Учреждён 16.04.1841 года в Брест - Литовске, причём дворянство губерний - - Виленской, Гродненской, Минской и области Белостокской постановило, вносить ежегодно на содержание в нём воспитанников по 6 копеек с ревизской души и ходотайствовало, чтобы заведение это, в ознаменование предстоящего тогда бракосочетания наследника цесаревича Александра Николаевича. Наименовано было Александровским Брестским кадетским корпусом. (Ложь. Позднейшая вставка).
На такое ходатайство последовало монаршее соизволение в самый день бракосочетания его высочества, который и повелено считать днём учреждения названного корпуса. Тогда же государь наследник был назначен шефом вновь учреждённого заведения.
Кадетские корпуса - это Аристократия, куда Армейские дворян (интеллигенцию) не пускали. Эти кадетские корпуса (школы -интернаты для мальчиков) были созданы Армией в средних веках и содержались на средства Армии. Для родителей учеников обучение было бесплатным, а платили только на пансион. Так было удобнее для всех. Детьми занимались профессионалы, воспитание и образование кадетские корпуса давали прекрасное, и родителям мороки меньше, они могли заниматься своими делами.
Кстати, это самая лучшая форма обучения и воспитания детей. В Европе она самая дорогая и поступить туда без блата очень трудно.
После Войны с казаками (славянами) в 1853-1871 гг., когда казаки грабанули всех, Армейские сами стали содержать такие кадетские корпуса для своих детей, но казаков (дворянство, интеллигенцию) туда уже не пускали, их детей туда не принимали. За что дворянство злилось на Аристократию всей красной армией евреев и славян. Они рассчитывали сесть на шею Армейским и чтобы их Аристократия пускала к себе в салоны, а их послали куда подальше и на порог пускать перестали.
У казаков (дворян, интеллигенции) были свои заведения для детей, которые они либо откровенно грабанули у Армии, либо собезьянничали за Армией.
Но детей красных в такие кадетские корпуса после французской революции уже не принимали. Допрыгались казаки со своей демократией в Армии.
А говорить сейчас, что кадетские корпуса - это Армейская система обучения детей, а не дворянская (казацкая, крестьянская, интеллигентская) им теперь стыдно. Вот и переписывали книги задним числом, убирая из книг Армию и все заслуги Армии приписывая интеллигенции с её завоеваниями революции. Как будто это придумали евреи и славяне после французской революции 1853-1903 гг.
В 02.1842 году были изданы положения, штат и табель, по которым в корпусе было определено содержать 400 воспитанников, а размер ежегодного отпуска исчислен в 86.000 рублей серебром. С покрытием такого расхода из соответственных пожертвований дворянства и из казённых источников. Открытие корпуса последовало 30.08.1842 года, в день тезоиминитства шефа который благословил корпус образом святого князя Александра Невского.
Положение Александровского кадетского корпуса
§1.
О числе и возрасте кадет.
Александровский Кадетский Корпус учреждается по Приложенному при сем Штату для приготовительного военного воспитания 400 малолетних дворян от 7-ми до 10-ти летнего возраста.
§ 2.
О Директоре.
Директор Корпуса сего есть Начальник оного Корпуса по всем частям его управления, на основании приложенного при сем Устава.
§ 3.
О Начальнице.
Начальница, под руководством Директора, имеет, по малолетству Кадет, ближайшее попечение о нравственном и физическом воспитании их, на основании Устава, и наблюдает за точным исполнением своих обязанностей Надзирательницами и всею женскою прислугою.
S 4.
О Помощнике Директора.
Помощник Директора, который вместе с сим и Инспектор классов, наблюдает за точным исполнением распоряжений Директора, для приведения в успешное исполнение всего, Уставом постановленного, и в особенности заведывает он учебною частью. В случаe же болезни, или отсутствия Директора, заступает его место.
§ 5.
Разделение Кадет на отделения.
Кадеты Корпуса сего разделяются на 13-ть отделений, но из них тринадцатое отделение имеет быть в виде запасного, в которое будут поступать только такие воспитанники, коих по особливому Монаршему благоуважению повелено будет принять в самых юных летах.
§ 6.
Разделение, отделений на роты.
Первые 12-ть отделений разделяются на 4 роты, а каждая рота на 3 отделения. Каждое из сих отделений поручается одной Надзирательнице; но 4 из сих Надзирательниц избираются Начальницею для заведывания (сверх своих отделений) и целыми ротами.
§ 7.
Число кадет в ротах .
Число Кадет в четырех ротах ограничивается 360 человеками, следовательно сорок из числа положенных по Штату 400 вакансий оставляется для помещения таковых воспитанников, о коих последует особое Высочайшее повеление; до замещения же запасного отделения сими последними воспитанниками, иметь в оном таких из Кадет, зачисленных в роты, которые, по нежности сложения, или по другим причинам, с пользою могут быть отделены от рот, для ближайшего надзора за ними в запасном отделении.
§ 8.
О сборе кадетских отделений.
В каждом отделении, по выбору Надзирательницы и с утверждения Начальницы, назначаются два Кадета старшими, кои в виде унтер-офицеров, при всех сборах, строят Кадет своего отделения и рапортуют Надзирательнице, все ли собрались. — Сие послужит к приучению Кадет с малолетства к военному порядку.
§ 9.
О переводе другие корпуса.
Все Кадеты четырех рот, достигшие 10-ти летнего возраста, на основании правил, в Уставе сего Корпуса постановленных, по окончании годового экзамена, переводятся в Морской, 1-й, 2-й и Павловский Кадетские Корпуса, причем, как в Уставе постановлено, в Морской Корпус преимущественно назначаются те, коих родители желают посвятить морской службе, ежели только не будет признана в них видимая неспособность. О сем предназначении для морской службы могут родители объявить в прошениях, подаваемых о принятии детей их в Корпусы.
§ 10.
О назначении Кадет по отделениям вместо выбывших.
Когда Кадеты Александровского Корпуса в другие корпуса переведутся, то Надзирательницы первых 12-ти отделений, из коих Кадеты выбыли, получают других Кадет: а) из вновь определяющихся, b) из поступивших по особым Высочайшим повелениям в запасное отделение, ежели сии достигли семилетнего возраста.
§ 11.
Каждая Надзирательница, поступивших в ее отделение Кадет сохраняет в оном до перевода в другие Корпуса; но сие не относится к Надзирательнице Запасного отделения.
§ 12.
О обучении согласно с Уставом.
Чему и каким порядком Кадет Корпуса сего обучать должно, постановлено в Уставе Корпуса сего.
§ 13.
О сумме на содержание Корпуса.
Сумма на содержание Корпуса по всем частям определена приложенными при сем Штатом и Табелью.
§ 14.
О расходовании сумм.
Сумма сия отпускается из Государственного Казначейства и употребляется по назначению своему, на основании общих правил, для расходования казенных денег существующих, и сообразно с тем, что постановлено в Уставе в части III-й главы 3-ей.
§ 15.
0 непревышении назначенной суммы.
Расходы на содержание Корпуса по всем частям ни в каком случае не должны превышать той суммы, какая по Штату и Табели назначена. Однако же, если по одной части определенная сумма недостаточна, а но другой части будут остатки, то дозволяется Директору остатками сими заменять недостатки.
План здания Александровского Брестского кадетского корпуса
В Бресте кадетский корпус размещался до 1854 года, когда в связи с объявлением Брест-Литовской крепости на военном положении (начало войны с Турцией) был переведен в Москву; в 1860 - в Вильно; в 1863 году в связи с преобразованием кадетских корпусов упразднен.
Размещался он на Волынском укреплении только что вступившей тогда в строй Брестской крепости, в перестроенных зданиях монастырей бернардинцев и бернардинок. После закрытия кадетского корпуса там обосновался военный госпиталь.
"Прекрасное и обширное здание корпуса с куполом над церковью в середине перестроено было из старинного монастыря. Расположено оно было в центре крепости, на берегу реки Мухавец, окруженное со всех сторон крепостными валами и постройками, из амбразур которых выглядывали пушки. Фасадом своим здание выходило на искусственную высокую гору с укрепленной башней, на которой в торжественные дни и во время пребывания Высочайших особ вывешивали огромной величины Императорский штандарт, желтый с черным двуглавым орлом. Сзади главного здания расположены были каменные флигели, в которых помещались квартиры: директора, инспектора, офицеров и учителей и казармы для служительской роты, состоящей при корпусе. На дворе, окруженном флигелями, разбит был сквер, куда нас не пускали, а ходили мы гулять на плац перед главным зданием", - так вспоминал о своей альма-матер воспитанник кадетского корпуса О. Еленский.
Поначалу "литовцы" (жители Литвы и Белоруссии) и поляки имели преимущество в числе кадетских вакансий перед посланцами русских или остзейских (прибалтийских) губерний (300 к 100),а с 1848 года их число было уравнено. В корпус принимались в основном дети военнослужащих в возрасте от 10 до 18 лет, выдержавшие приемные экзамены в соответствующие возрасту классы.
В первое десятилетие корпус возглавлял генерал Гельмерсен (на снимке справа). Он требовал от дворянских отпрысков непременного общения между собой по-русски. Разговорной русской речью тогда не владело большинство "литовских" дворян. Зато и выучивались быстрее, а к выпуску каждый обладал литературно правильной речью, ничем не отличаясь от уроженцев великорусских (российских) губерний.
По словам одного из воспитанников, в корпусе не было "даже самого малейшего случая национального антагонизма между кадетами польского и русского происхождения". Жили, как дети одной большой семьи. Солидарность и товарищество между кадетами стали неписанным законом, в случае необходимости они "всегда действовали сообща и дружной стеной стояли за всякое честное и доброе дело".
В 1853 году во главе корпуса был поставлен - и руководил им в течение двух лет - генерал В.Н. Назимов, добрый и сердечный человек, искренне любивший своих подопечных (по их же воспоминаниям). При нем большим уважением стали пользоваться наставники гуманные и образованные. А преподаватели, известные варварскими приемами в обращении и солдафонством, отошли на второй план. В Брестском кадетском корпусе одновременно обучалось до четырехсот кадетов. Изучали они общеобразовательные предметы по курсу гимназии (языки, естественные и общественные науки), а также овладевали навыками строевой подготовки, верховой езды, стрельбы, фехтования, гимнастики, плавания, музыки и танцев, светской манере поведения.
Весь корпус делился на четыре роты: 1 рота - Гренадёрская, 2 и 3 роты - Мушкетёрские, 4 - неранжированная. В каждой было по 100 человек. Во главе корпуса стояли командиры в звании капитана. Командиру роты помогали штабс-капитан и три поручика, возглавлявшие отделения. Роты составляли батальон, которым и являлся кадетский корпус. Командир батальона в звании подполковника или полковника фактически был заместителем директора корпуса по военно-строевой части, он же отвечал за воспитательную работу среди кадет. Главная цель воспитания выражалась просто: - " За Веру, Царя и Отечество". Между тем проступки кадет карались сурово: кадет оставляли без обедов, ставили в угол, лишали увольнительной, встречи с родителями. Но самым жестоким наказанием были розги. Нередко кадеты получали свою порцию по три раза на неделе, точно по расписанию.
Открытие Александровского Брестского корпуса пришлось на время, когда столица требовала "непременного исполнения" утвержденных свыше планов и программ общего и специального образования кадетов. Между тем на практике они, разнообразные и обширные, оказались не по силам ученикам. Больше того, еще более непреодолимым препятствием явилось отсутствие подготовленных педагогов, особенно в Бресте, удаленном от научных и культурных центров России. Волей-неволей, ради исполнения циркуляров, приходилось поручать преподавание армейским офицерам. Немецкий же язык в корпусе вообще преподавал корнет (младший офицер) гусарского полка! Некоторое время в кадетском корпусе преподавали русский язык, законоведение и физику приват-доценты Московского университета: Некрасов, Альбертин, Владимирский.
Никакого общеобразовательного ценза при назначении офицеров в корпус не требовалось. Попадали сюда после долголетней службы в войсках, нередко израненные и больные. При всем своем желании такие педагоги были не в силах справляться с обязанностями, пряча собственную некомпетентность за грубыми придирками. Почти не было и хороших учебников, в частности, по русскому языку. Общий уровень подготовки брестских кадетов был невысок, что, однако, не мешало появлению воспитанников, отличавшихся развитием и даже талантами.
В царствование Николая I на первый план вышла строевая подготовка кадетов. Брестские кадеты в ней были хороши благодаря батальонному командиру полковнику Устругову. Не раз отличались на смотрах безукоризненным исполнением ружейных приемов, сложных построений, слаженно и изящно шли и церемониальным маршем и "тихим шагом". Вообще, в то время военная служба была основана, прежде всего, на внешней стороне, на выправке. Маршировка, скажем, ценилась до того плавная, чтобы не проливалась вода из стаканов, поставленных на плечи! Перед смотрами кадеты обычно ослабляли винты на ружьях, отчего те в ловких юношеских руках издавали чрезвычайно эффектный слитный звук, походивший на щелканье орехов. Император Николай I был очень доволен успехами брестских кадетов во время строевого смотра в начале сентября 1853 года.
Рота кадетов была направлена в Варшаву. Ехали трое суток на дилижансах. Там они "гостили" целую неделю, участвуя в разводах и караулах, занимая правофланговое место на смотрах. За ними ухаживали, как за "институтками", водили по театрам, дворцам. И кормили до отвала. Царь дал каждому по рублю серебром и по упаковке конфет.
Поначалу на каникулы домой уезжал лишь тот, кто имел такую возможность, остальные же пребывали в корпусных стенах. Начиная же с 1845 года, когда император пожелал параллельно с научными знаниями развивать у воспитанников и воинский дух, все кадеты после годичных экзаменов стали непременно вывозиться в лагерь.
Лагерная стоянка располагалась в десяти верстах от Бреста, среди дремучих лесов. Место красивое, хотя и не вполне здоровое. Свободное от строевых занятий время кадеты тратили на "воспитание" ящериц и ужей, разводили земляных пчел; некоторые даже держали лисиц.
Надо сказать, что пребывание в корпусе зачастую оставляло у разных кадетов противоположные впечатления. К примеру, тут учился будущий публицист-демократ, приверженец идей Прудона и Бакунина Николай Васильевич Соколов. В своей автобиографии (написанной от третьего лица) он вспоминал: "В 1845 году матушка увезла его в Александровский Брест-Литовский кадетcкий корпус, где уже находились два его брата. С августа 1845 года до июля 1851 года он находился в этом корпусе - эпоха, которая на него до сих пор наводит ужас: солдатчина, жесткое обращение и розги без конца".
Совсем другие впечатления остались от Брестского кадетского корпуса у Аполлинария Горавского - известного впоследствии художника (фото справа). Иначе не стал бы он в 1857 году настойчиво хлопотать о зачислении в кадетский корпус своих младших братьев Гектора и Гилярия. Да и вряд ли могло быть иначе - именно в Бресте начиналась дорога Горавского в мир искусства.
Начальником юного Аполлинария по корпусу был полковник Бенуа, большой знаток и ценитель живописи. Он заметил способности к рисованию у своего воспитанника и всячески поощрял его занятия живописью, старался подтолкнуть его к профессиональному изучению искусства. Огромное значение имело знакомство будущего художника с известным архитектором Николаем Бенуа, который часто гостил в Бресте у своего брата - полковника Бенуа.
Николай Леонтьевич во время посещений Бреста преподал Горавскому основы художественной грамоты и подготовил его к поступлению в 1851 году в Академию художеств. А полковник Бенуа, как писал впоследствии художник, «привез меня в Петербург, через его старания попал я в Академию пенсионером».
Учеба Горавского в Академии прошла успешно - его картины получают медали, благоприятные отзывы критиков, раскупаются коллекционерами. В 1856 году происходит знакомство Горавского с Третьяковым. Павлу Михайловичу понравилась картина Аполлинария - программа на «старшую» золотую медаль, приобретенная коллекционером Кокоревым. Третьяков заказал художнику повторение этой работы для своего собрания. Знакомство быстро переросло в дружбу, продолжавшуюся до самой смерти коллекционера.
Творческое наследие Аполлинария Горавского велико и разнообразно. Многие работы поэтически воспевают красоту белорусской природы: «Вид дубравы возле Бобруйска», «На родине», «Пинские болота», «Вечер в Минской губернии». По мнению известного исследователя живописи А.Н. Дробова, Горавский был типичным представителем пейзажистов 19-го века, в творчестве которого нашли отражение демократические настроения передовой белорусской интеллигенции.
Окончил свой жизненный путь Аполлинарий Гиляриевич Горавский в 1900 году.
Говоря о выпускниках корпуса, известно, что Брестский кадетский корпус закончил Барабаш Яков Федорович (1838-1911) - наказной атаман Оренбургского казачьего войска, оренбургский губернатор, генерал-лейтенант. Из дворян Полтавской губ. После окончил Александровского Брестского кадетского корпуса, в 1865 завершил курс Николаевской академии Генштаба. Член военно-следственной комиссии при Варшавском военном отделе, штаб-офицер для особых поручений при командующем войсками Восточно-Сибирского военного округа, начальник отряда, введенного в Ургу (Внутренняя Монголия) для защиты консульских и торговых интересов России. На Дальнем Востоке прослужил более пятнадцати лет; с 1884 был военным губернатором Забайкальской области, наказным атаманом здешнего казачьего войска. С февраля 1888 - военный губернатор Тургайской области. В 1899-1906 - губернатор в Оренбургском крае, впоследствии сенатор.
Многие воспитанники Брестского кадетского корпуса стали впоследствии активными участниками революционного движения в России, руководителями восстания 1863-1864 г. в Польше, Литве и Белоруссии.
Среди них были: П.И. Адамович, Т.Ф. Владычанский, Я.В. Домбровский, Е.Ф. Кульчинский, Б.В. Люгайло, Б.С. Павлович, З.В. Падлевский, И.А. Подбельский, Е.А. Рыдзевский, Н.В.Соколов, А.Г. Стабровский и др.
Среди воспитанников корпуса наиболее яркой фигурой является Ярослав Домбровский, завершивший свой жизненный путь в ранге командующего вооруженными силами Парижской коммуны.
В Брестский кадетский корпус Ярослав Домбровский был зачислен в 1845 году, в восьмилетнем возрасте (родился он 13 ноября 1836 года в Житомире в семье мелкого провинциального чиновника).
В первые годы пребывания Ярослава Домбровского огромный штандарт реял над башней - сам император Николай I проводил смотр новобранцев.
Для Ярослава первое знакомство с монархом было печальным. На вопрос Николая I о национальности юный кадет гордо ответил: «поляк!», и, будучи грубо отброшенным владыкой, упал на пол и потерял сознание.
Впрочем, это совершенно не помешало дальнейшей учебе Домбровского. Впоследствии ему не раз повышались баллы по поведению, а в архивах сохранились приказы о поощрении Домбровского «за очень хорошее поведение, нравственность и прилежание к наукам», «за благонравие и усердное исполнение своих обязанностей», «за примерное поведение и заботливость о своих подчиненных». И среди товарищей Ярослав Домбровский пользовался немалым авторитетом. Тот же О. Езельский вспоминал: «Часто мы собирались вокруг него, чтобы послушать его рассказы. Речь у него лилась свободно и отличалась красотой, он фантазировал, заносился на седьмое небо, мечтал о Кавказе, о бранных подвигах и приходил в отчаяние от своего маленького роста. Часто, рассуждая между собой, мы пророчили ему блестящую будущность».
После перевода из Бреста в 1853 году, Домбровский завершил обучение в Петербургском кадетском корпусе. Затем служба в действующей армии и участие в Кавказской войне, обучение в Академии Генерального штаба, чин штабс-капитана... Казалось, путь к карьере открыт. Но Ярослав Домбровский избрал другой путь.
Во время учебы в Академии он был одним из руководителей польского революционного офицерского кружка в Петербурге, пропагандировал идеи русско-польского революционного союза.
В начале 1862 года в Варшаве он возглавил левое крыло революционной организации (партии «красных»), был членом Центрального национального комитета, конспиративным начальником Варшавы, одним из организаторов и руководителей Комитета русских офицеров в Польше.
Провел совещание в Вильно с революционерами Литвы и Белоруссии. Рассчитывая на поддержку русских революционных сил, разработал план вооруженного восстания.
В августе 1862 года Домбровский был арестован, но даже из тюрьмы руководил подготовкой восстания.
В октябре 1864 года Домбровский был осужден на пятнадцать лет каторжных работ, но по пути следования к месту отбывания наказания он бежал, и с помощью русских революционеров сумел нелегально выехать за границу. Здесь он становится одним из лидеров демократической эмиграции. О взглядах Ярослава Домбровского может свидетельствовать его дружба с Александром Герценом и Джузеппе Гарибальди.
Труды по военному делу поставили его в число авторитетных специалистов-теоретиков.
18 марта 1871 года стало точкой отсчета истории Парижской Коммуны - первой в истории человечества пролетарской революции и первого правительства рабочих. Ярослав Домбровский, живший во Франции, в стороне от бурных парижских событий не остался. В апреле он назначается сначала командиром 11-го легиона коммунаров, а затем комендантом Парижского укрепленного района и командующим войсками западного сектора обороны Парижа.
В мае Домбровский был назначен главнокомандующим вооруженными силами Парижской Коммуны. Коммуна присвоила ему звание генерала.
Домбровский, сторонник наступательной тактики, предлагал незамедлительно атаковать Версаль и ликвидировать контрреволюционное правительство. Предложение было отклонено и, как считают историки, это было одной из главных ошибок Коммуны.
Самому Домбровскому об этом судить не пришлось.
23 мая 1871 года он получил тяжелое пулевое ранение в бою с версальцами у баррикады на углу Мирра и Пуасоньер, при обороне высот Монмартра, и, доставленный в больницу Ларибузьер, через два часа скончался.
Именем Я. Домбровского названа улица в Гродно.
(по материалам газеты "Вечерний Брест"
Архитектурный комплекс Александровского Брестского кадетского корпуса в Бресте.
Интересна история архитектурного комплекса (Бернардинский комплекс), в котором располагался Александровский Брестский кадетский корпус.
Современный Брест и Брест средневековый - два по сути различных города, расположенных в разных местах. Богатый архитектурными памятниками древний город, один из крупнейших в Великом Княжестве Литовском, где в 1596 году была подписана уния между православной и католическими церквями, в XIX веке был практически целиком уничтожен и снесен при строительстве Брестской крепости — могучей цитадели на западных рубежах России. При этом сам город был перенесен на несколько километров на восток и начал свою историю как бы заново.
На Волынском укреплении стоял комплекс монастыря бернардинок, разрушенный в Великую Отечественную войну.
Расположенные на соседнем с замком острове монастыри бернардинцев и бернардинок, их костелы, бернардинские мост и площадь создавали уникальный целостный градостроительный ансамбль. В Бересте бернардинцы появились, благодаря приглашению луцко-брестского бискупа Мартина Шишковского, отдавшего монахам свой участок с домом в Волынском предместье и построившего для них часовню. В 1605 г. в городе были возведены деревянные костел и монастырь. На щедрые пожертвования Льва Сапеги и Яна Галемского началось строительство каменного костела мужского бернардинского монастыря. Через год рядом с ним выросли деревянные женский монастырь и костел Св. Дороты, которые в XVIII в. были перестроены в каменные.
Костел Св.Дароты, который позже вошел в комплекс бернандинского костела, упоминается на «гостинце Луцким, другая полать полеве» уже в описании староства Берастейского в 1565 г. Первыми основателями были Лев Сапега и Ян Галемский.
По внешней линии крепости шел земляной вал высотой 10 м с каменными казематами, за ним – каналы с перекинутыми через них мостами, которые вели за пределы крепости.
На застраиваемой территории крепости было много церквей, монастырей, костелов. Некоторые из них перестраивались или приспосабливались под нужды гарнизона крепости. На Центральном острове в коллегиуме иезуитов, разместилась канцелярия коменданта крепости; монастырь базилиан, позже известный под названием Белый дворец, был перестроен под офицерское собрание. На Волынском укреплении в монастыре бернардинцев, существовавшем c начала 17 века, в 1842-54 гг. и находился Брестский кадетский корпус, который строили по проекту архитектора Мордвинова. Роспись фресок церкви кадетского корпуса была заказана художнику В.Баженову.
«Прекрасное и обширное здание корпуса с куполом над церковью в середине перестроено было из старинного монастыря. Расположено оно было в центре крепости, на берегу реки Мухавец, окруженное со всех сторон крепостными валами и постройками, из амбразур которых выглядывали пушки. Фасадом своим здание выходило на искусственную высокую гору с укрепленной башней, на которой в торжественные дни и во время пребывания Высочайших особ вывешивали огромной величины Императорский штандарт, желтый с черным двуглавым орлом. Сзади главного здания расположены были каменные флигели, в которых помещались квартиры: директора, инспектора, офицеров и учителей и казармы для служительской роты, состоящей при корпусе. На дворе, окруженном флигелями, разбит был сквер, куда нас не пускали, а ходили мы гулять на плац перед главным зданием», - так вспоминал о своей альма-матер воспитанник кадетского корпуса О. Еленский.
В Бресте кадетский корпус размещался до 1854 года, когда в связи с объявлением Брест-Литовской крепости на военном положении (начало войны с Турцией) был переведен в Москву; в 1860 - в Вильно; в 1863 году в связи с преобразованием кадетских корпусов упразднен. После перевода Бресткого кадетского корпуса в Москву, оставшиеся здания использовались под военный госпиталь.
Сегодня о расположении бывшего кадетского корпуса напоминают лишь руины некоторых зданий, сохранившиеся на территории крепости. Это, прежде всего, стоявший на Волынском укреплении комплекс монастыря бернардинок, разрушенный в Великую Отечественную войну. Но даже сейчас в этих развалинах очевидно угадывается старинное культовое прошлое - остатки стен костела, сводчатые перекрытия помещений, монашеские кельи, небольшой монастырский дворик в самом центре постройки. Все это требует срочной неотложной консервации для сохранения памяти для нас и для наших потомков. В начале 1990-х здесь проводились археологические раскопки, в ходе которых были найдены многочисленные, зачастую уникальные, материалы.
Сайт выпускников МнСВУ http://mnsvu.org/index.php/option/content/task/view/id/300
фундамент, всё что осталось от здания кадетского корпуса
Это, прежде всего, стоявший на Волынском укреплении комплекс монастыря бернардинок, разрушенный в Великую Отечественную войну. Но даже сейчас в этих развалинах очевидно угадывается старинное культовое прошлое - остатки стен костела, сводчатые перекрытия помещений, монашеские кельи, небольшой монастырский дворик в самом центре постройки. Все это требует срочной неотложной консервации для сохранения памяти для нас и для наших потомков. В начале 1990-х здесь проводились археологические раскопки, в ходе которых были найдены многочисленные, зачастую уникальные, материалы.