sandra_rimskaya (sandra_rimskaya) wrote,
sandra_rimskaya
sandra_rimskaya

Category:

Джон Нортон - вождь ирокезов.

Оригинал взят у serg_slavorum в Джон Нортон - вождь ирокезов.

Мой комментарий: интересно только в том плане, что война 1812 года - это война 1864 года. Сама война убрана, но отголоски остались. Воевали там Белая Армия Ангелов Карусов и красная армия казаков Эльстона. Первая Мировая Великая Отечественная Освободительная война 1853-1903 гг. Две остальных мировых войны: 1914-1921 и 1938-1946 гг. были продолжением той Войны 1853-1903 гг.

Казаки валят Россию изо всех своих щенячьих сил.


Нортон2.jpg
Портрет Джона Нортона кисти английского живописца Матера Брауна. Дата создания - около 1805 года.

Джон Нортон (родился в 60 – е годы XVIII века – умер после 1826 года) – знаменитый вождь и военный предводитель ирокезов в Англо – американской войне, авантюрист, переводчик Библии на язык ирокезов.



Джон Нортон родился в начале 60 – х годов XVIII века в Шотландии. Его матерью была шотландка по фамилии Андерсон, а отцом – индеец из племени чероки. Отца Джона ещё ребёнком подобрали английские солдаты в селении Киовии (ныне штат Теннеси), сожжённом в ходе боёв Франко – индейской войны (североамериканский театр военных действий Семилетней войны). Мальчика забрали в Британию и отдали на воспитание в британскую семью. Детство нашего героя прошло в городке Думфермлин, где он закончил школу

Джон Нортон в юности работал учеником в типографии (предположительно принадлежавшей его отцу), но однообразная работа его не привлекала. Хотелось приключений и воинских подвигов. Он вступил в армию Его величества. Проходил службу в Шотландии, где первый раз женился, потом в Ирландии. В 1785 году, вскоре после окончания Войны за Независимость США, получил назначение в Нижнюю Канаду (Квебек). В Ниагаре Джон самовольно оставил расположение части и был уволен из рядом Вооружённых Сил. Видимо, армейская муштра ему тоже осточертела, но полученный армейский опыт оказался весьма кстати. Дал о себе знать и голос крови – его потянуло к родным пенатам, в индейские селения (замечу, чероки и ирокезы состоят в отдалённом родстве, так что ничего удивительного). Джон какое –то время живёт в ирокезском поселении Tyendinaga, изучает индейский образ жизни. В 1791 году он в качестве бродячего торговца путешествует по Огайо, обзаводясь нужными связями среди аборигенов. В 1794 году мы его видим уже в Форте – Ниагара переводчиком с индейских языков на английский. Видно, что Нортон был полиглотом, имел талант к быстрому овладению языками. Потом ему данный навык очень пригодится при переводе Священного Писания, но об этом чуть ниже.

К времени пребывания в Форте – Ниагара относится знакомство Нортона с прославленным вождём Союза Шести Народов Гранд Ривер – Джозефом Брантом (индейское имя Thayendanega). Расскажу немного кто это такой.

Нортон_Joseph_Brant_by_Gilbert_Stuart,_1786.jpg
Джозеф Брант — портрет кисти художника Гилберта Стюарта, 1776 год.

Ирокезский вождь Джозеф из племени могавков был весьма незаурядной личностью. Он отличался несокрушимым мужеством на поле боя и мудростью государственного деятеля, а также, увы и жестокостью к врагу. Во время Войны за Независимость США, ирокезы под его руководством, союзники английского короля, устраивали расправы над безоружными поселенцами и пленными американскими солдатами. Особенно известна в истории «Резня в Черри - Велли» («Вишнёвой долине»), когда воины Бранта жестоко убили 30 нонкомбатантов.

В делах государственного управления Брант много сделал для экономического развития ирокезских земель на берегах реки Гранд Ривер. Тогда ирокезы окончательно перешли к оседлому образу жизни, перенимали элементы европейского образа жизни, в чём встречали понимание и поддержку королевских властей. Желая увеличить численность ирокезских поселений на Большой Реке, Брант решил переселить американских ирокезов в Канаду, ликвидировав резервации ирокезов – сенека Буффало – Крик (Buffalo Creek) в штате Нью – Йорк, ирокезов - могавков Tyendinaga в Bay of Quinte. Далее – он решил проблему пустующих родовых земель, которые ирокезы не имели возможности самостоятельно обрабатывать. Брант стал сдавать эти земли в аренду белым поселенцам за плату. Данная инициатива вождя встретила поначалу сопротивление британских властей. Английские чиновники, такие как Джон Грейвс (John Graves) Simcoe, губернатор Канады и его суперинтендант Уильям Клаус, занимавшийся вопросами взаимодействия с Союзом Шести Народов, считали индейцев примитивными дикарями, не способными самостоятельно заключать коммерческие сделки и требовали от них делегировать британским властям право распоряжаться земельными ресурсами. Начальству, мол виднее. Брант после многих препирательств, доказал вышеупомянутым господам их неправоту и самолично заключил в 1798 году выгодные сделки с белыми колонистами, причём ирокезы начали получать доход от своих земель и в Канаде и в США. Вырученные деньги Брант положил под большие проценты в Британско – Канадский банк, ещё больше увеличив богатство своего народа.

И такой мудрый и уважаемый человек обратил внимание на бродягу Нортона, увидев в нём перспективного парня, способного принести пользу ирокезам. Где – то в 90 – е годы XVIII века Джон был принят в ряды племени могавков с наречением имени Teyoninhokarawen (простите, я не знаю как это непроизносимое имя транскрибировать кириллицей) и поселился в резервации Гранд Ривер. Здесь же он женился во второй раз на ирокезской женщине. Брант стал его приёмным дядей, а Джон соответственного его приёмным племянником (видимо у ирокезов так было принято – не усыновлять, а «уплемяннивать»). Позднее Джона возвели в «сосновые вожди» (Pine Tree Chief) - очень почётный титул у могавков.

Переводчик Библии.

Весной 1804 году Джон – Teyoninhokarawen посетил Туманный Альбион для ведения переговоров с британскими чиновниками и представителями деловых кругов в интересах своего народа. Там он познакомился с христианскими миссионерами из «Британского и Зарубежного Библейского общества», ставившими, помимо прочего, своей целью распространение библейских знаний и христианской веры среди неевропейских народов. По просьбе «Библейского общества» Джон принялся за главный труд в своей жизни – перевод Евангелия от Иоанна на язык могавков. Он успешно справился с задачей: перевод был представлен участникам «Библейского общества», отпечатан в типографии и отправлен в Новый Свет для распространения среди ирокезов.

Нортон_Могавк_Шапель1.jpg
Королевская часовня Могавков - внешний вид.

Нортон_Могавк_Шапель.jpg
Королевская часовня Могавков - внутренний вид.

В Королевской Часовне Могавков в Брантфорде (Brantford), Онтарио можно увидеть витраж, на котором запечатлены сцены из истории евангелизации ирокезов. Внизу витража помещено изречение Нортона, коим он предварил свой перевод Евангелия от Иоанна: «Let us strictly adhere to what the Lord has transmitted to us in the Holy Scriptures, that thereby the unbelievers may know that love we bear the commandments of God» (Будем точно придерживаться того, что Господь передал нам в Священном Писании, дабы неверующие могли знать, что мы несём любовь согласно заповедям Божьим).

В землях чероки.

В 1809 – 1810 годах Джон Нортон совершил длительное путешествие по юго – востоку США, по землям народа чероки в поисках родственников своего отца. Ему удалось встретиться со своей роднёй и чероки признали его за своего. Свой отчёт о поездке, содержащий ценные сведения о городах чероки, их культуре и обычаях времён их «Золотого века» (до депортации в Оклахому), Джон поместил в своём «Журнале майора Джона Нортона», опубликованном в 1816 году.

Нортон1.jpg

Война 1812 года.

После смерти вождя Бранта, Нортон стал самым авторитетным вождём Союза Шести Народов. Ему пришлось иметь дело с упомянутым выше Уильямом Клаусом, который возглавлял «Индейский департамент Верхней Канады». В те времена резко обострились англо – американские взаимоотношения, и Клаус теперь искал взаимопонимания с ирокезами, стремясь заручиться их поддержкой в назревавшем (с 1807 года) вооружённом конфликте с американцами. Который вскоре и грянул – началась англо – американская война. Эта война воспринималась как освободительная не только англо – канадцами, хранившими верность короне и не желавшими присоединения к США, но и многими индейцами по причине того, что британцы относились к ним гораздо гуманнее и справедливее, нежели власти США и не занимались отжимом их родовых земель в отличие от янки. Первое столкновение с американцами в котором участвовали ирокезские отряды под предводительством Нортона произошло в 1811 году – битва при Типпекану. Когда начались основные боевые действия войны 1812 года, Джон Нортон со своими отрядами тотчас присоединился к армии британского генерала Исаака (Айзека) Брока (Isaac Brock), несмотря на официальный нейтралитет Союза Шести Народов. Взятие генералом Броком Детройта вызвала всплеск энтузиазма, и много ирокезcих воинов, известных своей храбростью и бесстрашием вступило в ряды британских войск. Ирокезы под командованием Джона Нортона, Джона Бранта (сына Джозефа Бранта) и лейтенанта Уильяма Джонсона Керра (Kerr) из «Индейского департамента» внесли решающий вклад в победу англичан над американцами в битве на Куинстонских высотах. Кроме этого сражения, Нортон и его воины участвовали во многих других битвах той войны. Воспоминания о тех славных днях майор Нортон изложил в своём «Журнале…».

В 1813 году Джон в третий раз женился на красивой и умной девушке – индианке из племени делаверов по имени Катерина. Что стало с его первыми двумя жёнами - не знаю.

В 1815 году Джон вместе со своей женой Катериной и сыном от предыдущего брака, которого тоже звали Джон, индейское имя Tehonakaraa (к слову, у него были и другие сыновья), посетил Великобританию, конкретно – Шотландию, где жена и сын поступили в школу в Данфермлине и выказали себя очень способными к овладению науками.

В 1816 году он вышел в отставку в чине майора Британской королевской армии (хотя его все уважительно именовали полковником), вернулся с семьёй в Гранд Ривер, где занялся земледелием, а попутно перевёл на язык могавков Евангелие от Матфея.

Последние годы жизни Джона Нортона окутаны туманом таинственности. Похоже, на старости лет его вновь потянуло на приключения и он, оставив семью, мирную спокойную жизнь на реке Гранд Ривер и направил свои стопы куда – то в сторону южных широт. Причиной его отъезда была семейная ссора (около 1823 года). Он сильно ревновал свою жену Катерину (ей было 16 лет, а ему около 50 – разница в возрасте как понимаете очень большая) и даже случайно убил в драке одного из своих предполагаемых соперников – молодого индейца. Последовало судебное разбирательство, причём Джон повёл себя очень достойно. Он не стал предавать огласке супружескую неверность жены, назначил ей денежное содержание, но, несмотря на её мольбы и просьбы о прощении, заявил, что уезжает и никогда больше не желает её видеть.

Один из друзей Нортона сообщал, что получил от него письмо в ноябре 1825 года. Обратным адресом значился городок Лоредо в Техасе, тогда принадлежавшем Мексике. Друг утверждал, что Джон якобы очень хотел вернуться домой. Но нет никаких свидетельств того, что он осуществил своё намерение. В 1851 году племянник и наследник Нортона обещал доказать в суде факт смерти своего дяди в октябре 1831 года. Но сделано это так и не было.

В одном можно не сомневаться – помер Джон Нортон явно не от скуки.

И немного о его потомках.

Самый известный из его потомков программист Питер Нортон, один из создателей Нортон коммандера.

Кто – нибудь из молодого поколения компьютерных пользователей помнит что это такое?)

Составлено по:

1. https://en.wikipedia.org/wiki/John_Norton_%28Mohawk_chief%29
2. http://www.warof1812.ca/norton.htm





Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments