sandra_rimskaya (sandra_rimskaya) wrote,
sandra_rimskaya
sandra_rimskaya

Categories:

Чехия, Седлец: вся правда о костях

Оригинал взят у avto_princess в Чехия, Седлец: вся правда о костях
На оформление костехранилища ушло около 40 тысяч человеческих скелетов, говорится в бумаге, которую я получаю при входе в Кладбищенский костёл Всех Святых в предместье чешского города Кутна-Гора из рук услужливой русскоговорящей барышни.

Вы можете себе представить 40 тысяч человек? Это, к примеру, половина стадиона Лужники. Еще непонятнее выглядит тот факт, откуда на местном кладбище маленького незаметного городка близь Праги оказалось такое большое количество усопших. И уж просто неправдоподобным то, что все эти 40 тысяч скелетов как-то поместились в помещении размерами, едва ли превышающими 10 х 15 метров.

IMG_3854.jpg

Как выглядело это собрание останков в те времена? До приведения их в настоящий вид кости должны были валяться в беспорядке от пола до потолка. Пугающее это, наверное, было зрелище – завалы скелетов с узенькими проходами между ними. И тогда семье Шварценбергов, которые на тот момент владели землей, где располагалось хранилище, пришла не совсем обычная идея…

История эта, однако, началась намного раньше, а именно в 1278 году, когда аббат цистерцианского монастыря в Седлеце, что вблизи чешского города Кутна-Гора, был послан чешским королём Отакаром II в Святую землю. Обратно он, как полагается, приехал с сувениром, а именно со щепоткой земли со Священной горы Голгофы, кою он и развеял по кладбищу аббатства.


Весть об этом быстро распространилась, и вскоре место прослыло священным. Согласно легенде, в этой земле тела начинали разлагаться лишь на третий день после захоронения. От полного разложения святая земля останки все-таки не уберегла, о чем красноречиво свидетельствуют сами кости, но сие циничное замечание прямого отношения к делу не имеет.

Кладбище стало популярным местом захоронения для всей Центральной Европы. Тела усопших везли даже из соседних стран. Со всех сторон в Седлец съезжались повозки с мертвыми. А средневековые войны и эпидемии, в частности эпидемия Чёрной смерти в середине XIV века и религиозные гуситские войны в начале XV века, привели к тому, что кладбище существенно разрослось. Места на кладбище не хватало, так что со временем пришлось производить второе перезахоронение.

IMG_3840.jpg

Для этих целей в 1400 году был построен готический собор с находящейся в нем усыпальницей, послужившей складом костей, которые извлекались из могил в целях экономии места. Согласно легенде, складированием костей в усыпальнице занимался один полуслепой монах. Он отбеливал кости и ваял из них пирамиды высотой до трех метров.

В 1784 году император распорядился закрыть монастырь, и эти земли были проданы семье Шварценбергов – той самой, которая ответственна за дальнейшую судьбу костехранилища. В 1870 году Шварценберги наняли резчика по дереву Франтишека Ринта для того, чтобы он привёл в порядок костяные залежи.


Будучи ярым поклонником Иеронима Босха, Ринт подошел к делу с присущей ему фантазией и изобретательностью. Сей средневековый «дизайнер» умудрился создать из черепов и костей люстры, гирлянды, вазы, гербы и настенные украшения. К примеру, В центре зала висит большой ажурный канделябр, содержащий, по меньшей мере, один экземпляр каждой из человеческих костей и украшенный гирляндами черепов.

IMG_3842.jpg

Для своих благодетелей Ринт собрал из костей фамильный герб Шварценбергов. Ему даже удалось собрать из костей фигуру ворона, который выклевывает глаза у убитого турка, в нижнем правом углу герба.

IMG_3845_Герб.jpg

Не забыты и творения его предшественника – полуслепого монаха. По четырём углам собора расположены огромные пирамиды из черепов и костей. Когда монастырь был еще действующим, в одной из пирамид, по слухам, монахи нашли клад. Огромная сумма в десять тысяч дукат, происхождение которых так и осталось неизвестным, пошла на нужды монастыря. Теперь перед тем как покинуть Костницу посетители могут бросить на алтарь монетку, чтобы в случае крайней нужды гарантировать себе неожиданное получение больших сокровищ.


Ну а при выходе «художник по костям» Ринт оставил для потомков свой автограф, чтобы обессмертить свое имя. И ему это удалось! Произведения его, правда, весьма неоднозначны, но зато всемирно известны. Также как и у его кумира Иеронима Босха – самого загадочного художника средневековья.



Другое из чешского раздела:
Прага: там, где история оживает - http://avto-princess.livejournal.com/6966.html

Tags: 1870
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments