амбиции и доказательства, у туркмен свои. Но вспомнить дела недавно минувших дней, не решается ни один филолог.
И я прекрасно понимаю жизнедеятельность тех племен после неизвестной войны. Резко изменился климат. Вместо цветущих садов - выжженая земля. Потеря технологий. Потеря закона и права. Осталось только одно право - право сильного. Великий и ужасный АЛАМАН. Аламан стал основным средством для жизни, ибо других средств просто не было. Вот когда были прорыты каналы, а скорее всего восстановленны старые. Когда жизнь вернулась на землю, люди вернулись к земле. А до этого? Только аламан. Крупные отряды сардаров, но каждый своим племенем, а то и родом, ходили на грабежи в области менее подвергнутые войной или уже успевшие восстановиться в силу тех или иных причин, но не благодаря аборигенам. Это касается и Персии, и Парфии, и городов-государств типа Самарканда, Хивы, Бухары и некоторых других. Походы отличались крайней жестокостью и писали об этом не только заинтересованные русские, но и англичане. Как пример печатный дом тех времен "Скайлер и Ко". Старики и дети, которые могли не выдержать переход через пески - убивались на месте. Мужчин и мальчиков на невольничьи рынки или в свои стойбища с ожиданием выкупа. Женщин и девочек в наложницы. Дети от этих отношений НЕ СЧИТАЛИСЬ равноправными. У них был один путь - рабство. Кто мог оказывал сопротивление. Хазары, Маури, Теймури, Джемшиды считались сильным противником. Великолепная четверка Хоростана. Эти и сами ходили на аламан в Туркестан. Персы были наиболее лакомыми противниками. Сопротивление фактически было пассивным. При приближении туркмен (конечно не правильное понятие, ибо туркмен еще не было. Были Текинцы, Йомуды и прочие. Но так привычнее), люди бросали свои дома и имущество и бежали в Башни-Хранительницы.  Вот еще одно наследие исчезнувшей цивилизации. Кто их строил - неизвестно. Для чего строили - неизвестно. Но коль сохранились, были использованны для нового предназначения. Туркмены, как правило, не тратили время на штурм этих башенок. Во-первых башни пользовались у них дурной славой. Во-вторых могли подойти и крупные отряды персидских войск или милиции. Да и в набеге главное - рывок. Угнали скот, собрали скарб. Ну неуспели рабов захватить, в другой раз возьмем.
Хочу добавить, что раньше этих башен были сотни. У нас под Ашхабадом в Аннау их было десятки. Снесены((( Жаль(((.
Иллюстрации взяты из издания "The illustrated London News, 1873"....

1873г вырезанные персы
Вырезанные туркменами бывшие персы-рабы, освобожденные после Хивинской экспедиции. 1873г.

85174_original
Персы бегут прятаться в Башни-Хранительницы.

536813_original

возвращение с аламана
Возвращение с аламана.

Ну и сохранившиеся сегодня Башни-Хранительницы. Видно, что они части неизвестного комплекса. Некоторые реставрируются, но опять по пониманию современных историков-археологов.
башни убежища2

башни убежища3

башни убежища4

башня убежище

Да минут нас всех аламан!!!




Tags: 1873, 1874, 1875, 1876, 1878, 1879, 1880, 1881, 1882, 1883, 1884, 1895, 1896
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment